Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.

Оглавление

Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.docx

— 186.34 Кб (Скачать)

Список детей участвующих в исследовании.

 

Список детей

Дата рождения

Возраст на момент обследования

 

1-я экспериментальная группа.

(дети из неполной семьи)

   

1

Рома М.

09.08.03

5 лет 7 м.

2

Никита Б.

17.07.03

5 лет 8 м.

3

Антон Е.

07.07.03

5 лет 8 м.

4

Вика П.

30.04.03

5 лет 9м.

5

Сева Б.

08.08.03

5 лет 7 м.

6

Вероника И.

29.06.03

5 лет 8 м.

7

Никита Б.ц

28.05.03

5 лет 9 м.

8

Максим Р.

01.07.03

5 лет 8 м.

9

Анита Р.

24.04.03

5 лет 10 м.

10

Ульяна Н.

21.01.03

6 лет

11

Никита Б.

   
 

2-я группа – контрольная

(дети из полной семьи)

   

1

Ян Х.

27.04.03

5 лет 10 м.

2

Артем Л.

25.03.03

5 лет 11 м.

3

Лиза Д.

21.03.03

5 лет 11 м.

4

4.Аня Л.

07.04.03

5 лет 10 м.

5

Павел С.

26.12.02

6 лет 2 м.

6

Слава З.

15.05.03

5 лет 9 м.

7

Андрей И.

03.04.03

5 лет 10 м.

8

Руслан С.

12.11.02

6 лет 2 м.

9

Юля Б.

13.05.03

5 лет 9 м.

10

Настя П.

15.02.03

6 лет

11.

Элиза Д.

18.04.03

5 лет 10 м.


 

 

  Основной  целью диагностики было оценка  агрессивности детей дошкольного  возраста из неполной семьи, для определения ее влияния в становлении и развитии агрессивного поведения ребенка и составления рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике и предотвращению возникновения данных нарушений.

     1. Полученная  информация по схеме наблюдению и оценке воспитателем склонности к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе (дети из неполной семьи) показывает следующее:

     • низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 4 ребенка (36%);

•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 3 детей (28 %);

•высокий уровень агрессивности тревожность (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 4 (36 %) детей (Приложение 5)

     В результате анализа  исследования  уровня агрессивности или склонности к агрессивному поведению в данной группе детей было вывялено, что более половины (7 детей – 63%) детей обнаруживают склонность к явной и выраженной агрессивности. Данный факт может говорить о неблагополучии  в развитии эмоциональной сферы детей. Подробный анализ причин агрессивности показывает, что основными показателями агрессивности у детей   данной группы является чувствительность к раздражению, быстрая реакция на различные действия и замечания окружающих,  связанных с выполнением правил. 

      Полученная  информация по схеме наблюдению и оценке воспитателей склонности  к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе  (дети из полной семьи) показывает следующее:

     • низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 7 детей (63%);

•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 3 детей (28%);

•высокий уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у  1ребенка (9 %) детей (Приложение 5)

Данные признаков агрессивности детей определенные воспитателем и в ходе наблюдения по схеме (М. Алворда и П. Бейкера)

 

 

Признаки агрессивности

Количество признаков и оценка уровня агрессивности

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

Дети из неполной семьи

                 

1

Рома М.

   

+

 

+

   

+

3(Средн. ур.)

2

Никита Б.

 

+

+

   

+

 

+

4(Высокий ур.)

3

Антон Е.

+

+

+

   

+

 

+

5(Высокий ур.)

4

Вика П.

             

+

1(Низкий ур.)

5

Сева Б.

               

0(Низкий ур.)

6

Вероника И.

               

0(Низкий ур.)

7

Никита Б.ц.

+

+

+

 

+

+

 

+

6(Высокий ур.)

8

Максим Р.

+

+

+

 

+

+

 

+

6(Высокий ур.)

9

Анита Р.

             

+

1(Низкий ур.)

10

Ульяна Н.

   

+

 

+

   

+

3(Средн. ур.)

11

 Алена Б.

   

+

       

+

2(Средний ур.)

 

дети из полной семьи

                 

1

Ян Х.

       

+

+

 

+

3(Средн. ур.)

2

Артем Л.

+

+

+

 

+

+

 

+

6(Высокий ур.)

3

Лиза Д.

             

+

1(Низкий ур.)

4

4.Аня Л.

               

0(Низкий ур.)

5

Павел С.

         

+

 

+

2(Средний ур.)

6

Слава З.

             

+

1(Низкий ур.)

7

Андрей И.

         

+

 

+

2(Средний ур.)

8

Руслан С.

             

+

1(Низкий ур.)

9

Юля Б.

               

0(Низкий ур.)

10

Настя П.

       

+

+

 

+

3(Средн. ур.)

11

Элиза Д.

 

+

+

       

+

3(Средн.ур.)


 

 

     В результате анализа  исследования  уровня агрессивности или склонности  к агрессивному поведению в  данной группе детей было вывялено, что только 4 ребенка, то есть  36% детей обнаруживают склонность явной и выраженной агрессивности.  Подробный анализ причин агрессивности   у детей данной группы является   чувствительность к раздражению, быстрая реакция на различные действия и предложения,  окружающих  что-либо сделать.  Вероятно, агрессивность возникает в том случае, если ребенка отрывают от интересного занятия или он не привык действовать по чьей-либо инструкции.

В диаграмме (Рис.1) хорошо просматривается разница высокого и низкого уровня в экспериментальной и контрольной группе детей, что предварительно может доказывать тенденцию к более высокой агрессивности у детей в неполной семье.

2.Результаты  оценивания детских рисунков  по методике «Рисунок несуществующего  животного» в экспериментальной  группе (дети из неполной семьи) показали что:

2 ребенка  (18%) набрали от  0 до 0,2 балла, низкий  уровень агрессии

4 детей (36%) набрали от 0,2 до 0,5 балла, средний  уровень агрессии

5 детей (46%) набрали от 0,6 до 0,8 балла, высокий  уровень агрессии

       Рисункам детей с высоким уровнем  агрессии присущи следующие особенности: крупное изображение, сильная, уверенная  линия рисунка, наличие орудий  нападения (зубы, когти, рога и т. д.),  (см. Приложение 6).

    Результаты  анализа рисунков по симптомокомплексам  «Рисунок несуществующего животного» детей экспериментальной группы.

Симптом

 

 

Лиза Д.

Аня Л.

Андрей И.

Слава З.

Юля Б.

Элиза Д.

Руслан С.

Настя П.

Артем Л.

Павел С.

 

 Ян Х.

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка

 

0,1

0,1

   

0,1

0,1

       

0,1

2

Неаккуратность рисунка

             

0,1

0,1

   

0,1

3

Большое количество острых углов

     

0,1

   

0,1

0.1

 

0,1

0,1

0,1,2

4

Верхнее размещение углов

                     

0,1

5

Крупное изображение

   

0,2

0,2

0,1

0,2

     

0,1

 

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас

   

0,1

             

0,1

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

                     

0,1

8

Угрожающее выражение

   

0,1

0,1

         

0,1

 

0,1

9

Угрожающая поза

     

0,1

 

0,1

       

0,1

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

0,1

   

0,1

 

0,1

         

0,1,2

11

Хищник

   

0,1

0,1

   

0,1

       

0,1

12

Вожак или одинокий

 

0.1

             

0,1

 

0,1

13

При нападении дерется, убивает традиционными способами (зубы, когти, рога)

                     

0,1

14

Ночное животное

           

0,1

0,1

     

01,

15

Другие признаки

       

0,1

   

0,1

0,1

   

01,

 

Количество баллов

0,1

0,2

0,6

0,7

0,2

0,5

0,4

0,4

0,2

0,4

0,3

1,5-1,7


 

 

Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, спонтанному возникновению агрессии, эмоциональной неустойчивости. 
       На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д.  Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. 
      Результаты оценивания детских рисунков по методике «Рисунок несуществующего животного»  в контрольной группе (дети из полной семьи) показали что:

4 ребенка  (36%) набрали от  0 до 0,2 балла, низкий  уровень агрессии

5 детей (46%) набрали от 0,2 до 0,5 балла, средний  уровень агрессии

2 ребенка (18%) набрали от 0,6 до 0,8 балла, высокий  уровень агрессии

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи следующие особенности: крупное изображение, угрожающие, предупреждающие выражения, изображение хищников. (см. Приложение 7).

Результаты анализа рисунков по симптомокомплексам «Рисунок несуществующего животного» детей экспериментальной группы.

Симптом

 

 

 

 

Вика П.

Анита Р.

Антон Е.

Максим Р.

Сева Б.

Никита Б-ц.

Ульяна Н.

Вероника И.

Рома М.

Алена Б.

Никита Б-л.

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

   

0,1

0,1

 

0,1

2

Неаккуратность рисунка

     

0,1

       

0,1

 

0,1

0,1

3

Большое количество острых углов

 

0,1

 

0.1

 

0,1

0,1

 

0,1

 

0,1

0,1,2

4

Верхнее размещение углов

       

0,1

     

0,1

   

0,1

5

Крупное изображение

     

0,1

 

0,2

0,1

0,1

 

0,1

0,2

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас

     

0,1

             

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

0,1

0,1

     

0,1

       

0,1

8

Угрожающее выражение

 

0,1

0,1

           

0,1

0,1

0,1

9

Угрожающая поза

         

0,1

   

0,1

   

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

 

0,1

     

0,1

0,1

       

0,1,2

11

Хищник

     

0,1

       

0,1

   

0,1

12

Вожак или одинокий

   

0,1

 

0,1

0,1

0,1

 

0,1

 

0,1

0,1

13

При нападении дерется,  убивает традиционными способами (зубы, когти, рога)

                     

0,1

14

Ночное животное

   

0,1

         

0,1

 

0,1

01,

15

Другие признаки

   

0,1

0,1

 

0,1

 

0,1

0,1

 

0,1

01,

 

Количество баллов

0,2

0,5

0,6

0,7

0,3

0.8

0.5

0,2

0,9

0,3

0,8

1,5-1,7


 

 

Все эти элементы являются признаками  спонтанной, защитной агрессии и скопированными схемами агрессивного поведения мультпликационных и литературных героев.    

   На рисунках детей со средним  и низким уровнем агрессии  нет животных с угрожающим  выражением лица, хищников или  нападающих животных, отсутствуют  символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т. д.  Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми  формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии.

     В диаграмме (Рис.3)  показан сравнительный  анализ по методике «Рисунок  несуществующего животного»,  где  хорошо просматривается разница  высокого и низкого уровня  в экспериментальной и контрольной  группе детей, что предварительно  может доказывать тенденцию к  более высокой агрессивности  у детей из неполной семьи.

3. Полученная  информация по методике «Тест руки», то есть склонности  ребенка к агрессивному реагированию в жизненных ситуациях, в экспериментальной группе (дети из неполной семьи) показывает следующее:

     • низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 3 детей (28%);

•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 3 детей (28 %);

•высокий уровень агрессивности тревожность (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 5 (44 %) детей  (Приложение 8)

     В результате анализа  исследования склонности к агрессивному реагированию, в данной группе детей было вывялено: более половины (8 детей – 72%) детей способны к агрессивному реагирования на большинство жизненных ситуаций. Данный факт может говорить о неблагополучии  в развитии эмоциональной сферы детей. Подробный анализ категорий  агрессивного реагирования показывает, что  дети из неполной семьи тяготеют к таким формам агрессии как:

      Полученная  информация по методике «Тест руки», то есть  склонности  ребенка к агрессивному реагированию в жизненных ситуациях,  у детей в контрольной группе  (дети из полной семьи) показывает следующее:

     • низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 6 детей (56%);

•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 3 детей (28%);

•высокий уровень агрессивности  (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у  2 ребенка (18 %) детей (Приложение 8)

Результаты анализа данных по методике «Рука»

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи