Основные методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

это краткая выжимка превращенная в реферат из материалов находящихся по данной теме и близким к ней за 20-30 мин. написано неплохо, на "хорошо" точно потянет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….……..3

Общая характеристика методов научной психологии………………………………………….…………...4

Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки…………….…6

Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….14

Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

основные методы психологии.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

Метод опроса и беседы. Анализ продуктов  деятельности 

Метод опроса 

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно  рассматривать как один из самых  распространённых методов получения  информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании  людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю  получить необходимые сведения в  зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение  сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. 

Опросы разделяют  на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. 

При создании опросов сначала формулируют  программные вопросы, соответствующие  решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся  в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. 

Метод беседы 

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д. 
     Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. 
     Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. 
     Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
 
 
 

Анализ  продуктов деятельности (контент-анализ) 

В психодиагностике существует еще один способ получения  информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать  продукты человеческой деятельности. 

Под понятием «документальный источник» понимаются: 

письма;

 автобиографии;

 дневники; фотографии; записи на кино- и  видеопленке; творческие результаты  в разных видах искусства; материалы  различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.). 

Для того чтобы  при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. прошлого столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем гюд-считывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. XX в. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример: в 80-х гг. XX в. Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах. 

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. 

Так как  контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. 

 В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа. 

В психологической  диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого. 
 
 
 
 
 

Заключение 

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного  анализа.

Не все  методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической  науки можно решать целый ряд  важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию  методов подходить творчески, с  учетом специфики деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

Хрестоматия по курсу  введение в психологию. Учебное пособие  для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое  общество, 1999.  

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную  психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.  

Практикум по общей  психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.  

Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.  

Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для  студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.  

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.  

http://www.i-u.ru/ 
 
 

Информация о работе Основные методы психологии