Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа
Задачи:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
2. проанализировать личностные особенности руководителей и их влияние на восприятие работников;
3. изучить влияние социально демографических характеристик руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ…………...6
1.1.Теоретические подходы к изучению личности руководителя……....….6
1.2.Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными…………………………………….…………………………….17
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОЦЕНКЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………….25
2.3 Методы диагностики личности руководителя……………………………25
2.4 Анализ и оценка результатов исследования……………………………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ…………...6
1.1.Теоретические подходы к
1.2.Личностные особенности руководителя
как фактор восприятия его подчинёнными…………………………………….………
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.3 Методы диагностики личности руководителя……………………………25
2.4 Анализ и оценка результатов исследования……………………………..27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально - экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально- психологические аспекты руководства трудовыми коллективами. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия
на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.
Переход к рыночной
экономике сопровождается
С этими предпосылками
связано возрастание роли
Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер
взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой
односторонностью.
В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с
формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте эталона отношения коллектива к руководителю.
Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально - психологический климат коллектива. Действуя в комплексе, это оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.[1. Стр. 13]
В связи с этим основной целью данной работы является изучение
личностных и социально-демографических характеристик людей, занимающих руководящие должности, с целью выявления влияния этих характеристик на восприятие работниками своих руководителей.
Таким образом,
предметом данной работы
Объектом являются люди, занимающие руководящие должности и работники организаций.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Теоретические подходы к
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную активность.
В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет коллектив в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.[2. Стр 152]
В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя.[3. Стр. 5]
Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств.
Так, А.И.Китов (1984) в структуре личностных свойств руководителя
выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.
Ограничения анализируемого
подхода заключаются в
Близким по
содержанию к указанному выше
подходу является конкурентный
подход. Он предполагает наличие у руководителей
особых, личностных свойств или
определенного уровня развития общих
свойств, отличающих их от
других людей. Поиск этих личностных свойств
осуществляется путем сравнения
группы руководителей и людей,
не относящихся к этой категории,
успешных и неуспешных руководителей
различных должностных уровней. Наиболее
всего этот подход разработан в исследованиях
Э.С.Чугуновой (1983, 1986). В структуре
личности руководителя она выделяет
административно-
Итак, в анализируемом
подходе при анализе
руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного.
Интерпретация
выявленных различий может
Следовательно, вместо профессиональных качеств исследователи могут выявлять особенности критериев отбора руководителей или условия их формирования.
В рамках вышеуказанных подходов авторы постулируют неизменность внешнейсреды и ограничения возможностей развития личности руководителя в деятельности, что подтверждается разработкой в рамках данных подходов идеальных, эталонных моделей личности руководителя, которые в основе своей являются статичными, негибкими, пренебрегающими компенсаторными возможностями руководителя. Как правило, модели “идеального руководителя” предполагают наличие энциклопедических знаний и выдающихся личностных качеств.
Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности
психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде.
Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.
Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.
Рефлексивно-ценностный подход (Ю.Д.Красовский, 1991) изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.
Содержание управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.
Представители
анализируемого подхода
Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены в социально-психологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации, изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально-психологическая ориентировка.
Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя А.В.Филиппов (1990) выделяет комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.