Министерство образования и
науки Украины
Запорожский Национальный Университет
Индивидуальное задание
По дисциплине:
«Групповая психотерапия и
психокоррекция»
По теме:
«Особенности подхода личностно-ориентированной
психотерапии в рамках группового взаимодействия»
2013
План:
- История личностно-ориентированной психотерапии;
- Теоретический аспект;
- Особенности взаимодействия, ведущего с группой;
- Техники данного направления:
- Используемая литература.
I
История личностно-ориентированной
психотерапии
Цель данной терапии сделать личность, способной
к разрешению внешних и внутренних конфликтов
путем реорганизации системы ее отношений.
Поэтому такая психотерапия называется
реконструктивной.
В становлении личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии как самостоятельного
направления большую роль сыграло учение
В.Н.Мясищева о неврозах и психотерапии
при этой форме пограничной психической
патологии. Индивидуальная психотерапия
строится на общении психотерапевта с
больным. Инструментом воздействия при
этом выступает лишь психотерапевт, что
ограничивает диапазон реального эмоционального
взаимодействия и реальных вариантов
поведения как в количественном, так и
в качественном плане (отношения врача
и пациента по меньшей мере на протяжении
длительного периода не являются отношениями
равных людей, иными словами, контур взаимодействия
врач — больной является скорее "вертикальным").
Это отличает индивидуальную психотерапию
от групповой, где инструментом воздействия
выступает психотерапевтическая группа,
существует ситуация реального эмоционального
взаимодействия, реального поведения,
в которую систематически включены пациенты
с широким диапазоном различных отношений,
установок, эмоциональных и поведенческих
реакций, находящиеся при этом в относительно
равной позиции по отношению друг к другу.
Эти особенности индивидуальной психотерапии,
вероятно, все же уменьшают (но не исключают)
возможности непосредственной коррекции
эмоциональных и поведенческих реакций
больного в достаточно широком объеме.
Личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия разрабатывается
в отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического
института им. В. М. Бехтерева в русле отечественных,
прежде всего Санкт-Петербургских исследований
в области психологии, психиатрии, неврологии.
В дальнейшем исследования
Бехтерева были продолжены и развиты его
учеником В. Н. Мясищевым, которому и принадлежит
более детальная разработка еще в 30-40-х
годах указанной концепции личности как
в общепсихологическом плане, так и применительно
к теории и практике медицины, и в особенности
— к учению о неврозах и психотерапии.
Одним из фундаментальных положений этой
концепции явилось понимание личности
как системы отношений индивида с окружающей
социальной средой. Становление личностноориентированной
(реконструктивной) психотерапии как самостоятельного
метода психотерапии может быть отнесено
к началу 70-х годов и связано, прежде всего,
с работой руководителя отделения неврозов
НИИ Психоневрологии им. В. М. Бехтерева
профессора Б. Д. Карвасарского.
Личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия включает
в себя:
1. концепцию личности как систему
отношений индивида с окружающей средой;
2. биопсихосоциальную концепцию невротических
расстройств, в рамках которой невроз
понимается, прежде всего, как психогенное
заболевание, обусловленное нарушением
значимых для личности отношений;
3. систему личностно-ориентированной
индивидуальной и групповой психотерапии,
основной целью которой является достижение
позитивных личностных изменений (коррекция
нарушенной системы отношений, неадекватных
когнитивных, эмоциональных и поведенческих
стереотипов), что ведет как к улучшению
субъективного самочувствия пациента
и устранению симптоматики, так и к восстановлению
полноценного функционирования личности.
Личностно-ориентированная (реконструктивная)
психотерапия - это первый отечественный
метод психотерапии, обладающий всем набором
конструктов необходимых для современного
психотерапевтического метода: оригинальной
теорией личности, теорией невроза (конфликта),
оригинальными приемами консультирования
и технологией обучения специалистов.
Это метод развивающий богатые традиции
отечественной психологии и психотерапии.
В Приморском Крае личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия делает
свои первые шаги. В 1995 году на международной
конференции (организованной во Владивостоке
профессорами И. Г. Ульяновым и Л. П. Яцковым)
состоялось знакомство с этим методом,
когда Б. Д. Кавасарским были прочитаны
несколько лекций. Первый обучающий семинар
для психологов и психотерапевтов по этому
методу был проведен в мае 2003 года в рамках
«Бехтеревских чтений в Приморье- 2003»
профессорами Б. Д. Карвасарским, А. А. Александровым,
д.м.н., заведующим кафедрой клинической
психологии Медицинской Академии Последипломного
Образования, С. А. Кулаковым, д.м.н. и кандидатом
медицинских наук С. А. Подсадным. Организован
семинар был ДвФ. НИИ Психического здоровья
ТНЦ СО РАМН и Институтом Позитивной Психотерапии.
