Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:45, реферат
это краткая выжимка превращенная в реферат из материалов находящихся по данной теме и близким к ней за 20-30 мин. написано неплохо, на "хорошо" точно потянет.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….……..3
Общая характеристика методов научной психологии………………………………………….…………...4
Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки…………….…6
Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….14
Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности……………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………………………………………………….30
Моделирование изучаемой деятельности
Моделирование
как метод применяется в
Кроме перечисленных
методов, предназначенных для сбора
первичной информации, в психологии
широко применяются различные способы
и приемы обработки этих данных,
их логического и математического
анализа для получения
Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование.
В таком
эксперименте обычно участвуют две
группы: экспериментальная и
Формирующий
психолого-педагогический эксперимент
как метод появился благодаря
теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин
и др.), в которой утверждается идея о первичности
деятельности по отношению к психическому
развитию. В ходе формирующего эксперимента
активные действия совершают как испытуемые,
так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора
необходима высокая степень вмешательства
и контроля над основными переменными.
Это отличает эксперимент от наблюдения
или экспертизы.
Специфика,
отличающая психологический лабораторный
эксперимент от экспериментов в
других науках, состоит в субъект-субъектном
характере отношений между экспериментатором
и испытуемым, выражающемся в активном
взаимодействии между ними.
Лабораторный
эксперимент ставят в тех случаях,
когда исследователю необходимо
обеспечить максимально возможный
контроль над независимой переменной
и дополнительными переменными.
Дополнительными переменными
Достоинста
и недостатки метода
эксперимента
Эксперимент
- один из самых уважаемых методов
научного исследования, но он имеет
как свои плюсы, так и свои минусы.
Он надежен, но громоздок, он производит
впечатление, но не всегда этичен.
Основные
плюсы
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
Минусы
И др.
Тест (тестирование)
Тест (англ.
test — проба, испытание, исследование) экспериментальный
метод в психологии и педагогике, стандартизированные
задания, позволяющие измерить психофизиологические
и личностные характеристики, а также
знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали
применяться в 1864 году Дж. Фишером в
Великобритании для проверки знаний учащихся.
Теоретические основы тестирования были
разработаны английским психологом Ф.
Гальтоном в 1883 году: применение серии
одинаковых испытаний к большому числу
индивидов, статистической обработке
результатов, выделение эталонов оценки.
Термин "тест"
впервые ввёл американский психолог
Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия
из 50 тестов фактически представляла программу
определения примитивных психофизиологических
характеристик: базирующихся на наиболее
разработанных в то время психологических
экспериментах (например, измерение силы
правой и левой рук посредством динамометра,
скорости реакции на звук, и т.д.)
Французский
психолог А. Бине применил принципы тестологических
исследований к высшим психическим функциям
человека: в его серию тестов (1891) вошли
задания на испытание памяти, типа представления,
внимания, эстетические и этические чувства
и т.д.
Первый стандартизированный
педагогический тест был составлен
американским психологом Э. Торнодайком.
Развитие тестирования было одной из причин,
обусловивших проникновение в психологию
и педагогику математических методов.
Американский
психолог К. Спирмен разработал основные
методы корреляционного анализа для стандартизации
тестов и объективного измерения тестологических
исследований. Статистические методы
Спирмена — применение факторного анализа
— сыграли большую роль в дальнейшем развитии
тестирования.
Значительное
распространение тестирование получило
в психотехнике для профессионального
отбора. Интенсивное развитие психотехники
приходится на время 1-й мировой войны
1914-1918 года, когда первоочередными
стали вопросы
Наибольшее
развитие тестологического исследования
получили в США (например, за время 2-й мировой
войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию
было тестировано около 20 миллионов человек).
В России составление и применение тестов
относится к 20-м годам прошлого века, в
1926 году была опубликована первая серия
тестов для школ.
С конца
прошлого века эксперимент стал применяться
и в исследовании высших умственных
процессов (суждения, умозаключения, мышления),
хотя раньше неоднократно высказывалось
убеждение, что эксперимент может
применяться только к элементарным
психическим процессам.
Для чего нужны
психологические тесты? Чтобы выяснить,
что испытуемый может, а какие
задачи пока решить не в состоянии.
Для этого в тест вводится определенное
содержание в отношении тех знаний
и умений, которые будут изучаться.
Составление
тестов строится по единой схеме: определение
целей тестирования, составление
тестов в черновом виде, апробация
тестов на репрезентативной выборке
испытуемых и исправление недостатков,
разработка шкалы измерений (на основе
качественных соображений и статистической
обработки результатов) и правил
интерпретации результатов.
Качество
тестов определяется по таким характеристикам,
как надёжность, валидность (соответствие
полученных результатов цели тестирования),
дифференцирующая сила заданий и др.
Валидность
теста — это его психометрическая характеристика,
действительная способность теста измерять
ту психологическую характеристику, для
диагностики которой он заявлен и указывает
на степень соответствия получаемой информации
диагностируемому психическому свойству.
Количественно
валидность теста может выражаться через
корреляции результатов, полученных с
его помощью, с другими показателями, например,
с успешностью выполнения соответствующей
деятельности. Совокупность характеристик
валидности теста, полученных экспериментально-
Практическое
использование тестирования связано
главным образом с
Виды тестов
Различают
тесты вербальные и невербальные,
это зависит от того, представлен
или нет в тесте речевой
компонент. Так, тест на словарный запас
— вербальный, невербальный — тест,
требующий определенных действий в
качестве ответа.
Групповые
и индивидуальные тесты отличаются
тем, что при групповом тестировании
исследуется группа испытуемых.
Тесты достижений
и личностные тесты различаются
на основе того, какие из свойств
личности подвергаются тестированию.
Тесты достижений
— это тесты успеваемости, тесты
творческих возможностей, тесты способностей,
сенсорно-моторные тесты и, конечно,
тесты интеллекта.
Личностные
тесты — это тесты на установки,
характерологические тесты, интересы,
темперамент и мотивационные
тесты. Однако понятно, что это деление
довольно схематично, возможны некоторые
отклонения.
Объективные
тесты включают в себя большинство
тестов достижений и психофизиологических
тестов. Это отличается от субъективных
тестов, при выполнении которых испытуемый
может не предполагать о действительной
цели исследования.
Проективные
тесты в результате дают ответ, который
не может быть расценен как "правильный"
или "не правильный", а должен быть
дан свободный ответ, т.е. должен
быть такой способ построения тестового
задания, при котором испытуемый
должен получить ответ "из головы",
а не выбирать его из заданного
списка.
Простые и
сложные тесты различаются тем,
что последние состоят из нескольких
самостоятельных подтестов, по каждому
из которых должен быть получен ответ,
при этом высчитывается общая оценка.
В случае соединения нескольких единичных
тестов образуется тестовая батарея или
пакет тестов.
Опросники
также могут быть отнесены к тестам, если
они удовлетворяют требованиям, предъявляемым
к данному методу сбора психологической
или социологической информации.
В настоящее время получили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.
Результаты
тестирования
Норма в
тестологии — это среднестатистические
данные, полученные в результате предварительного
тестирования определенной группы лиц.
Переносить интерпретацию полученных
результатов можно только на те группы
испытуемых, которые по своим основным
социокультурным и демографическим признакам
аналогичны базовой.
Для повышения
надежности результатов необходимо
увеличить базовые выборки, т.е. повысить
репрезентативность, ввести поправочные
коэффициенты с учетом характеристик
выборки, ввести невербальный способ предъявления
материала.
Для наглядности
результаты тестирования могут быть
представлены в виде графического изображения
по каждому подтесту тестовым профилем.