Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа
Задачи:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
2. проанализировать личностные особенности руководителей и их влияние на восприятие работников;
3. изучить влияние социально демографических характеристик руководителей на восприятие к ним их работниками.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ…………...6
1.1.Теоретические подходы к изучению личности руководителя……....….6
1.2.Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными…………………………………….…………………………….17
Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОЦЕНКЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………….25
2.3 Методы диагностики личности руководителя……………………………25
2.4 Анализ и оценка результатов исследования……………………………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………….34
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность
реально оценивать
к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
Работоспособность
- способность длительно
эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном
стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность
- способность осуществлять
собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность -
умение действовать энергично,
идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой
развития руководителя как
Существенное значение имеют для деятельности руководителя
коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации
при разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
В зависимости
от конкретной ситуации и
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Неотъемлемым компонентом культуры речи является требование
информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны собеседника. Перекос в сторону объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют лаконичности и структурной простоты построения фраз.
Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и меры его эмоциональной насыщенности.
Результативность делового общения связана с невербальными
(несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам общения относятся интонации, мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными. По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение невербальное.
Ещё одним важнейшим
требованием культуры речи
Сочетание указанных требований является одним из условий
коммуникативной компетентности руководителя.
Мотивационно-волевые качества:
В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ
ученых, изучающие руководителя (менеджера) и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Некоторые эмоционально-
Наиболее важным
качеством руководителя
Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее. Они могут быть вызваны разнообразными факторами: нестабильностью рынка, давлением бюрократической системы, различными конфликтами в коллективе и т.д. поэтому руководитель должен быть устойчивым к стрессу.
Со стрессовыми состояниями тесно связаны, а часто являются их причинами состояния иного типа – фрустрационные. Они возникают в случае блокады – невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности. Она сочетает в себе множество значимых целей и потребностей, планов и устремлений и ещё большее количество разного рода «барьеров» - невозможных преград и ограничений на пути их реализации.
Устойчивость к фрустрациям, равно как и стрессоустойчивость в целом,
следует рассматривать как одно из профессионально-важных качеств
руководителя. Их повышению содействуют две группы средств. Во-первых, это формирование деятельностных способов преодоления фрустраций – накопление фрустрационного опыта. Во-вторых, это средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации.
Фрустрационная устойчивость руководителя и его стрессоустойчивость
тесно взаимосвязаны и представлены в деятельности в их интегративном
проявлении. В результате такого синтеза формируется качество руководителя, которое обозначается в «обыденной психологии» как «умение держать удар».
Значимым для
характеристики эмоционально-
Высокая эмоциональная
напряжённость управленческой
И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию
деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне – в его
поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны
контролироваться –
его принятие или непринятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, т.е. его авторитет.
Здесь необходимо выделить три основных аспекта:
Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом
авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.
Все перечисленные личностные особенности оказывают непосредственное влияние на формирование образа руководителя у его подчинённых, на то как он
будет ими воспринят.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОЦЕНКЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ.
2.1 Методы диагностики личности руководителя
В первой главе был проведён теоретический анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить влияние личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений. Для осуществления этой цели мы воспользовались следующими методиками.
Методика 1. Тест "Мотивация успеха"
Методика предложена Т. Элесом и направлена на исследование уровня мотивации к успеху.
Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ "да" или "нет" Вы должны ответить "да" или "нет" на 41 вопрос теста.
Бланк опросника представлен в Приложении 1.
Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 — "да", 2 — "нет", 3 — "да" и т.д. Время, отводимое на выполнение теста — 15 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Используя ключ, подсчитайте количество баллов. Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41 и за ответ «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.
Подсчитайте сумму набранных баллов. Оцените свой результат
1-10 баллов – низкая мотивация к успеху
11-16 – средний уровень мотивации
17-20 – умеренно высокий уровень мотивации
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Методика 2. Оценка потребности в достижении
Тест-опросник разработан Карелиным А.А. и направлен на измерение уровня мотивации достижения. Эта шкала состоит из 22 суждений, на которые необходимо дать ответ — "да" или "нет". Бланк опросника, инструкция и ключи к тесту представлены в Приложении 2.
Ключ к тесту:
ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;
ответы «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду),
суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).