Основные методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

это краткая выжимка превращенная в реферат из материалов находящихся по данной теме и близким к ней за 20-30 мин. написано неплохо, на "хорошо" точно потянет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….……..3

Общая характеристика методов научной психологии………………………………………….…………...4

Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки…………….…6

Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….14

Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

основные методы психологии.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут  очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о  среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь  может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне  переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.

Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько  вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать  их?

Тем не менее, неточность результатов, полученных методом  наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких  как:

Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий  наблюдения

Отсутствие  органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования

Аморфная  формулировка условий наблюдения, что  предопределяет трудности регистрации  единиц наблюдения

Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий

Отсутствие  должной апробации инструментария

Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять

Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе  обработки данных

Отсутствие  классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.  
 
 

Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты 

Сущность  эксперимента 

Психологический эксперимент — проводимый в специальных  условиях опыт для получения новых  научных знаний посредством целенаправленного  вмешательства исследователя в  жизнедеятельность испытуемого. 

Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических  знаний, он выделил психологию из философии  и превратил ее в самостоятельную  науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных  методов это и есть экспериментальная  психология. 

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением  элементарных психических функций  — сенсорных систем человека. Вначале  это были первые робкие шаги, которые  подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив  ее от философии и физиологии. 

Особенно  следует заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии. 

В первых своих  работах В. Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как  особой науки, использующей метод лабораторного  эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. 

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать  их культурно-историческим методом.  

Вначале главным  объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические  процессы нормального взрослого  человека, анализируемые с помощью  специально организованного самонаблюдения (интроспекции), а затем эксперименты проводились над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Ли Торндайк), исследовались душевнобольные, дети. 

Экспериментальная психология начинает исследовать не только общие закономерности психических  процессов, но и индивидуальные изменения  чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел). 

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование. 

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. 

Предпосылкой  возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в  психологию эксперимента, а также  генетических и математических методов. 

Эксперимент отличается от метода простого наблюдения прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их. Это не значит, что нельзя вскрыть некоторые закономерности явлений и путем их наблюдения. Можно указать примеры выдающихся исследований, в которых вскрыты определенные законы явлений, а между тем исследователи пользовались при этом только методом простого наблюдения. Однако большинство закономерностей, которые познаются при изучении тех или других явлений, вскрываются только с помощью эксперимента. 

Эксперимент, как метод исследования, характеризуется  следующими особенностями: 

1. Исследователь  преднамеренно создает, вызывает  к жизни интересующее его явление.  При простом наблюдении явление  изучается так, как оно совершается  независимо от исследователя.  Экспериментатор же не ждет  и не ищет, когда и где совершится  требуемое ему явление, а сам  его вызывает, когда это надо  по ходу исследования. 

2. Создается  специальная экспериментальная  обстановка, позволяющая наблюдать  явление в его относительно  чистом виде, исключив влияние  случайных условий, которые при  методе простого наблюдения часто  мешают выявить действительные  связи, существующие между явлениями.  Так, И. П. Павлов, конечно, неоднократно  наблюдал условные рефлексы у  животных в естественных условиях  их жизни. Однако для того, чтобы  вскрыть действительные закономерности  условного рефлекса, он прибег  к эксперименту, который проводил  в специальной звуконепроницаемой  камере, что позволяло изучать  влияние только одного изолированного  светового раздражителя. 

3. Изучаемое  явление повторяется столько  раз, сколько необходимо исследователю.  В этом большое преимущество  эксперимента перед методом простого  наблюдения. В последнем исследователю  иногда приходится долго ждать,  когда явление вновь повторится  в его естественных условиях. В эксперименте же это повторение  имеет систематический характер. Благодаря этому многие особенности  изучаемого явления, которые при  однократном наблюдении могут быть восприняты нечетко пли даже вовсе не замечены, в эксперименте подвергаются очень точному наблюдению и измерению. 

4. Условия,  при которых протекает изучаемое  явление, изменяются закономерно.  Это является едва ли не  самой существенной особенностью  эксперимента: лишь изменяя условия  протекания данного явления, экспериментатор  может проникнуть в его сущность, понять законы его развития  и существования, определить его  связи с другими явлениями.. 

5. Как правило,  экспериментальный метод оснащается  специальной точной измерительной  аппаратурой, позволяющей получить  количественную характеристику  изучаемого явления и подвергнуть  полученные результаты статистической  обработке, что часто необходимо  для характеристики изучаемых  закономерностей. 

В настоящее  время методы экспериментальной  психологии широко применяются в  различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже  немыслим без методик экспериментальной  психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов  исследований. Успехи экспериментальной  психологии основаны на использовании  методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики. 

Классификация  экспеиментов

  
     В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:
 

- естественный (полевой) эксперимент;

- формирующий  (моделирующий) эксперимент;

- лабораторный эксперимент.  

  1. Естественный  эксперимент, или полевой эксперимент - вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности  испытуемого с минимумом вмешательства  экспериментатора в этот процесс.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда  вроде бы никакого эксперимента и  никакого экспериментатора - нет.  

Данный тип  психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях  по социальной психологии, и нередко  проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.

 Возможности  и ограничения метода  

При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические  и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении  о своей роли и участии в  эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения  испытуемого не скажется факт проведения исследования.  

Ограничения метода - ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.

Естественный  эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента - искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

 Виды  и формы естественного эксперимента  

Естественный  эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора  первичной информации обычно используются:

Вводные задачи.

В простейшем своем виде он широко применяется  в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем  устно ("Случилось то-то, что будете делать?") или путем введения незаметно  для сотрудника отклонения в его  работу. Уже одно наблюдение за таким  естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или  иную гипотезу исследователя.  

  1. Формирующий эксперимент 

Широкое применение в практической психологии находит  формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или  качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

Измененение условий деятельности

Своеобразным  методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

Информация о работе Основные методы психологии