Особенности подхода личностно-ориентированной психотерапии в рамках группового взаимодействия
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 00:34, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной терапии сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной. В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение В.Н.Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной психической патологии. Индивидуальная психотерапия строится на общении психотерапевта с больным.
Оглавление
История личностно-ориентированной психотерапии; Теоретический аспект; Особенности взаимодействия, ведущего с группой; Техники данного направления: Используемая литература.
4. Личностно-нейтральные руководители:
постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают
агрессивным способом. Для них характерны
эмоциональное стимулирование средней
силы и слабая забота.
5. Либеральные руководители:
преобладает познавательная ориентация;
достаточно низкий уровень проявления
остальных трех стилей.
6. Командиры: высшая степень
проявления исполнительной функции, авторитарность,
частое использование различных упражнений.
Описанные типы руководителей
групп приведены в порядке их эффективности
для терапии. Первые три типа считаются
эффективными, последние три – малоэффективными.
Иногда руководитель группы
постоянно придерживается выбранной им
роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции
группы. Например, на начальном этапе терапевт
занимает позицию комментатора или аналитика,
а в дальнейшем, по мере созревания группы,
переходит в позицию эксперта или аутентичной
личности.
Котерапевт
Часто группой руководят два
терапевта, или тренера. В некоторых случаях
в роли котерапевта выступает начинающий
врач или психолог, приобретающий опыт
руководства группой. В других случаях
профессиональный уровень терапевта и
котерапевта одинаков.
Для терапевта присутствие
коллеги дает ему прежде всего возможность
получить обратную связь относительно
своего поведения в группе.
Предпочтительнее, чтобы одним
из руководителей был мужчина, а другим
– женщина. В аналитически-ориентированных
группах они служат «мишенями» для переноса
чувств к родителям. Один терапевт может
выступать более авторитарно, другой больше
заниматься «опекунскими» делами, один
повышает, а другой снижает групповое
напряжение и т. п.
Должны ли руководители группы
быть всегда в согласии друг с другом или
они могут выражать разные взгляды? Должны
ли они утаивать от группы реальный конфликт,
который может возникнуть между ними,
или обсудить его публично на одном из
сеансов? Если они выбрали позицию аутентичных
личностей, то они должны выражать взаимную
неудовлетворенность и несогласие. Если
кто-то из них признает свою ошибку или
заблуждение, то такая откровенность может
стать моделью действительных человеческих
отношений. Однако терапевты должны постоянно
контролировать свое поведение и не допускать,
чтобы их соперничество использовалось
членами группы в нетерапевтических целях.
IV
Техники данного
направления
Методы групповой
личностно-ориентированной психотерапии
Главной формой терапии
является дискуссия. Предметами
обсуждений могут быть:
Биография каждого отдельного
члена группы, его проблемы в настоящее
время, поведение, наблюдение за другими
участниками в процессе групповой терапии
Определенные темы, актуальные
для всех членов группы
Общение между участниками
группы
Конфликты между участниками
группы
Ситуации в группе, связанные
с ее общими целями и задачами
Обсуждение патологических
механизмов: установок, неправильных отношений,
ценностных ориентаций, их коррекция.
Дополнительные методы: разыгрывание
ролевых ситуаций, упражнения на сплоченность
группы и ее продвижение и т.д.
Техники групповой личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии направленно
воздействуют на когнитивный, эмоциональный
и поведенческий компоненты отношений
личности, тем самым, позволяя интенсифицировать
групповые процессы и усилить механизмы
лечебного действия.
В классическом варианте групповой
личностно-ориентированной (реконструктивной)
психотерапии психотерапевт чаще не проявляет
активности, занимает выжидательную позицию,
наблюдая за групповым процессом, и придерживаяется
принципа спонтанного развития событий.
В краткосрочном варианте психотерапевт
предлагает ряд упражнений для снижения
напряженности в группе, интенсификации
групповой сплоченности, создания благоприятного
эмоционального климата и атмосферы безопасности,
способствующих скорейшему самораскрытию
участников, а также с целью демонстрации
пациентам потенциальных возможностей
групповой психотерапии и формирования
у них мотивации к дальнейшей работе.
Для знакомства участников
группы, уменьшения дистанции в группе,
можно применять упражнения с постепенным
переходом от вербального контакта к телесному
взаимодействию. Например, знакомство
в парах с представлением собеседника
группе, невербальное отражение кого-либо
из участников группы, представление своего
лучшего и худшего качества характера,
передача посланий по кругу и т. п. Для
улучшения понимания вербального и невербального
языков членов группы можно использовать
разыгрывание группой привычных жизненных
ситуаций:
1) детские игры в детском
садике;
2) попросить у кого-нибудь
что-нибудь;
3) выбрать и преподнести
подарок;
4) обратить на себя
внимание;
5) сделать для партнера
что-нибудь удивительное;
6) отношение к авторитетам
и авторитета к участникам;
7) проиграть дорогу на
работу и деятельность на работе;
8) возвращение с работы
домой;
9) разговор через стекло.
Лучшему пониманию друг друга
способствуют информационные упражнения:
«А ещё у меня …», «А ещё я …», снижению
уровня тревоги – любые активные игры,
ритмичные движения, танцевальные игры.
Это могут быть упражнения, связанные
с передачей ритма по кругу и усложнением
его каждым участником, «Молекулы», «Третий
лишний», «Мостик», «Пятнашки», «Светофор»
и другие. Эти же техники можно использовать
для поднятия работоспособности в начале
каждого занятия. Снятию тревоги также
будут способствовать задания, связанные
с творческим вовлечением участников
в процесс. Наиболее показательным, на
наш взгляд, является упражнение «Режиссер».
В этом упражнении у участников уже в первой
фазе развития группы появляется возможность
выбора той или иной роли с апробированием
её во время представления. Эта задача
сопряжена с получением каждым членом
группы обратной связи о производимом
им первом впечатлении у окружающих. Другими
творческими заданиями могут быть «бал-маскарад»,
когда каждый показывает свою маску, или
«цирк» (зоопарк) – участник группы выбирает
свою роль или представляет животное.
На этом этапе важно представить
ряд упражнений по обучению клиентов взаимодействовать
друг с другом, давать правильную обратную
связь и удерживаться в ситуации «здесь
и теперь». Закреплению полученных навыков
будут помогать упражнения, направленные
на развитие интерперсональных отношений
в группе. Такими заданиями могут быть:
1) социограмма (выбор значимых
партнеров);
2) выражение отношения
к ко всем членам группы
или выражение свого отношения к
человеку в центре круга;
3) убеждение остальных
идти со мной или можно заставить
сидящих встать;
4) все члены группы
убеждают одного присоединиться
к ним;
5) показ того, что я
хочу от группы;
6) чувства перед групповым
сеансом и после него с направлением
к участникам, вызывающим эти
чувства;
7) желание вести себя
так, чтобы все поняли – важно
мне их присутствие или нет;
8) ощущение того, что кто-то
мне здесь мешает;
9) кидание мяча от одного
к другому как проявление симпатии,
желание преподнести его как подарок;
10) изображение мячом кого-то
из группы (например терапевта): что
бы я с ним сделал;
11) катание мяча к самому
вам симпатичному, к тому, кто
больше всех нуждается в помощи,
кто самый замкнутый и т. п.
Помочь участникам лучше ориентироваться
в психотерапевтическом процессе помогут
упражнения на дифференцировку внутреннего
опыта. Целью их является обучение пациентов
умению различать в потоке сознания восприятия,
мысли, собственные намерения, ожидания
окружающих.
3 Техники:
I. Упражнение на формирование
позитивной Я-концепции, познание себя
и окружающих людей
ТОЧКА ОПОРЫ
Участникам предлагается определить
свои сильные стороны, т.е. то, что они ценят,
принимают и любят в себе, что даёт чувство
внутренней свободы и уверенности в своих
силах. Каждому участнику даётся две минуты
на выступление. При этом по правилам
игры нельзя «брать в кавычки»
свои слова, внутренне отказываясь
от них, следует говорить
прямо, уверенно, без «но», «если», «может
быть» и т.п. Слушатели могут только уточнять
детали или просить разъяснения, но не
имеют права высказываться.
На втором этапе игры
участников объединяют в группы
по 2–3 человека и предлагают
подумать, что они могли бы
сделать вместе, чем могли бы дополнить
сильные стороны друг друга.
Это упражнение направлено
не только на определение собственных
сильных сторон, но и на формирование
привычки думать о себе и
об окружающих людях положительно,
а также на умение формировать
сплочённую творческую команду.
II. Упражнение на коррекцию
самооценки и развитие коммуникабельности
ОТВЕТ НАГЛЕЦУ
Участникам предлагается
разбиться на пары. В каждой
паре сидящий слева представляет,
что стоит в очереди, а партнёр
справа пытается встать перед
ним (без очереди). Участник,
стоящий справа, должен так
отреагировать на эту наглость,
чтобы не нагрубить наглецу,
но в то же время поставить
его на место. Затем, участники
меняются ролями. Участники оценивают
самого находчивого игрока.
Игра заставляет находить
манеру взаимодействия с окружающими
адекватно их особенностям и
ситуации. Обыгрывается одна
из самых сложных жизненных
ситуаций, когда на неоправданную
бестактность или агрессию мы вынуждены
отвечать твёрдо или даже жёстко.
III. Упражнения для сплочения
группы и преодоления коммуникативных
барьеров
АССОЦИАЦИИ
Участники садятся в
круг. Один желающий садится
в середину круга. Игрокам
предлагается подумать, какой
образ возникает у них при
взгляде на сидящего в центре,
какие люди могут его окружать,
какой пейзаж или интерьер
составляет фон картины, какие времена
всё это напоминает. Затем предлагается
поделиться своими творческими идеями.
Каждый участник получает
коллективный портрет собственной
личности, что приводит к более точному
представлению о себе.
V
Используемая литература
Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов / С. Кратохвил. – Прага : Авиценум : Здравотнике Накладе, 1978. – 311 с.
Психотерапевтическая Энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасар-ского. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2006. – 944 с.
Федоров А. П. Групповая психотерапия при неврозах : учеб. пособие / А. П Федоров, Э. Г. Эйдемиллер. – Л. : Изд-во ЛГИДУВ, 1988. – 22 с.
Психотерапия / Под редакцией Б.Д. Карвасарского. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 544 с.
Александров Артур
Александрович «Интегративная психотерапия»
Ирвин Ялом «Групповая психотерапия:
теория и практика»
Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/ К. Рудестам; общ. ред. И вступ. сл. Л.А.
Петровской; пер. с англ. – 2-е изд. – М.
: Прогресс, 1993. – 368 с.