Типологический подход в дифференциальной психологии. Основные понятия и методы дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 06:27, контрольная работа

Краткое описание

Выполните сравнительный анализ типологических моделей акцентуаций характера К. Леонгарда и А.Е. Личко по следующим критериям:
1) критерии акцентуации;
2) происхождение типологии;
3) предназначение и практическое применение типологии;
4) критерии выделения типов;
5) количество типов и их содержательные характеристики.

Оглавление

Задание 1………………………………………………………………………………... 3
Тема 3. Типологический подход в дифференциальной психологии
Введение
1. Понятие акцентуации характера.
2. Типологии характеров на основании акцентуаций.
3. Типология акцентуации личности по К.Леонгарду
4. Типология акцентуации характера по А.Е.Личко
4.1.Типы акцентуаций характера по А.Е.Личко [6]
5. Сопоставление типов акцентуации характера по А.Е. Личко и К. Леонгарду.
Задание 2………………………………………………………………………..………22
Тема 2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии. Эссе.
Список литературы……………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

дифф психология.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Задание 1………………………………………………………………………………... 3

Тема 3. Типологический подход в дифференциальной психологии

Введение

1. Понятие акцентуации характера.

2. Типологии характеров на основании акцентуаций.

3. Типология акцентуации личности  по К.Леонгарду

4. Типология акцентуации характера по А.Е.Личко

4.1.Типы акцентуаций характера  по А.Е.Личко [6]

5. Сопоставление  типов акцентуации характера  по А.Е. Личко и К. Леонгарду.

Задание 2………………………………………………………………………..………22

Тема 2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии. Эссе.

 

Список литературы……………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.

Тема 3. Типологический подход в дифференциальной психологии

- Выполните сравнительный анализ  типологических моделей акцентуаций  характера К. Леонгарда и А.Е. Личко по следующим критериям:  
           1) критерии акцентуации;

           2) происхождение типологии;

           3) предназначение  и практическое применение типологии;

           4) критерии  выделения типов;

           5) количество  типов и их содержательные характеристики.

 

Введение.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина можно найти уже около семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать [2].

Наибольшую известность получил термин К.Леонгарда (1968г.) «акцентуированная личность». К.Леонгард разработал концепцию акцентуированной личности. А отчественной психологии исследования по данному вопросу проводил А.Е.Личко (1977г.), который говорит уже не об «акцентуации личности», а об «акцентуациях характера», так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности мировоззрения.

В данной работе будут рассмотрены сущность акцентуаций характера, виды акцентуаций характера в разных теориях, типология акцентуаций характера и сопоставление типов акцентуации характера в разных типологиях.

  1. Понятие акцентуации характера.

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Если представить ось, на которой изображена интенсивность проявлений, характеров, то на ней обозначатся следующие три зоны: зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии (рис. 1). Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера [2].

Рис. 1. Ось степени выраженности характера: I — «средние»  характеры;

II — акцентуированные  характеры: а — скрытые акцентуации; б — явные акцентуации;

III — психопатии. Обозначения: Н — норма, П —  патология 

 

Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Эта «черта» размыта, но существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси - интенсивности характеров.

Таких критериев три (критерии психопатий Ганнушкина—Кербикова):

  1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.
  2. Тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.

3. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Она заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе [2].

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места"[8].

Соответственно, акцентуации характера — это крайние варианты  нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая

Явная акцентуация – эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации [8].

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
  3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

2. Типологии характеров на основании акцентуаций.

Действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Одна из таких классификаций была предложена немецким ученым К.Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

Другая классификация  принадлежит известному отечественному психиатру А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.  При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характера у подростков, предложенная А.Е.Личко  подробно будет рассмотрена далее.

3. Типология акцентуации личности по К.Леонгарду

Личности, обозначаемые К.Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании нужно было бы сделать вывод, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это, как следствие, вывело бы за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом.

В акцентуированных  личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Некоторые акцентуированные личности могут предстать в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми.

В своей типологии акцентуаций личности   К.Леонгард  конкретно показал, что те акцентуированные личности, которых он отличает друг от друга, в большинстве случаев могут быть распознаны вполне отчетливо, независимо от того, идет ли речь об одной акцентуированной черте или о нескольких [7].

Акцентуированные типы личности по К.Леонгарду [1,7]:

1.Демонстративный  тип .

Этот тип иногда называют истероидным. Характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Люди этого типа демонстрируют высокую приспособляемость к другим людям и вместе с тем склонны к интригам при внешней мягкости общения, они раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязания, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты: обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность; негативные черты: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты, склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям.

2.Педантичный тип .

Люди данного типа редко вступают в конфликты, на службе ведут себя как бюрократы, предъявляя к окружающим многие формальные требования, вместе с тем охотно уступают лидерство другим, иногда изводят домашних чрезмерными требованиями в отношении аккуратности. Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах; негативные – формализм, брюзжание.

3.Застревающий тип.

Характеризуется умеренной общительностью, склонность к нравоучениям, неразговорчивостью. Люди, принадлежащие этому типу,  в конфликтах обычно выступают инициаторами, стремятся добиться высоких показателей в любой деятельности, предъявляют повышенные требования к себе,  чувствительны к социальной справедливости, обидчивы, уязвимы, подозрительны, мстительны, иногда чрезмерно самонадеянны, честолюбивы, ревнивы, предъявляют непомерно высокие требования к близким и подчиненным по работе. Привлекательные черты: стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды; негативные черты: обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости

Информация о работе Типологический подход в дифференциальной психологии. Основные понятия и методы дифференциальной психологии