Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.

Оглавление

Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.docx

— 186.34 Кб (Скачать)

 

 

Параметры руки

 Баллы 

 

 

 

 

Агрессия

Указания.

Страх

Привязан-сть

Коммун-ция

Зависимость

Демонстр- ть

Ущербность

Актив. Безл-ть

Пассив. Без-ть

Описание

 

 

 

 

 

 

Дети из неполной семьи

                       

1

Рома М.

1

1

-

-

1

-

1

-

8

1

2

1

2

Никита Б.

5

2

-

1

 

-

-

-

-

-

3

6

3

Антон Е.

5

3

-

-

1

-

-

1

3

1

-

7

4

Вика П.

4

1

-

-

-

1

-

-

2

-

2

4

5

Сева Б.

2

2

-

3

3

1

-

-

2

-

-

-3

6

Вероника И.

4

1

-

-

-

-

-

-

4

-

-

5

7

Никита Б.ц.

1

-

-

2

1

-

-

-

5

-

-

-2

8

Максим Р.

3

4

-

-

-

1

-

-

5

-

-

6

9

Анита Р.

2

4

-

1

1

-

1

 

4

3

-

3

10

Ульяна Н.

2

2

-

-

2

1

-

-

2

1

-

1

11

Алена Б.

2

1

-

2

-

-

2

1

4

2

-

1

 

Дети из полной семьи

                       

1

Ян Х.

2

2

-

2

-

-

-

-

4

-

-

2

2

Артем Л.

2

1

-

1

-

-

-

-

6

-

-

2

3

Лиза Д.

2

-

-

-

1

2

-

-

4

4

-

-1

4

4.Аня Л.

2

3

1

3

3

3

-

-

4

-

-

-5

5

Павел С.

2

1

1

2

-

1

-

-

4

-

-

-1

6

Слава З.

1

1

-

1

1

-

-

1

6

1

-

0

7

Андрей И.

3

3

-

-

-

1

-

-

3

1

-

5

8

Руслан С.

1

4

1

-

1

-

-

-

3

1

-

3

9

Юля Б.

1

1

-

1

1

-

-

-

8

2

-

0

10

Настя П.

1

2

-

3

-

-

2

-

4

-

-

0

11.

Элиза Д.

3

2

1

1

-

-

1

-

4

1

-

3


 

 

     В результате анализа  исследования уровня агрессивности или склонности к агрессивному реагированию в данной группе детей было вывялено, что менее половины (5 детей – 44 %) детей способны к агрессивному реагирования на большинство жизненных ситуаций. Данный факт может говорить о неблагополучии  в развитии эмоциональной сферы детей. Подробный анализ категорий  агрессивного реагирования  показывает, что дети из полной семьи  тяготеют к таким формам агрессии как:

В диаграмме (Рис.2)  хорошо просматривается разница высокого и низкого уровня в экспериментальной и контрольной группе детей, что предварительно может доказывать тенденцию к более высокой агрессивности у детей в неполной семье.

 

2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье

         Таким образом, по результатам трех диагностических методик можно отметить, что из первой экспериментальной группы 11 детей, в особом внимании нуждаются 4 ребенка (Антон Е., Максим Р., Никита Б-л., Никита Б-ц. у которого высокий уровень отмечается в двух методиках), показавших по всем трем методикам высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев, оскорбление сверстников, рассказывание историй, с элементами насилия, негативное отношение к любым замечаниям.  
       Во второй контрольной группе 11 детей, в особом внимании нуждаются 2 ребенка (Андрей И. и Элиза Д.) у которых высокий уровень отмечается в двух методиках и средний уровень по одной методике. Этим детям присуще такое поведение: вспышки гнева в ситуациях подчинения правилам,   рассказывание историй, с элементами насилия,  негативное отношение  к замечаниям взрослого.  
     Результаты исследования показывают, что в экспериментальной группе (дети из неполной семьи) у 36 % детей, уже проявляется  ярко выраженное агрессивное поведение, а в контрольной группе (дети из полной семьи) у 18 % детей отмечается повышенный уровень агрессивности.

       Вывод: Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный характер. У детей из неполной семьи вероятность возникновения и становления агрессивности выше, чем у детей из полной семьи. Формирование и развитие  любого агрессивного поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем профилактических и коррекционных мер, а также через просвещение родителей и педагогов.

          Профилактическая и коррекционная работа по предотвращению и снижению агрессивности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. На начальных этапах необходима работа с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать консультативная  работа с родителями и воспитателями. Коррекционная  работа с ребенком проводится индивидуально или совместно с родителями (одним из них). Лютова Е.К. и Монина Г.Б. [10, с9-28]предлагает проводить коррекционную работу в следующих направлениях:

1.Обучение  агрессивных детей способам выражения  гнева в приемлемой форме.

2. Обучение  детей приемам саморегуляции, умению  владеть собой.

3. Отработка  навыков общения в возможных  конфликтных ситуациях.

4. Формирование  таких качеств, как эмпатия, доверие  к людям.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка, на основе особенностей его характера и способностей.

  

 

Консультация для педагогов «Особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»

 

             Сравнение показателей психического развития у агрессивных и неагрессивных дошкольников показало, что по большинству из них мало отличаются от своих сверстников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако, некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность.

         Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

       Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка — завышенная или заниженная. Однако специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств со стороны сверстников.

           По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые сверстниками, и даже лидеры.

 

 

Рекомендации для родителей  «Если ребенок агрессивен?» [13, с255]

 

●  Для начала необходимо точно определить причину и истоки агрессивности. Если вы не можете сделать это самостоятельно, проконсультируйтесь с  психологом. После того как причина установлена, начинайте действовать.

●  Если причина агрессивности ребенка является его чрезмерная избалованность или непоследовательность в воспитании, продумайте последовательную и устойчивую тактику борьбы с проблемой.

Эта тактика непременно должна включать:

- систему семейных табу, то есть что в вашей семье  нельзя делать ни под каким  видом и ни при каких условиях. Для агрессивного ребенка в  список табу обязательно должен  входить пункт “нельзя поднять  руку на члена семьи”, “нельзя  ударить собаку, кошку”;

- единый способ реагирования  на нарушения табу. Ребенка в  этом случае не бьют и даже  не ругают. Нет ничего кроме  отчуждения. Это архаическое и  необыкновенно сильное наказание за нарушение табу – отчуждение от рода. Трех-четырех таких эпизодов обычно бывает достаточно, чтобы ребенок от двух до четырех лет крепко усвоил урок;

- обучение ребенка приемлемым  способам выражения своего гнева, ярости, раздражения. Самый хороший  способ обучения – это  личный пример.

- если ребенок перенес длительный стресс, болезнь или просто тяжелый период в жизни семьи сделал его полудиким и агрессивным, то такой ребенок нуждается в длительной и постепенной реабилитации. Ему нужно вернуть веру в доброту мира, убедить в том, что открытость и отзывчивость являются лучшей защитой, чем постоянно оскаленные зубы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы. Это и соматические заболевания и социальная ситуация развития. В настоящее время появилось все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности людей и в большей степени детей.

          Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенные, уступчивые, беспомощные и постоянно занятые родители способствуют становлению и развитию агрессивности у детей.

           Дети дошкольного возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является как её состав – полная, неполная, распавшаяся, так и нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Базой экспериментального исследования являлась старшая группа МДОУ №14 «Кораблик» г. Костомукши.

      Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы:

- схема-наблюдение  агрессивного поведения детей М. Алворда и П. Бейкера;

-  методика  «Тест Руки» Семаго Н.Я., Семаго М.М.;

     - методика РНЖ («Рисунок несуществующего животного»).

 

         Сравнительный анализ уровня и проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста показал, что наибольшая степень агрессивности   отмечается у детей из неполной семьи, а наименьшая - у детей из полной, относительно благополучной семьи. Косвенная агрессия или защитная агрессия может проявляться у всех детей, при дискомфорте и при нарушениях взаимоотношений как со взрослыми, так и со сверстниками.

         Непременным условием выраженного агрессивного поведения является нарушение стиля воспитания и детско-родительских отношений.   Гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют агрессивному поведению.   

          Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к ребенку.    Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает личностные нарушения у детей.

            Профилактика и предупреждение агрессивного  поведения детей дошкольного возраста становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

- выявление неблагоприятных факторов развития  с помощью современных методов диагностики; 

- осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической работы.

            Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить формирование и развитие агрессивности ребенка.

       Рассмотрение проблемы агрессивности детей дошкольного возраста на разных стадия развития и из разных семей даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи