Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:19, курсовая работа
Цель исследования – изучить уровень агрессивности детей дошкольного возраста в полной и неполной семье.
Объект исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – уровень агрессивности детей дошкольного возраста в неполной семье.
Ведение
Глава I. Особенности агрессивности детей дошкольного возраста в
неполной семье………………………………………………………………….6
Сущность и виды агрессивности…………………………………….….6
Факторы возникновения агрессивности у детей……………………...10
1.3. Особенности воспитание детей в неполной семье …………………...14
Глава II. Исследование агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21
2.1 Методы и этапы исследования…………………………………………….21
2.2 Анализ результатов исследования агрессивности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...25
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье……………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………...41
Список используемой литературы………………………………………
№ |
Параметры руки |
Баллы
| |||||||||||
Агрессия |
Указания. |
Страх |
Привязан-сть |
Коммун-ция |
Зависимость |
Демонстр- ть |
Ущербность |
Актив. Безл-ть |
Пассив. Без-ть |
Описание
| |||
Дети из неполной семьи |
|||||||||||||
1 |
Рома М. |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
8 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Никита Б. |
5 |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
6 | |
3 |
Антон Е. |
5 |
3 |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
3 |
1 |
- |
7 |
4 |
Вика П. |
4 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
2 |
- |
2 |
4 |
5 |
Сева Б. |
2 |
2 |
- |
3 |
3 |
1 |
- |
- |
2 |
- |
- |
-3 |
6 |
Вероника И. |
4 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
5 |
7 |
Никита Б.ц. |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
-2 |
8 |
Максим Р. |
3 |
4 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
5 |
- |
- |
6 |
9 |
Анита Р. |
2 |
4 |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
4 |
3 |
- |
3 | |
10 |
Ульяна Н. |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
11 |
Алена Б. |
2 |
1 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
1 |
4 |
2 |
- |
1 |
Дети из полной семьи |
|||||||||||||
1 |
Ян Х. |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
2 |
2 |
Артем Л. |
2 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
2 |
3 |
Лиза Д. |
2 |
- |
- |
- |
1 |
2 |
- |
- |
4 |
4 |
- |
-1 |
4 |
4.Аня Л. |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
4 |
- |
- |
-5 |
5 |
Павел С. |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
- |
4 |
- |
- |
-1 |
6 |
Слава З. |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
6 |
1 |
- |
0 |
7 |
Андрей И. |
3 |
3 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
3 |
1 |
- |
5 |
8 |
Руслан С. |
1 |
4 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
- |
3 |
9 |
Юля Б. |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
8 |
2 |
- |
0 |
10 |
Настя П. |
1 |
2 |
- |
3 |
- |
- |
2 |
- |
4 |
- |
- |
0 |
11. |
Элиза Д. |
3 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
4 |
1 |
- |
3 |
В результате анализа исследования уровня агрессивности или склонности к агрессивному реагированию в данной группе детей было вывялено, что менее половины (5 детей – 44 %) детей способны к агрессивному реагирования на большинство жизненных ситуаций. Данный факт может говорить о неблагополучии в развитии эмоциональной сферы детей. Подробный анализ категорий агрессивного реагирования показывает, что дети из полной семьи тяготеют к таким формам агрессии как:
В диаграмме (Рис.2) хорошо просматривается разница высокого и низкого уровня в экспериментальной и контрольной группе детей, что предварительно может доказывать тенденцию к более высокой агрессивности у детей в неполной семье.
2.3. Выводы и рекомендации по проблеме агрессивного поведения детей в неполной семье
Таким образом, по результатам трех диагностических
методик можно отметить, что из первой
экспериментальной группы 11 детей, в особом
внимании нуждаются 4 ребенка (Антон Е.,
Максим Р., Никита Б-л., Никита Б-ц. у которого
высокий уровень отмечается в двух методиках),
показавших по всем трем методикам высокий
уровень агрессивности. Этим детям присуще
такое поведение: враждебность, гнев, оскорбление
сверстников, рассказывание историй,
с элементами насилия, негативное отношение
к любым замечаниям.
Во второй контрольной
группе 11 детей, в особом внимании нуждаются
2 ребенка (Андрей И. и Элиза Д.) у которых
высокий уровень отмечается в двух методиках
и средний уровень по одной методике. Этим
детям присуще такое поведение: вспышки
гнева в ситуациях подчинения правилам,
рассказывание историй, с элементами насилия,
негативное отношение к замечаниям
взрослого.
Результаты исследования
показывают, что в экспериментальной группе
(дети из неполной семьи) у 36 % детей, уже
проявляется ярко выраженное агрессивное
поведение, а в контрольной группе (дети
из полной семьи) у 18 % детей отмечается
повышенный уровень агрессивности.
Вывод: Анализ результатов диагностик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный характер. У детей из неполной семьи вероятность возникновения и становления агрессивности выше, чем у детей из полной семьи. Формирование и развитие любого агрессивного поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем профилактических и коррекционных мер, а также через просвещение родителей и педагогов.
Профилактическая и коррекционная работа по предотвращению и снижению агрессивности у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. На начальных этапах необходима работа с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать консультативная работа с родителями и воспитателями. Коррекционная работа с ребенком проводится индивидуально или совместно с родителями (одним из них). Лютова Е.К. и Монина Г.Б. [10, с9-28]предлагает проводить коррекционную работу в следующих направлениях:
1.Обучение
агрессивных детей способам
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка, на основе особенностей его характера и способностей.
Консультация для педагогов «Особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста»
Сравнение показателей психического развития у агрессивных и неагрессивных дошкольников показало, что по большинству из них мало отличаются от своих сверстников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако, некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность.
Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Однако наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети обладают хорошо развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру. Поэтому низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.
Существует мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка — завышенная или заниженная. Однако специальные исследования показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем, несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств со стороны сверстников.
По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые сверстниками, и даже лидеры.
Рекомендации для родителей «Если ребенок агрессивен?» [13, с255]
● Для начала необходимо точно определить причину и истоки агрессивности. Если вы не можете сделать это самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом. После того как причина установлена, начинайте действовать.
● Если причина агрессивности ребенка является его чрезмерная избалованность или непоследовательность в воспитании, продумайте последовательную и устойчивую тактику борьбы с проблемой.
Эта тактика непременно должна включать:
- систему семейных табу,
то есть что в вашей семье
нельзя делать ни под каким
видом и ни при каких условиях.
Для агрессивного ребенка в
список табу обязательно
- единый способ реагирования на нарушения табу. Ребенка в этом случае не бьют и даже не ругают. Нет ничего кроме отчуждения. Это архаическое и необыкновенно сильное наказание за нарушение табу – отчуждение от рода. Трех-четырех таких эпизодов обычно бывает достаточно, чтобы ребенок от двух до четырех лет крепко усвоил урок;
- обучение ребенка приемлемым
способам выражения своего
- если ребенок перенес длительный стресс, болезнь или просто тяжелый период в жизни семьи сделал его полудиким и агрессивным, то такой ребенок нуждается в длительной и постепенной реабилитации. Ему нужно вернуть веру в доброту мира, убедить в том, что открытость и отзывчивость являются лучшей защитой, чем постоянно оскаленные зубы.
Заключение
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы. Это и соматические заболевания и социальная ситуация развития. В настоящее время появилось все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности людей и в большей степени детей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенные, уступчивые, беспомощные и постоянно занятые родители способствуют становлению и развитию агрессивности у детей.
Дети дошкольного возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является как её состав – полная, неполная, распавшаяся, так и нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Базой экспериментального исследования являлась старшая группа МДОУ №14 «Кораблик» г. Костомукши.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы:
- схема-наблюдение агрессивного поведения детей М. Алворда и П. Бейкера;
- методика «Тест Руки» Семаго Н.Я., Семаго М.М.;
- методика РНЖ («Рисунок несуществующего животного»).
Сравнительный анализ уровня и проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста показал, что наибольшая степень агрессивности отмечается у детей из неполной семьи, а наименьшая - у детей из полной, относительно благополучной семьи. Косвенная агрессия или защитная агрессия может проявляться у всех детей, при дискомфорте и при нарушениях взаимоотношений как со взрослыми, так и со сверстниками.
Непременным условием выраженного агрессивного поведения является нарушение стиля воспитания и детско-родительских отношений. Гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют агрессивному поведению.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к ребенку. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает личностные нарушения у детей.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей дошкольного возраста становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов развития с помощью современных методов диагностики;
- осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической работы.
Раннее выявление поведенческих проблем у детей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить формирование и развитие агрессивности ребенка.
Рассмотрение проблемы агрессивности детей дошкольного возраста на разных стадия развития и из разных семей даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей из неполной семьи