Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.

Оглавление

Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.docx

— 186.34 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельский государственный педагогический

университет»

 

 

 

 

Кафедра

физического и психического

здоровья ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

 

 

 

 

 

выполнила:

Бронзова Татьяна Михайловна

студентка 731 группы

заочного отделения

 

Научный руководитель:

Шельшакова Наталья Николаевна

ст.преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2008г.

 

 

Содержание

Ведение

Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в

неполной семье………………………………………………………………….6

    1. Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
    2. Факторы возникновения агрессивности  у детей……………………...10

1.3.     Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14

Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21

2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21

2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25

2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………...41

Список используемой литературы……………………………………………43

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   За последние десятилетия во всем мире отмечается рост социально опасных проявлений поведения людей,  которые связанны с насилием и агрессией. Особенно острой в настоящее время является проблема роста детской агрессивности и жестокости.

Среди западных ученых, занимавшихся данной проблемой, следует выделить З. Фрейда, К. Лоренца, А. Адлера, Дж. Долларда, А. Бандуру, С. Розенцвейга, Р. Бэрона, Д. Ричардсон и др.

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа  детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда  эта черта находится в стадии своего становления, а значит ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

 Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается,  трансформируясь в устойчивое качество личности.

 Дети дошкольного возраста безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Ведущую роль для ребенка в это время играет близкий, значимый для него взрослый. Именно от близких  взрослых и через них ребенок  знакомится с окружающим миром, начинает постигать сложную систему человеческих взаимоотношений и  образ самого себя. В семье, как в первом микромире, складываются первые представления ребенка о мире, о добре и справедливости, о правилах и нормах взаимодействия с людьми. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует черты характера, мировоззрение ребенка. Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем» [24. c167]

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве и  изначально, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Сегодня все чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Семья оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка, в ней закладывается фундамент его человеческих качеств. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной, по формулировке социологов, называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

По мнению психологов, воспитательная атмосфера в неполной семьи может искажаться и отрицательно сказываться на становлении личности ребенка. В отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению некоторых сторон агрессивного поведения детей дошкольного возраста в неполной семье методом ее диагностики.

Предполагается, что агрессивное поведение детей из неполной семьи имеет специфические особенности.

Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в  полной и неполной семье.

Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в  неполной семье.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методической и психолого-педагогической литературу по данной теме;

2. Подобрать методы исследования агрессивности у детей дошкольного возраста;

3. Провести исследование диагностического эксперимента;

4. Выявить особенности агрессивного поведения;

5. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Базой экспериментального исследования являлась старшая группа

МДОУ №14 «Кораблик» г. Костомукши. 
      Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы:

- схема-наблюдение  агрессивного поведения детей М. Алворда и П. Бейкера;

- методика «Тест Руки» Семаго Н.Я., Семаго М.М.;

     - методика РНЖ («Рисунок несуществующего животного»).

 

 

 

 

 

 

 

Глава I  Особенности агрессивного поведения детей дошкольного

                     возраста в неполной семье

 

   Проблема агрессивного поведения у детей и исследование агрессивности  в целом все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных направлений: психологов, социологов, педагогов и философов, - отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все более заметное воздействия насилия и жестокости. В изучении такого рода явлений особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, функционирующего в тех или иных социальных условиях.

 

1.1.  Сущность и виды агрессивности.

 

     Для рассмотрения проблемы агрессии в поведении и агрессивности в целом, необходимо рассмотреть эти понятия. Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) в психологическом словаре определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям»/ [15, с22]

           Реан А. А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные „на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному"», а агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». [18, с218]

Наряду с этим в психологической литературе вводиться понятие агрессивности      как    «устойчивой     личностной    черты,       выражающей склонность к агрессивному поведению». [17, с185]

Американский психотерапевт и психолог, создатель идеи «трансактного анализа» определяет агрессию как «попытку причинить ущерб некоторому объекту», а агрессивность как «интенсивность, с которой индивид выражает созидательные и разрушительные импульсы в своем поведении».[3, с411]

Анализ данных литературы позволяет выделить в структуре свойств агрессивности, составляющие его компоненты, которые ассоциируются с познавательными, эмоциональными и волевыми психическими процессами. 
         Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями и мотивами, – такими как злость, стремление оскорбить или навредить. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не являются необходимым условием для подобных действий. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

    Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее, отношение к агрессии, - это то, что поведение по своей природе является преимущественно инстинктивное. Одним из представителей данной теории является Зигмунд Фрейд, который утверждал, что агрессия как таковая не трактуется ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни. Он объяснял, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия  инстинкта разрушения и сохранения жизни  и что между ними существует постоянное напряжение. Инстинкт разрушения  косвенно способствует тому, что агрессия выводиться и направляется на других. 
         Представители   социобиологического   подхода   считают что агрессивность – это «средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов,   что в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе».[25,с13-14] 
          Таким образом, центральным для всех этих теорий является положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов. 

     Однако теория агрессии, как инстинктивного поведения не была принята как окончательная всеми учеными психологами.  Более распространенными являются теории побуждения, которые предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим.

      Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теория фрустрации, предложенная несколько десятилетий назад Дж.Доллардом. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на источник, вызывающий фрустрацию, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено М.Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. 
         Теория Л.Берковица гласит, что «посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют агрессивную реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели». [25,с13-14] Он также представил доказательства того, что индивидуум, которого спровоцировало на агрессию, может стать более восприимчивым и чаще реагировать на посылы к агрессии.

      А.Бандурой     было     предложено     теоретическое        направление,

объясняющее агрессивное поведение как усвоенное в результате социального развития.  Теория «социального научения» рассматривает агрессию  как  специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается точно также как и многие другие формы социального поведения. 
          Таким образом,  агрессия рассматривается как   действие, а агрессивность – готовность к совершению таких действий.

     Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).

     В психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко [16, с10-11] выделены следующие виды агрессии:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица или объекта

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций

Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

Косвенная агрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью.

Инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели

Враждебная агрессия – выражается в действиях, цель которых является причинение вреда объекту агрессии

Аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесение себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Агрессия также может быть:

-  конструктивной (прямое, открытое проявление агрессии  в социально приемлемой форме, либо с социально позитивным результатом),

- деструктивной (прямое, открытое  проявление агрессии в социально  неприемлемой форме, либо с социально  негативным результатом – криминальное, или делинквентное поведение),

- дефицитарной (подавленная, нереализованная, с дефицитом соответствующих поведенческих навыков).

Исходя из особенностей нельзя не рассмотреть факторы возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

 

    1. Факторы возникновения агрессивного поведения у детей.

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи