Основные методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

это краткая выжимка превращенная в реферат из материалов находящихся по данной теме и близким к ней за 20-30 мин. написано неплохо, на "хорошо" точно потянет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….……..3

Общая характеристика методов научной психологии………………………………………….…………...4

Метод наблюдения. Его сущность, классификация, достоинства и недостатки…………….…6

Метод эксперимента: сущность, классификация, достоинства и недостатки. Тесты……….14

Метод опроса и беседы. Анализ продуктов деятельности……………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

основные методы психологии.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

Моделирование изучаемой деятельности

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего  явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности  или труднодоступности. В таком  случае прибегают к созданию искусственной  модели изучаемого феномена, повторяющей  его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют  данное явление и делают выводы о  его природе.  

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичной информации, в психологии широко применяются различные способы  и приемы обработки этих данных, их логического и математического  анализа для получения вторичных  результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные  методы математической статистики, без  которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых  явлениях, а также методы качественного  анализа. 

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование.

В таком  эксперименте обычно участвуют две  группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет  способствовать формированию заданного  качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для  оценки полученных результатов.  

Формирующий психолого-педагогический эксперимент  как метод появился благодаря  теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы. 

  1. Лабораторный  эксперимент, или искусственный  эксперимент, — в психологии это  вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и  в котором по мере возможности  обеспечивается взаимодействие исследуемых  субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.
 

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в  других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними. 

Лабораторный  эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный  контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее. 

Достоинста и недостатки метода эксперимента 

Эксперимент - один из самых уважаемых методов  научного исследования, но он имеет  как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен.  

 Основные  плюсы  

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических  исследованиях:

  1. Возможность выбрать момент начала события
  2. Повторяемость изучаемого события
  3. Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
 

 Минусы  

  1. Сторонники  неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие  положения:
  2. Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  3. Психика обладает свойством спонтанности
  4. Психика слишком непостоянна
  5. Психика слишком уникальна
  6. Психика — слишком сложный объект исследования

И др. 

Тест (тестирование) 

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. 

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки. 

Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.) 

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.  

Первый стандартизированный  педагогический тест был составлен  американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.  

Американский  психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования. 

Значительное  распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального  отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными  стали вопросы профессионального  отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое  применение в психотехнике имеет  метод тестов. 

Наибольшее  развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ. 

С конца  прошлого века эксперимент стал применяться  и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось  убеждение, что эксперимент может  применяться только к элементарным психическим процессам. 

Для чего нужны  психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие  задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться. 

Составление тестов строится по единой схеме: определение  целей тестирования, составление  тестов в черновом виде, апробация  тестов на репрезентативной выборке  испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов. 

Качество  тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др. 

Валидность теста — это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. 

Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученных экспериментально-статистическим способом — валидность эмпирическая. 

Практическое  использование тестирования связано  главным образом с диагностированием  личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.

Виды тестов 

Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен  или нет в тесте речевой  компонент. Так, тест на словарный запас  — вербальный, невербальный — тест, требующий определенных действий в  качестве ответа. 

Групповые и индивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуется группа испытуемых. 

Тесты достижений и личностные тесты различаются  на основе того, какие из свойств  личности подвергаются тестированию.  

Тесты достижений — это тесты успеваемости, тесты  творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта. 

Личностные  тесты — это тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные  тесты. Однако понятно, что это деление  довольно схематично, возможны некоторые  отклонения. 

Объективные тесты включают в себя большинство  тестов достижений и психофизиологических тестов.   Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый может не предполагать о действительной цели исследования. 

Проективные тесты в результате дают ответ, который  не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового  задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного  списка. 

Простые и  сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов. 

Опросники также могут быть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к данному методу сбора психологической или социологической информации. 

В настоящее  время получили распространение  критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая со среднестатистическими данными.

Результаты  тестирования 

Норма в  тестологии — это среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования определенной группы лиц. Переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой. 

Для повышения  надежности результатов необходимо увеличить базовые выборки, т.е. повысить репрезентативность, ввести поправочные  коэффициенты с учетом характеристик  выборки, ввести невербальный способ предъявления материала. 

Для наглядности  результаты тестирования могут быть представлены в виде графического изображения  по каждому подтесту тестовым профилем. 

Информация о работе Основные методы психологии