Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.

Оглавление

Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.docx

— 186.34 Кб (Скачать)

  Список литературы

  1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. – СПб: «Издательство «Питер». 2000.- 198 с.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М.: Ред.изд. центр «Социальное здоровье России, 1993.-172 с.
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А.И. Федорова. – СПб: МФИН, 1992. – 448 с.
  4. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты / сост. Т.Г. Макеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 125 с.
  5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.
  7. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. Спб.: Издательство «Речь», 1997. – 212 с.
  8. Лангмейер И.. Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.
  9. Личко Е.А. Подростковая психиатрия. – Л.: Наука, 1979.
  10. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 190 с.
  11. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольного образовательных учреждений.- 3-е изд., испр.. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 235 с.  
  13. Нельсон Д.. Лотт Л., Глени Х. Стефен 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я / Пер. с английского М.В. Шитаревой. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.- 384 с.
  14. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. Психологии. – 1992, № 1-2.- С. 4-97
  15. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. И общ. Ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.-896 с.
  16. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. С.- 10-11
  17. Психотерапия : новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.- 704 с.
  18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности - СПб.: 1996
  19. Романова Е.С.. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт. 1992. – 256 с.
  20. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы (Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995) Издательский центр «Академия», 1995. – 170 с.
  21. Семья – глазами психолога: сборник методик. – М.: ЦНИИЭ.1992. – 100с. 
  22. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье.
  23. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
  24. Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ. И послесл. Л. А. Чернышевой.- Мн.: «Коллегиум», 1992.- 253 с.
  25. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М.: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
  26. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова. Е.Н. Денисова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.- 144 с.

 

 

Приложение 1.

 

     Критерии агрессивности (Схема наблюдения за ребенком) М. Алворда и П. Бейкера.

Как правило, для воспитателей и учителей не составит труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком).

    1. Часто теряет контроль над собой.
    2. Часто спорит, ругается со взрослым.
    3. Часто отказывается выполнять правила.
    4. Часто специально раздражает людей.
    5. Часто винит других в своих ошибках.
    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
    7. Часто завистлив, мстителен.
    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

     Предположить, что ребенок  агрессивен, можно лишь в том  случае, если в течении не менее  чем 6 месяцев в его поведении  проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных  признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

      Методика «Рисунок несуществующего  животного»

Методика проводится по стандартной процедуре. Вначале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь, потом сообщить ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием».

       Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро заточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

        Аспекты анализа рисунка. Разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:

а) семантика расположения в пространстве;

б) графологические признаки.

         Семантика пространства проективного рисунка.

       Семантически пространство связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом — настоящим, прошедшим и будущим, а также с действенными идеальным. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлыми бездеятельностью, а пространство впереди и справа — с периодом будущего и активностью. На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантной правой руке) и верх — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий. В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Положение в нижней части листа - обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

           Голова, направленная вправо, - устойчивая тенденция к действию, настроенность на реализацию своих установок и намерений.

          Голова, направленная влево, - тенденция к рефлексии, к размышлению. Лишь нёзначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко это также - нерешительность, страх перед активными действиями.

         Положение «анфас», т.е. голова, направленная на рисующего, может трактоваться как эго-центризм, прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.

           Двух- (и более) головне животные рассматриваются как выражение противоречивых тенденций. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальными идеальным образом «Я»). Эти рисунки также могут не подчиняться общим семантическим закономерностям.

          Обобщая, можно сказать, что проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть метафорически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, эмоциональном и т.д.).  

       Графологические аспекты интерпретации

Здесь можно выделить два аспекта анализа:

      1. Уровень наличных технических средств в графике (анализ характеристик идеомоторного акта).

      2. Пространственно-символический аспект. К первому аспекту относится анализ линии. Для нормы характерна линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями. Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности.         

       Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая паутинообразная линия («возит карандашом по бумаге», не нажимая на него) является признаком экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса.

Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.

        Контур фигуры традиционно трактуется как граница «Я» и социума, символизируемого окружающим пространством. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира. Такие рисунки дают очень ограниченное количество информации.

        Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовке или затемнению линии контура. Это - защита от окружающих: агрессия, если они выполнены в острых углах; опасение и подозрительность, если поставлены «щиты», заслоны, линия удвоена.

         Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, клювы, зубы. Укрупненные рисунки могут свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризме, придавании повышенного значения собственной персоне. При этом следует учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки - крупнее мальчиков. Мелкие рисунки - наличие депрессии, подавленность, угнетенность, повышенный самоконтроль.

    Содержательный анализ рисунка:

1. Центральная  смысловая часть фигуры (голова  или ее заместители). 3начение  расположенных на голове деталей, соответствующих органам чувств.

Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная («огрызается», грубит в ответ на о6ращенные к нему высказывания отрицательного содержания, осуждения или порицания).

На голове бывают также дополнительные детали:

рога - защита или агрессия (определяется в сочетании с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами и пр. - характер этой агрессии: спонтанный или защитно-ответный);

перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, демонстративность;

грива, шерсть, подобие прически: чувственность, подчеркивание женщинами своего пола, иногда - ориентация на свою социальную роль.

части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служит украшением).

крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря или перья, бантики, завитушки, кудри - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, завоевание себе «места под солнцем», а также демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты отражают отношение к со6ственным действиям и решениям, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Вправо - по поводу своих действий и поступков (поведение), влево - по поводу мыслей, решений, со6ственной нерешительности. Положительная или отрицательная оценка этого отношения выражена в направлении хвоста: поднимается вверх (уверенность, бодрость) или падающим движением вниз (недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение по собственному поводу, раскаяние и т.п.).

Тематический аспект. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это относится к собственной персоне, к своему Я, представлению о своем положении в мире. Сюда же относится представление о защищенности - беззащитности, способности опекать - потребности в заботе, дружелюбию - агрессивности и т.д.

9. Беседа. Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, уточняется предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выясняется способ добывания пищи (плотоядное или нет), взаимоотношения с сородичами и само наличие таковых, наличие и характер поведения в опасных ситуациях, борьба с врагами или жертвами.

Если ребенок не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать «один день из жизни животного, задавая по ходу нужные, вопросы».

Общее впечатление: интерпретация должна начинаться с осознания общего впечатления от рисунка. Это интуитивный эмпатический процесс, приходящий только с опытом. Это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций ребенка, степени eгo эмоциональной зрелости, наличия или недостатка внутреннего баланса. Первое впечатление является той целостностью, из которой психолог исходит, приступая к интерпретации, и к которой должен вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Важным правилом интерпретации можно считать положение: все приведенные в данном руководстве толкования частных признаков имеют ценность только как одна из более доступных форм осознания и конкретизации общего целостного впечатления, как форма его вербализации. Опора на общее впечатление часто помогает устранить многозначность отдельного признака. Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению, важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Правильный выбор контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно ero интерпретацию.

Для оценки агрессивности ребенка  можно использовать таблицу

симптомокомплексов теста "Рисунок несуществующего животного».

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

Агрессия

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1,2

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

Крупное изображение

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

0,1,2

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении «дерется насмерть» или «всех убивает», дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.)

0,1

14

Ночное животное

01,

15

Другие признаки

01,

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи