Особенности подхода личностно-ориентированной психотерапии в рамках группового взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 00:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной терапии сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной.
В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение В.Н.Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной психической патологии. Индивидуальная психотерапия строится на общении психотерапевта с больным.

Оглавление

История личностно-ориентированной психотерапии;
Теоретический аспект;
Особенности взаимодействия, ведущего с группой;
Техники данного направления:
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Украины

Запорожский Национальный Университет

 

 

 

Индивидуальное задание

По дисциплине:

«Групповая психотерапия и психокоррекция»

По теме:

«Особенности подхода личностно-ориентированной психотерапии в рамках группового взаимодействия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

План:

 

 

  1. История личностно-ориентированной психотерапии;
  2. Теоретический аспект;
  3. Особенности взаимодействия, ведущего с группой;
  4. Техники данного направления:
  5. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

История личностно-ориентированной психотерапии

 

Цель данной терапии сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной.

В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение В.Н.Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной психической патологии. Индивидуальная психотерапия строится на общении психотерапевта с больным. Инструментом воздействия при этом выступает лишь психотерапевт, что ограничивает диапазон реального эмоционального взаимодействия и реальных вариантов поведения как в количественном, так и в качественном плане (отношения врача и пациента по меньшей мере на протяжении длительного периода не являются отношениями равных людей, иными словами, контур взаимодействия врач — больной является скорее "вертикальным"). Это отличает индивидуальную психотерапию от групповой, где инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа, существует ситуация реального эмоционального взаимодействия, реального поведения, в которую систематически включены пациенты с широким диапазоном различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реакций, находящиеся при этом в относительно равной позиции по отношению друг к другу. Эти особенности индивидуальной психотерапии, вероятно, все же уменьшают (но не исключают) возможности непосредственной коррекции эмоциональных и поведенческих реакций больного в достаточно широком объеме.

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия разрабатывается в отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в русле отечественных, прежде всего Санкт-Петербургских исследований в области психологии, психиатрии, неврологии.

 

 В дальнейшем исследования Бехтерева были продолжены и развиты его учеником В. Н. Мясищевым, которому и принадлежит более детальная разработка еще в 30-40-х годах указанной концепции личности как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины, и в особенности — к учению о неврозах и психотерапии. Одним из фундаментальных положений этой концепции явилось понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой. Становление личностноориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного метода психотерапии может быть отнесено к началу 70-х годов и связано, прежде всего, с работой руководителя отделения неврозов НИИ Психоневрологии им. В. М. Бехтерева профессора Б. Д. Карвасарского. 
  Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия включает в себя: 
  1. концепцию личности как систему отношений индивида с окружающей средой; 
  2. биопсихосоциальную концепцию невротических расстройств, в рамках которой невроз понимается, прежде всего, как психогенное заболевание, обусловленное нарушением значимых для личности отношений; 
  3. систему личностно-ориентированной индивидуальной и групповой психотерапии, основной целью которой является достижение позитивных личностных изменений (коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов), что ведет как к улучшению субъективного самочувствия пациента и устранению симптоматики, так и к восстановлению полноценного функционирования личности. 
  Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия - это первый отечественный метод психотерапии, обладающий всем набором конструктов необходимых для современного психотерапевтического метода: оригинальной теорией личности, теорией невроза (конфликта), оригинальными приемами консультирования и технологией обучения специалистов. Это метод развивающий богатые традиции отечественной психологии и психотерапии.

В Приморском Крае личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия делает свои первые шаги. В 1995 году на международной конференции (организованной во Владивостоке профессорами И. Г. Ульяновым и Л. П. Яцковым) состоялось знакомство с этим методом, когда Б. Д. Кавасарским были прочитаны несколько лекций. Первый обучающий семинар для психологов и психотерапевтов по этому методу был проведен в мае 2003 года в рамках «Бехтеревских чтений в Приморье- 2003» профессорами Б. Д. Карвасарским, А. А. Александровым, д.м.н., заведующим кафедрой клинической психологии Медицинской Академии Последипломного Образования, С. А. Кулаковым, д.м.н. и кандидатом медицинских наук С. А. Подсадным. Организован семинар был ДвФ. НИИ Психического здоровья ТНЦ СО РАМН и Институтом Позитивной Психотерапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Теоретический аспект

 

Групповая личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия –– метод, при котором с терапевтической целью используется групповая динамика (процесс структурирования социально-психологического развития группы), то есть отношения и взаимодействия членов группы, как с психотерапевтом, так и между собой. Также лечебными целями личностно-ориентированной ( в т. ч. и групповой) психотерапии являются: 1) осознание пациентом причин переживания, способов поведения и эмоционального реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования своей системы отношений к себе, к окружающим, к мнению окружающих о себе; 2) реконструкция способов переживания, восприятия пациентом самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Одним из основных приемов, используемых при проведении групповой психотерапии, является групповая дискуссия. Групповая психотерапия особо показана подросткам, на первый план проблем которых выходят трудности в общении (в школе, в училище, в ВУЗе: с коллективом и (или) с преподавателями), страхи экзаменов, контрольных работ, устных ответов и т. п. В ходе проведения групповой психотерапии используются различные игры, постановки, тренинги общения и личностного роста.

Задачами данного вида психотерапии (в клинике) являются, во-первых, глубокое и всестороннее изучение личности пациента, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования системы его отношений; во-вторых, выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению патологического состояния и симптоматики; в-третьих, достижение у больного осознанного понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; в-четвертых, помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих; в-пятых, изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и в свою очередь ведет к улучшению как субъективного самочувствия больного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

В последние десятилетия широкое распространение в лечебной практике получила личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия в групповой форме. Ее специфика заключается в целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и самого психотерапевта. Групповую психотерапию в рамках реконструктивной психотерапии следует отличать от групповой терапии, психотерапии в группе, коллективной психотерапии. Последние предполагают по сути дела использование любого психотерапевтического метода (гипноз, аутогенная тренировка, убеждение, переубеждение и пр.) в группе пациентов. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов одновременно, однако не использует систематически в лечебных целях взаимоотношения и взаимодействия между пациентами. История развития групповой психотерапии есть движение от групповой терапии к групповой психотерапии, т.е. к пониманию и использованию в психотерапевтических целях групповых эффектов.

Групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов (в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт). Групповая психотерапия, как и индивидуальная, применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее конкретные цели и задачи, содержание и интенсивность процесса, психотерапевтические мишени, тактику и выбор методических приемов психотерапевта.

Взаимоотношения, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его реальные взаимоотношения в жизни, т.е. группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

В общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как расширение сферы самосознания пациента.

В групповой реконструктивной психотерапии основным инструментом лечебного воздействия выступает именно психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем пациента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики. В понятие групповой динамики входит совокупность групповых действий и взаимодействий между членами группы в процессе ее работы с учетом влияний внешнего окружения. Таким образом, групповая динамика представляет собой развитие или движение группы во времени. Все элементы групповой динамики обсуждаются членами группы в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок и особенностей поведения.

Опыт, накопленный при проведении групповой психотерапии, позволяет выявить определенные закономерности в развитии психотерапевтического процесса в группе, выражающиеся в наличии достаточно четко очерченных фаз этого процесса, он начинается со стадии зависимого и поискового поведения, проходит через стадии возникновения, обострения и разрешения внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем. Первая фаза групповой психотерапии характеризуется пассивностью пациентов и высоким уровнем напряжения, обусловленного преимущественно несовпадением их ожиданий с реальной групповой ситуацией и позицией психотерапевта. Для второй фазы также характерен высокий уровень напряжения в сочетании с более высокой активностью пациентов, специфика которого заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психотерапевту. Конструктивным разрешением этой кризистой фазы можно считать открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью. Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, формированием групповой культуры, выработкой групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Четвертая фаза является "рабочей" фазой активно и целенаправленно работающей психотерапевтической группы. Возникшие в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собственно психотерапевтического процесса в группе.

Нормы группы. В процессе работы группы в ней складываются определенные нормы. Нормы могут быть психотерапевтическими и непсихотерапевтическими. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с некоторыми принципами работы, следование которым отвечает психотерапевтическим задачам. Психотерапевт стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись пациентами, превращаясь в нормы группы (психотерапевтические нормы). Реализация этих принципов-норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. К этим принципам относятся следующие.

1. Откровенность и искренность. В группе надо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если вы испытываете симпатию или, напротив, неприязненные чувства к какому-нибудь участнику группы, надо говорить об этом. Нельзя говорить неправду. Если вы не хотите о чем-то говорить, то следует просто отказаться.

2. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки – это «ярлыки», которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных аспектах, о поведении. Тогда мы избежим оскорблений и унижений достоинства другого человека. Согласитесь, что не одно и то же: назвать человека «дураком» или сказать, что он поступил неразумно. «Эгоист», «маменькин сынок», «деспот», «подкаблучник», «размазня», «истеричка», «кисейная барышня» – все эти определения-ярлыки не способствуют лучшему самопониманию, но вызывают у члена группы чувства обиды, оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться от группы. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, пусть даже негативных. Например: «Я увидел тебя в новом свете, мне это было очень неприятно», «Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о своем отце».

Информация о работе Особенности подхода личностно-ориентированной психотерапии в рамках группового взаимодействия