Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа
Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.
Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………
Список детей участвующих в исследовании.
№ |
Список детей |
Дата рождения |
Возраст на момент обследования |
1-я экспериментальная группа. (дети из неполной семьи) |
|||
1 |
Рома М. |
09.08.03 |
5 лет 7 м. |
2 |
Никита Б. |
17.07.03 |
5 лет 8 м. |
3 |
Антон Е. |
07.07.03 |
5 лет 8 м. |
4 |
Вика П. |
30.04.03 |
5 лет 9м. |
5 |
Сева Б. |
08.08.03 |
5 лет 7 м. |
6 |
Вероника И. |
29.06.03 |
5 лет 8 м. |
7 |
Никита Б.ц |
28.05.03 |
5 лет 9 м. |
8 |
Максим Р. |
01.07.03 |
5 лет 8 м. |
9 |
Анита Р. |
24.04.03 |
5 лет 10 м. |
10 |
Ульяна Н. |
21.01.03 |
6 лет |
11 |
Никита Б. |
||
2-я группа – контрольная (дети из полной семьи) |
|||
1 |
Ян Х. |
27.04.03 |
5 лет 10 м. |
2 |
Артем Л. |
25.03.03 |
5 лет 11 м. |
3 |
Лиза Д. |
21.03.03 |
5 лет 11 м. |
4 |
4.Аня Л. |
07.04.03 |
5 лет 10 м. |
5 |
Павел С. |
26.12.02 |
6 лет 2 м. |
6 |
Слава З. |
15.05.03 |
5 лет 9 м. |
7 |
Андрей И. |
03.04.03 |
5 лет 10 м. |
8 |
Руслан С. |
12.11.02 |
6 лет 2 м. |
9 |
Юля Б. |
13.05.03 |
5 лет 9 м. |
10 |
Настя П. |
15.02.03 |
6 лет |
11. |
Элиза Д. |
18.04.03 |
5 лет 10 м. |
Основной
целью диагностики было оценка
агрессивности детей
1. Полученная информация по схеме наблюдению и оценке воспитателем склонности к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе (дети из неполной семьи) показывает следующее:
• низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 4 ребенка (36%);
•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 3 детей (28 %);
•высокий уровень агрессивности тревожность (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 4 (36 %) детей (Приложение 5)
В результате анализа исследования уровня агрессивности или склонности к агрессивному поведению в данной группе детей было вывялено, что более половины (7 детей – 63%) детей обнаруживают склонность к явной и выраженной агрессивности. Данный факт может говорить о неблагополучии в развитии эмоциональной сферы детей. Подробный анализ причин агрессивности показывает, что основными показателями агрессивности у детей данной группы является чувствительность к раздражению, быстрая реакция на различные действия и замечания окружающих, связанных с выполнением правил.
Полученная информация по схеме наблюдению и оценке воспитателей склонности к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (дети из полной семьи) показывает следующее:
• низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 7 детей (63%);
•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 3 детей (28%);
•высокий уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 1ребенка (9 %) детей (Приложение 5)
Данные признаков агрессивности детей определенные воспитателем и в ходе наблюдения по схеме (М. Алворда и П. Бейкера)
№ |
Признаки агрессивности |
Количество признаков и оценка уровня агрессивности | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
Дети из неполной семьи |
||||||||||
1 |
Рома М. |
+ |
+ |
+ |
3(Средн. ур.) | |||||
2 |
Никита Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
4(Высокий ур.) | ||||
3 |
Антон Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5(Высокий ур.) | |||
4 |
Вика П. |
+ |
1(Низкий ур.) | |||||||
5 |
Сева Б. |
0(Низкий ур.) | ||||||||
6 |
Вероника И. |
0(Низкий ур.) | ||||||||
7 |
Никита Б.ц. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6(Высокий ур.) | ||
8 |
Максим Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6(Высокий ур.) | ||
9 |
Анита Р. |
+ |
1(Низкий ур.) | |||||||
10 |
Ульяна Н. |
+ |
+ |
+ |
3(Средн. ур.) | |||||
11 |
Алена Б. |
+ |
+ |
2(Средний ур.) | ||||||
дети из полной семьи |
||||||||||
1 |
Ян Х. |
+ |
+ |
+ |
3(Средн. ур.) | |||||
2 |
Артем Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6(Высокий ур.) | ||
3 |
Лиза Д. |
+ |
1(Низкий ур.) | |||||||
4 |
4.Аня Л. |
0(Низкий ур.) | ||||||||
5 |
Павел С. |
+ |
+ |
2(Средний ур.) | ||||||
6 |
Слава З. |
+ |
1(Низкий ур.) | |||||||
7 |
Андрей И. |
+ |
+ |
2(Средний ур.) | ||||||
8 |
Руслан С. |
+ |
1(Низкий ур.) | |||||||
9 |
Юля Б. |
0(Низкий ур.) | ||||||||
10 |
Настя П. |
+ |
+ |
+ |
3(Средн. ур.) | |||||
11 |
Элиза Д. |
+ |
+ |
+ |
3(Средн.ур.) |
В результате анализа исследования
уровня агрессивности или
В диаграмме (Рис.1) хорошо просматривается разница высокого и низкого уровня в экспериментальной и контрольной группе детей, что предварительно может доказывать тенденцию к более высокой агрессивности у детей в неполной семье.