II
Теоретический аспект
Групповая личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия –– метод,
при котором с терапевтической целью используется
групповая динамика (процесс структурирования
социально-психологического развития
группы), то есть отношения и взаимодействия
членов группы, как с психотерапевтом,
так и между собой. Также лечебными целями личностно-ориентированной
( в т. ч. и групповой) психотерапии являются:
1) осознание пациентом причин переживания,
способов поведения и эмоционального
реагирования, начиная с детства, а также
условия и особенности формирования своей
системы отношений к себе, к окружающим,
к мнению окружающих о себе; 2) реконструкция
способов переживания, восприятия пациентом
самого себя и своих взаимоотношений с
окружающими. Одним из основных приемов,
используемых при проведении групповой
психотерапии, является групповая дискуссия.
Групповая психотерапия особо показана
подросткам, на первый план проблем которых
выходят трудности в общении (в школе,
в училище, в ВУЗе: с коллективом и (или)
с преподавателями), страхи экзаменов,
контрольных работ, устных ответов и т.
п. В ходе проведения групповой психотерапии
используются различные игры, постановки,
тренинги общения и личностного роста.
Задачами данного вида психотерапии
(в клинике) являются, во-первых, глубокое
и всестороннее изучение личности пациента,
особенностей его эмоционального реагирования,
мотивации, специфики формирования, структуры
и функционирования системы его отношений;
во-вторых, выявление и изучение этиопатогенетических
механизмов, способствующих как возникновению,
так и сохранению патологического состояния
и симптоматики; в-третьих, достижение
у больного осознанного понимания причинно-следственной
связи между особенностями его системы
отношений и заболеванием; в-четвертых,
помощь больному в разумном разрешении
психотравмирующей ситуации, при необходимости
— изменение его объективного положения
и отношения к нему окружающих; в-пятых,
изменение отношений больного, коррекция
неадекватных реакций и форм поведения,
что является главной задачей психотерапии
и в свою очередь ведет к улучшению как
субъективного самочувствия больного,
так и к восстановлению полноценности
его социального функционирования.
В последние десятилетия широкое распространение
в лечебной практике получила личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия в групповой
форме. Ее специфика заключается
в целенаправленном использовании в лечебных
целях групповой динамики, т.е. всей совокупности
взаимоотношений и взаимодействий, возникающих
между участниками группы, включая и самого
психотерапевта. Групповую психотерапию
в рамках реконструктивной психотерапии
следует отличать от групповой терапии,
психотерапии в группе, коллективной психотерапии.
Последние предполагают по сути дела использование
любого психотерапевтического метода
(гипноз, аутогенная тренировка, убеждение,
переубеждение и пр.) в группе пациентов.
В этом случае психотерапевт воздействует
психологическими средствами на большое
количество пациентов одновременно, однако
не использует систематически в лечебных
целях взаимоотношения и взаимодействия
между пациентами. История развития групповой
психотерапии есть движение от групповой
терапии к групповой психотерапии, т.е.
к пониманию и использованию в психотерапевтических
целях групповых эффектов.
Групповая психотерапия не
является самостоятельным направлением
в психотерапии, а представляет собой
лишь метод, при использовании которого
основным инструментом психотерапевтического
воздействия выступает группа пациентов
(в отличие от индивидуальной психотерапии,
где таким инструментом является только
психотерапевт). Групповая психотерапия,
как и индивидуальная, применяется в рамках
различных теоретических ориентаций,
которые и определяют ее конкретные цели
и задачи, содержание и интенсивность
процесса, психотерапевтические мишени,
тактику и выбор методических приемов
психотерапевта.
Взаимоотношения, в которые
вступает клиент в группе, в значительной
степени отражают его реальные взаимоотношения
в жизни, т.е. группа выступает как модель
реальной жизни, где пациент проявляет
те же установки, ценности, те же способы
эмоционального реагирования и те же поведенческие
реакции. Использование групповой динамики
направлено на то, чтобы каждый участник
группы имел возможность проявить себя,
а также на создание в группе эффективной
системы обратной связи, позволяющей пациенту
адекватнее и глубже понять самого себя,
увидеть собственные неадекватные отношения
и установки, эмоциональные и поведенческие
стереотипы, проявляющиеся в межличностном
взаимодействии, и изменить их в атмосфере
доброжелательности и взаимного принятия.
В общем виде цели групповой
психотерапии определяются как раскрытие,
анализ, осознание и переработка проблем
пациента, его внутриличностных и межличностных
конфликтов и коррекция неадекватных
отношений, установок, эмоциональных и
поведенческих стереотипов на основе
анализа и использования межличностного
взаимодействия. Задачи групповой психотерапии
фокусируются на трех составляющих самосознания:
самопонимании (когнитивный аспект), отношении
к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции
(поведенческий аспект), что позволяет
определить общую цель групповой психотерапии
как расширение сферы самосознания пациента.
В групповой реконструктивной
психотерапии основным инструментом лечебного
воздействия выступает именно психотерапевтическая
группа, позволяющая выйти на понимание
и коррекцию проблем пациента за счет
межличностного взаимодействия и групповой
динамики. В понятие групповой динамики
входит совокупность групповых действий
и взаимодействий между членами группы
в процессе ее работы с учетом влияний
внешнего окружения. Таким образом, групповая
динамика представляет собой развитие
или движение группы во времени. Все элементы
групповой динамики обсуждаются членами
группы в процессе работы, так как в них
наиболее ярко выражается специфика системы
отношений, установок и особенностей поведения.
Опыт, накопленный при проведении
групповой психотерапии, позволяет выявить
определенные закономерности в развитии
психотерапевтического процесса в группе,
выражающиеся в наличии достаточно четко
очерченных фаз этого процесса, он начинается
со стадии зависимого и поискового поведения,
проходит через стадии возникновения,
обострения и разрешения внутригрупповых
конфликтов и продвигается к формированию
групповой сплоченности и эффективному
решению проблем. Первая фаза групповой
психотерапии характеризуется пассивностью
пациентов и высоким уровнем напряжения,
обусловленного преимущественно несовпадением
их ожиданий с реальной групповой ситуацией
и позицией психотерапевта. Для второй
фазы также характерен высокий уровень
напряжения в сочетании с более высокой
активностью пациентов, специфика которого
заключается, как правило, в наличии негативных
эмоций по отношению к психотерапевту.
Конструктивным разрешением этой кризистой
фазы можно считать открытое выражение
пациентами своих чувств и обсуждение
в группе проблем, связанных с авторитетами,
зависимостью, поисками поддержки, недостаточной
самостоятельностью и ответственностью,
неуверенностью. Третья фаза характеризуется
процессом структурирования группы, формированием
групповой культуры, выработкой групповых
норм, целей, ценностей, формированием
сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Четвертая фаза является "рабочей"
фазой активно и целенаправленно работающей
психотерапевтической группы. Возникшие
в предыдущей фазе сплоченность, искренность,
спонтанность, заинтересованность, чувство
безопасности создают необходимые условия
для собственно психотерапевтического
процесса в группе.
Нормы группы. В процессе работы группы в
ней складываются определенные нормы.
Нормы могут быть психотерапевтическими
и непсихотерапевтическими. Ведущий группы
с самого начала знакомит участников с
некоторыми принципами работы, следование
которым отвечает психотерапевтическим
задачам. Психотерапевт стремится к тому,
чтобы эти принципы последовательно осуществлялись
пациентами, превращаясь в нормы группы
(психотерапевтические нормы). Реализация
этих принципов-норм необходима для защиты
участников от негативного группового
опыта, возможных травматических переживаний.
К этим принципам относятся следующие.
1. Откровенность и
искренность. В группе надо быть искренним
и не скрывать своих чувств, даже если
они кажутся «неприличными». Если вы испытываете
симпатию или, напротив, неприязненные
чувства к какому-нибудь участнику группы,
надо говорить об этом. Нельзя говорить
неправду. Если вы не хотите о чем-то говорить,
то следует просто отказаться.
2. Отказ от использования
«ярлыков». Участники группы должны
стремиться к пониманию, а не к оценке.
Оценки – это «ярлыки», которыми мы обозначаем
человека в целом. Вместо того чтобы глобально
оценивать личность человека, лучше говорить
об отдельных аспектах, о поведении. Тогда
мы избежим оскорблений и унижений достоинства
другого человека. Согласитесь, что не
одно и то же: назвать человека «дураком»
или сказать, что он поступил неразумно.
«Эгоист», «маменькин сынок», «деспот»,
«подкаблучник», «размазня», «истеричка»,
«кисейная барышня» – все эти определения-ярлыки
не способствуют лучшему самопониманию,
но вызывают у члена группы чувства обиды,
оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться
от группы. Конструктивная обратная связь
выражается в передаче своих чувств, пусть
даже негативных. Например: «Я увидел тебя
в новом свете, мне это было очень неприятно»,
«Я испытываю сильное раздражение, когда
ты с таким пренебрежением говоришь о
своем отце».