Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.

Оглавление

Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.docx

— 186.34 Кб (Скачать)

Воспитание по типу гипопротекции означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживаниями ребенка. Формально запреты и правила в семье существуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения. У таких детей возникают как правило проблемы с самоконтролем и  саморегуляцией. К серьезным негативным последствиям приводит воспитание в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональной холодностью родителей. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех поведенческих проявлений означает воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремятся выполнить любую прихоть ребенка, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами и часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью.

Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающихся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования высокого самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я».

По данным исследователей А.И. Захарова [5], А.И. Фурманова [25, с13-14]недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта агрессия направляется внутрь, она становится причиной низкого самоуважения, чувства вины и тревоги. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности. Этот стиль оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Другой тип воспитания - повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Иногда родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию, а также тревогу и страхи.

Психологические исследования А.И. Захарова, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят выраженный негативный характер.

По словам А.И. Захарова, «к психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, активный поиск «значимого взрослого».[5, с63]

По данным Е.О. Смирновой и  B.C. Собкина «детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки, непосредственности в выражении чувств, уверенности в себе, способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне».[22]

Необходимо отметить, что в ряде случаев психологическая атмосфера неполной семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании зрелой, полноценной личности. Этому есть достаточно много позитивных примеров и иногда в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Для того чтобы психологический климат в неполной семье был комфортным для ребенка, необходимо соблюдать ряд условий, таких например как,  уважение друг друга, разумная организация всей  жизни семьи.      

        В ряде случаев психологическая  атмосфера семьи достаточно благоприятна  и не создает затруднений в  формировании здоровой личности.          

         Родителю, в силу обстоятельств  оказавшемуся главой неполной  семьи, необходимо трезво осознавать  психологические особенности создавшейся  ситуации и не допускать, чтобы  они приводили к негативным  последствиям. Опыт множества благополучных  неполных семей свидетельствует, что это возможно.

         В неполной семье ребенок, испытывая  на себе нарушение семейной  структуры, и вероятно, сопротивляясь  этому  зачастую с помощью агрессии, пытается интуитивно защитить  себя.  Поэтому в целях предупреждения  неблагоприятного варианта развития  очень важно своевременное выявление  детей, обнаруживающих признаки  агрессивного поведения, что позволит  в свою очередь продумать профилактическую  и коррекционную работу с ребенком  и семьей в целом.

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 
       Определяя основные требования к программе и методам исследования, необходимо исходить из того, что диагностика  агрессивного поведения  ребенка  складывается из анализа  его поведения в ходе взаимодействия с детьми и взрослыми, а также  имеющимися  тенденциями к агрессивным действиям.  

      Повышенный уровень агрессивности  свидетельствует о значительных  проблемах в развитии ребенка  в целом, его эмоциональной сферы  и сферы общения.   Неблагополучие  в общении со значимыми для  ребенка людьми -  родителями, педагогами, сверстниками,   может вызывать формирование у ребенка различных видов агрессии, таких как косвенная, прямая, вербальная и аутоагрессия.

 

2.1. Методы и этапы исследования.

 

     На основе обобщения теоретического материала по изучению агрессивности и агрессивного поведения детей дошкольного возраста были отобраны диагностические методики  и  продуманна их последовательность предъявления на основе требований индивидуального подхода и возрастных возможностей ребенка.

     С целью исследования агрессивности  детей из неполной семьи  в диагностический комплекс были включены следующие методики:

  1. Схема наблюдения за ребенком. [26, с72]

Определение критериев агрессивности разработанные американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером. Данная схема наблюдения заполняется воспитателем, который хорошо знает ребенка и имел возможность наблюдать его поведение на протяжении 6 месяцев.

      Критерии агрессивности (Схема наблюдения за ребенком) М. Алворда и П. Бейкера.

Как правило, для воспитателей и учителей не составит труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности.(Приложение 1)

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком).

    1. Часто теряет контроль над собой.
    2. Часто спорит, ругается со взрослым.
    3. Часто отказывается выполнять правила.
    4. Часто специально раздражает людей.
    5. Часто винит других в своих ошибках.
    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
    7. Часто завистлив, мстителен.
    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

     Предположить, что ребенок  агрессивен, можно лишь в том  случае, если в течении не менее  чем 6 месяцев в его поведении  проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных  признаков.

 

 2. «Рисунок несуществующего животного». [25, с74]

            Методика «рисунок несуществующего животного» (РНЖ) – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «взрослый - ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями; играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. И, наконец, третье - это метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях: хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

  Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Для оценки агрессивности ребенка можно использовать таблицу в которой отражены и выделены симптомокомплексы, которые относятся к агрессивности. (Приложение 2) Для оценки агрессивности ребенка  можно использовать таблицу

симптомокомплексов теста "Рисунок несуществующего животного».

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

Агрессия

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1,2

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

Крупное изображение

0,1,2

6

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

0,1,2

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении «дерется насмерть» или «всех убивает», дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.)

0,1

14

Ночное животное

01,

15

Другие признаки

01,


 

 

3.  Методика  «Тест руки» Семаго [25, с74-82]

Это проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру).

Применение теста «Рука» является наиболее эффективным в следующих областях.

1. Анализ  потенциальной агрессивности, вероятности  актуализации деструктивных форм  поведения.

2.  Как  средство первичного контакта  с  обследуемым, т.к. тест позволяет оперативно оценить систему диспозиций личности, выявить наиболее актуальные проблемы и наметить пути дальнейшей работы.

3.  Как  средство оценки актуального  состояния человека.

4. Как  дополнительная информация для  уточнения особенностей личностного  и эмоционального развития ребенка.

5. Как диагностики межличностных отношений. Инструкция в этом случае несколько изменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом экспериментатор говорит: “Представьте себе, что это рука мамы, папы, воспитателя, другого ребенка и т.п.”. При таком анализе можно увидеть, какие тенденции приписываются партнеру и, таким образом, проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.

Приведенные примеры не исчерпывают возможностей теста. Он может применяться во всех тех случаях, когда экспериментатора интересует такая характеристика актуального состояния испытуемого как агрессивность, или других установок, входящих в систему анализа теста. (Приложение 3)     

Итак, окончательные выводы об особенностях агрессивного поведения  ребенка в неполной семье могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс.

    Таким образом, на первом этапе исследования были сформированы две группы детей. В первую экспериментальную группу вошли дети из неполных семей. Во  вторую группу контрольную вошли дети из полных, относительно благополучных семей. 

При диагностике агрессивности ребенка  необходимо помнить о том, что признаки агрессивности и ее тенденция к развитию не обязательно должны быть максимально проявлены, гораздо важнее, чтобы увидеть различие в уровне агрессивности у детей из неполной семьи в сравнении с детьми из полной семьи.

 

2.2.  Анализ результатов исследования  агрессивности детей дошкольного возраста.

 

     По описанной диагностической программе на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 «Кораблик» г. Костомукша было обследовано 22 ребенка в возрасте 5,5 – 6,5 лет. 11 детей составили экспериментальную группу (дети из неполной семьи), в контрольную подгруппу 11 детей  вошли  дети из полной семьи. (Приложение 4)

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи