Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа
Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.
Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………
Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей возникают как правило проблемы с самоконтролем и саморегуляцией. К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности.
Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами и часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью.
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающихся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я».
По данным исследователей А.И. Захарова [5], А.И. Фурманова [25, с13-14]недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта агрессия направляется внутрь, она становится причиной низкого самоуважения, чувства вины и тревоги. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Другой тип воспитания - повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Иногда родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.
Психологические исследования А.И. Захарова, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят выраженный негативный характер.
По словам А.И. Захарова, «к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, активный поиск «значимого взрослого».[5, с63]
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина «детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки, непосредственности в выражении чувств, уверенности в себе, способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне».[22]
Необходимо отметить, что в ряде случаев психологическая атмосфера неполной семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании зрелой, полноценной личности. Этому есть достаточно много позитивных примеров и иногда в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Для того чтобы психологический климат в неполной семье был комфортным для ребенка, необходимо соблюдать ряд условий, таких например как, уважение друг друга, разумная организация всей жизни семьи.
В ряде случаев
Родителю, в силу обстоятельств
оказавшемуся главой неполной
семьи, необходимо трезво осознавать
психологические особенности
В неполной семье ребенок, испытывая
на себе нарушение семейной
структуры, и вероятно, сопротивляясь
этому зачастую с помощью агрессии,
пытается интуитивно защитить
себя. Поэтому в целях
Глава II. Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Определяя основные
требования к программе и методам исследования,
необходимо исходить из того, что диагностика
агрессивного поведения ребенка
складывается из анализа его поведения
в ходе взаимодействия с детьми и взрослыми,
а также имеющимися тенденциями
к агрессивным действиям.
Повышенный уровень
2.1. Методы и этапы исследования.
На основе обобщения теоретического материала по изучению агрессивности и агрессивного поведения детей дошкольного возраста были отобраны диагностические методики и продуманна их последовательность предъявления на основе требований индивидуального подхода и возрастных возможностей ребенка.
С целью исследования
Определение критериев агрессивности разработанные американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером. Данная схема наблюдения заполняется воспитателем, который хорошо знает ребенка и имел возможность наблюдать его поведение на протяжении 6 месяцев.
Критерии агрессивности (Схема наблюдения за ребенком) М. Алворда и П. Бейкера.
Как правило, для воспитателей и учителей не составит труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности.(Приложение 1)
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком).
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течении не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
2. «Рисунок несуществующего животного». [25, с74]
Методика «рисунок несуществующего животного» (РНЖ) – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «взрослый - ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями; играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье - это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях: хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Для оценки агрессивности ребенка можно использовать таблицу в которой отражены и выделены симптомокомплексы, которые относятся к агрессивности. (Приложение 2) Для оценки агрессивности ребенка можно использовать таблицу
симптомокомплексов теста "Рисунок несуществующего животного».
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл | |
Агрессия | |||
1 |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 | |
2 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 | |
3 |
Большое количество острых углов |
0,1,2 | |
4 |
Верхнее размещение углов |
0,1 | |
5 |
Крупное изображение |
0,1,2 | |
6 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 | |
7 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 | |
8 |
Угрожающее выражение |
0,1 | |
9 |
Угрожающая поза |
0,1 | |
10 |
Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) |
0,1,2 | |
11 |
Хищник |
0,1 | |
12 |
Вожак или одинокий |
0,1 | |
13 |
При нападении «дерется насмерть» или «всех убивает», дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) |
0,1 | |
14 |
Ночное животное |
01, | |
15 |
Другие признаки |
01, |
3. Методика «Тест руки» Семаго [25, с74-82]
Это проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру).
Применение теста «Рука» является наиболее эффективным в следующих областях.
1. Анализ
потенциальной агрессивности, вероятности
актуализации деструктивных
2. Как средство первичного контакта с обследуемым, т.к. тест позволяет оперативно оценить систему диспозиций личности, выявить наиболее актуальные проблемы и наметить пути дальнейшей работы.
3. Как средство оценки актуального состояния человека.
4. Как
дополнительная информация для
уточнения особенностей
5. Как диагностики межличностных отношений. Инструкция в этом случае несколько изменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом экспериментатор говорит: “Представьте себе, что это рука мамы, папы, воспитателя, другого ребенка и т.п.”. При таком анализе можно увидеть, какие тенденции приписываются партнеру и, таким образом, проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
Приведенные примеры не исчерпывают возможностей теста. Он может применяться во всех тех случаях, когда экспериментатора интересует такая характеристика актуального состояния испытуемого как агрессивность, или других установок, входящих в систему анализа теста. (Приложение 3)
Итак, окончательные выводы об особенностях агрессивного поведения ребенка в неполной семье могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс.
Таким образом, на первом этапе исследования были сформированы две группы детей. В первую экспериментальную группу вошли дети из неполных семей. Во вторую группу контрольную вошли дети из полных, относительно благополучных семей.
При диагностике агрессивности ребенка необходимо помнить о том, что признаки агрессивности и ее тенденция к развитию не обязательно должны быть максимально проявлены, гораздо важнее, чтобы увидеть различие в уровне агрессивности у детей из неполной семьи в сравнении с детьми из полной семьи.
2.2. Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста.
По описанной диагностической программе на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 «Кораблик» г. Костомукша было обследовано 22 ребенка в возрасте 5,5 – 6,5 лет. 11 детей составили экспериментальную группу (дети из неполной семьи), в контрольную подгруппу 11 детей вошли дети из полной семьи. (Приложение 4)
Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи