Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:45, реферат
это краткая выжимка превращенная в реферат из материалов находящихся по данной теме и близким к ней за 20-30 мин. написано неплохо, на "хорошо" точно потянет.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….……..3
Общая характеристика методов научной психологии………………………………………….…………...4
Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки…………….…6
Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….14
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности……………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………………………….30
- категории
наблюдения, т.е. конкретные признаки
из вышеназванной совокупности,
которые одновременно отвечают
следующим требованиям: они
исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
- наблюдаемые
ситуации, т.е. те, при которых
могут проявиться категории
- условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);
- единицы
наблюдения, то есть, те акты поведения
наблюдаемых, в которых
- подготовить инструментарий наблюдения:
-дневник
наблюдения, где будут фиксироваться
его результаты в
- карточки
для регистрации единиц
- протокол наблюдения– методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;
- классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;
аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;
- программу обработки данных наблюдения.
- пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.
- составить
план и/или сетевой график
- разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.
- осуществить
комплекс операций
Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.[5,с.35]
Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:
- максимально
дробно классифицировать
- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением.
Поэтому в
протоколе следует иметь
Основное
наблюдение может осуществляться несколькими
лицами, что тоже будет способствовать
повышению устойчивости данных наблюдения,
в силу того, что наблюдатели смогут
сопоставить свои впечатления, согласовать
оценки, интерпретацию событий, используя
единую технику ведения записей.[
5,с.36]
Классификация
наблюдений
Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:
По степени формализованности процедуры
По степени
участия наблюдателя в
По месту проведения
По регулярности проведения.
Рассмотрим виды наблюдений более подробно.
Итак, по степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.
При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Стандартизированному
наблюдению, напротив, свойственны
четко формализованные
В зависимости
от положения наблюдателя
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он– один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.
В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны». Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: влабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). Вполевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.
Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).
Случайные,
не предусмотренные
Однако эти
качества не являются обязательными
при систематическом
Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологии является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах.
Обратимся
к одному из классических примеров
использования включённого
Будучи сотрудником
Гарвардского университета, Уайт поселился
в трущобах одного из американских
городов, чтобы изучить образ
жизни итальянских эмигрантов, населяющих
этот район (он дал ему название Корневиль).
Уайта интересовали обычаи эмигрантов,
оказывающихся в условиях чужой культуры,
их ориентации, взаимоотношения. Район
Клорневиля был известен как опасное для
чужака итальянское гетто, полное подозрительных
банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись
студентом-историком, который намерен
описать возникновение Корневиля. Исследователь
изучил этот особый жаргон итальянского
языка, которым пользовались в общине.
Три года он провёл бок о бок с этими людьми,
подружился с руководителями двух соперничавших
групп рэкетиров, научился местным обычаям,
играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев
он прожил в одной эмигрантской семье,
так что был окончательно принят как свой
человек. Вначале он вёл регистрацию впечатлений
тайком, но по мере завоевания доверия
не стеснялся делать записи в самой, казалось
бы, не подходящей для этого обстановке;
все привыкли видеть его с блокнотом в
руках. [ 5,с.42]
Достоинства
и недостатки метода
наблюдения.
Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.
Главным преимуществом
этого метода можно назвать непосредственную
связь исследователя с объектом
его изучения. Кроме того, очень
важным является отсутствие опосредствующих
звеньев и оперативность
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.