2.Результаты
оценивания детских рисунков
по методике «Рисунок
2 ребенка (18%) набрали от 0 до 0,2 балла, низкий уровень агрессии
4 детей (36%) набрали от 0,2 до 0,5 балла, средний уровень агрессии
5 детей (46%) набрали от 0,6 до 0,8 балла, высокий уровень агрессии
Рисункам детей с высоким
Результаты
анализа рисунков по
№ |
Симптом
|
Лиза Д. |
Аня Л. |
Андрей И. |
Слава З. |
Юля Б. |
Элиза Д. |
Руслан С. |
Настя П. |
Артем Л. |
Павел С. |
Ян Х. |
Балл |
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||||
3 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
0,1 |
0.1 |
0,1 |
0,1 |
0,1,2 | ||||||
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 | |||||||||||
5 |
Крупное изображение |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1,2 | ||||||
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||||
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 | |||||||||||
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | ||||||||
9 |
Угрожающая поза |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | ||||||||
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1,2 | ||||||||
11 |
Хищник |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | ||||||||
12 |
Вожак или одинокий |
0.1 |
0,1 |
0,1 | |||||||||
13 |
При нападении дерется, убивает традиционными способами (зубы, когти, рога) |
0,1 | |||||||||||
14 |
Ночное животное |
0,1 |
0,1 |
01, | |||||||||
15 |
Другие признаки |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
01, | ||||||||
Количество баллов |
0,1 |
0,2 |
0,6 |
0,7 |
0,2 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
1,5-1,7 |
Все эти
элементы являются признаками враждебности,
повышенной тревожности, спонтанному
возникновению агрессии, эмоциональной
неустойчивости.
На рисунках детей
со средним и низким уровнем агрессии
нет животных с угрожающим выражением
лица, хищников или нападающих животных,
отсутствуют символы прямой агрессии
такие, как зубы, клюв, когти и т. д. Эти
рисунки отличаются уверенными, стыкующимися
линиями, округлыми формами, что означает
самоконтроль, дружелюбие, защитный характер
агрессии.
Результаты оценивания
детских рисунков по методике «Рисунок
несуществующего животного» в контрольной
группе (дети из полной семьи) показали
что:
4 ребенка (36%) набрали от 0 до 0,2 балла, низкий уровень агрессии
5 детей (46%) набрали от 0,2 до 0,5 балла, средний уровень агрессии
2 ребенка (18%) набрали от 0,6 до 0,8 балла, высокий уровень агрессии
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи следующие особенности: крупное изображение, угрожающие, предупреждающие выражения, изображение хищников. (см. Приложение 7).
Результаты анализа рисунков по симптомокомплексам «Рисунок несуществующего животного» детей экспериментальной группы.
№ |
Симптом
|
Вика П. |
Анита Р. |
Антон Е. |
Максим Р. |
Сева Б. |
Никита Б-ц. |
Ульяна Н. |
Вероника И. |
Рома М. |
Алена Б. |
Никита Б-л. |
Балл |
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | ||||||||
3 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
0.1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1,2 | |||||
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||||
5 |
Крупное изображение |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1,2 | |||||
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
0,1 | ||||||||||
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||
9 |
Угрожающая поза |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||||
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1,2 | ||||||||
11 |
Хищник |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||||||
12 |
Вожак или одинокий |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |||||
13 |
При нападении дерется, убивает традиционными способами (зубы, когти, рога) |
0,1 | |||||||||||
14 |
Ночное животное |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
01, | ||||||||
15 |
Другие признаки |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
01, | |||||
Количество баллов |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,3 |
0.8 |
0.5 |
0,2 |
0,9 |
0,3 |
0,8 |
1,5-1,7 |
Все эти элементы являются признаками спонтанной, защитной агрессии и скопированными схемами агрессивного поведения мультпликационных и литературных героев.
На рисунках детей со средним
и низким уровнем агрессии
нет животных с угрожающим
выражением лица, хищников или
нападающих животных, отсутствуют
символы прямой агрессии такие,
как зубы, клюв, когти и т. д.
Эти рисунки отличаются
В диаграмме (Рис.3) показан сравнительный
анализ по методике «Рисунок
несуществующего животного», где
хорошо просматривается
3. Полученная информация по методике «Тест руки», то есть склонности ребенка к агрессивному реагированию в жизненных ситуациях, в экспериментальной группе (дети из неполной семьи) показывает следующее:
• низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 3 детей (28%);
•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 3 детей (28 %);
•высокий уровень агрессивности тревожность (склонность к агрессивному поведению) выявлено у 5 (44 %) детей (Приложение 8)
В результате анализа исследования склонности к агрессивному реагированию, в данной группе детей было вывялено: более половины (8 детей – 72%) детей способны к агрессивному реагирования на большинство жизненных ситуаций. Данный факт может говорить о неблагополучии в развитии эмоциональной сферы детей. Подробный анализ категорий агрессивного реагирования показывает, что дети из неполной семьи тяготеют к таким формам агрессии как:
Полученная информация по методике «Тест руки», то есть склонности ребенка к агрессивному реагированию в жизненных ситуациях, у детей в контрольной группе (дети из полной семьи) показывает следующее:
• низкий уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 6 детей (56%);
•средний уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 3 детей (28%);
•высокий уровень агрессивности (склонность к агрессивному реагированию) выявлено у 2 ребенка (18 %) детей (Приложение 8)
Результаты анализа данных по методике «Рука»
Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи