Типологический подход в дифференциальной психологии. Основные понятия и методы дифференциальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 06:27, контрольная работа

Краткое описание

Выполните сравнительный анализ типологических моделей акцентуаций характера К. Леонгарда и А.Е. Личко по следующим критериям:
1) критерии акцентуации;
2) происхождение типологии;
3) предназначение и практическое применение типологии;
4) критерии выделения типов;
5) количество типов и их содержательные характеристики.

Оглавление

Задание 1………………………………………………………………………………... 3
Тема 3. Типологический подход в дифференциальной психологии
Введение
1. Понятие акцентуации характера.
2. Типологии характеров на основании акцентуаций.
3. Типология акцентуации личности по К.Леонгарду
4. Типология акцентуации характера по А.Е.Личко
4.1.Типы акцентуаций характера по А.Е.Личко [6]
5. Сопоставление типов акцентуации характера по А.Е. Личко и К. Леонгарду.
Задание 2………………………………………………………………………..………22
Тема 2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии. Эссе.
Список литературы……………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

дифф психология.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 

 

Задание 2. Эссе.

«Индивидуумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.»

В задание было дана тема на эссе «Рождение и смерть индивидуальности», но мне захотелось выбрать для написания эссе высказывание А.Г. Асмолова «Индивидуумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.». Почему именно эта тема? Мы живем в такое время, что этим трем терминам – индивид, индивидуальность, личность – уделяется куда больше внимания, чем раньше, поэтому и разбираться в этом вопросе следует куда лучше. 
Высказывание можно разбить на три логические части: «Индивидуумом рождаются», «Личностью становятся», «Индивидуальность отстаивают». Я предлагаю рассмотреть их по отдельности.

«Индивидуумом рождаются». Индивид это человек, рассматриваемый как единичный представитель рода людей. Самое понятие «Индивид» скорее отвечает на вопрос «В чем схож этот человек с другими людьми», чем на «Чем этот человек отличается от других?». Индивидуумные особенности человеку действительно даются от рождения – строение тела, начальные показатели здоровья и психической устойчивости. Это немного выделяет человека из толпы, но ненамного. Эти особенности больше влияют на становление личности и дальнейшую жизнь в целом. Так что да, «Индивидуумом рождаются».

«Личностью становятся». Личность это человек, рассматриваемый как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими способностями. Сознание, речь и способности у нас, может быть, и есть, но личностью мы становимся, когда умеем управлять своим сознанием, следить за своей речью и уметь реализовывать творческий потенциал. Если человек проявил себя как личность – его будут уважать общество и отдельно взятые люди, называть его человеком. Но для этого надо стараться, проявлять усилия, работать над собой. 
Так что да. «Личностью становятся».

«Индивидуальность отстаивают». Индивидуальность это своеобразие человека как индивида и личности, т.е. индивидуальность это совокупность индивидуумных особенностей и личностных качеств. Почему ее приходится отстаивать? Рассмотрим на примере.

Представим себе общество куском пластилина, который является кашей из упаковки разноцветного пластилина. Масса эта имеет цвет непонятный, неопределимый однозначно. Рядом положим небольшой кусочек, допустим, зеленого пластилина. Если накатить массу на кусочек – масса поглотит его, сделает его бесформенным, разноцветным, частью массы. Если же налить капельку масла на кусочек и только после этого накатить массу, то кусочек не прилипнет, не станет частью массы, отстоит свою индивидуальность. Он останется зеленым пластилином. 
С людьми точно также. Пока есть силы и средства держаться, отстаивать свою индивидуальность – они (люди) остаются «зеленым пластилином». Как только силы исчезают (или если их не было изначально), то они становятся такими же, как и все – частью массы, теряя при этом свою индивидуальность. Так что да, «Индивидуальность отстаивают».

В заключение могу сказать, что третья часть высказывания в наше время дается человеку тяжелее двух первых. Сколько мы знаем «зеленого пластилина»? Относительно массы – довольно мало. Вот одни из них – Никола Тесла, Стив Джобс, Александр Сергеевич Пушкин.… Становясь «Зеленым пластилином», мы оставляем за собой право видеть мир по-другому, творить иначе, «тащить» массу за собой или двигать ее впереди себя. И горе тому, кто упадет и будет поглощен!..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Батаршев А.В. «Темперамент и характер: Психологическая диагностика». - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001
  2. Гиппенрейтер Ю.Б.  «Темперамент, характер, личность: проблемы и решения» // «Психология индивидуальных различий» под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.  - М: АСТ:Астрель, 2008-720с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. «Психология конституциональных различий У.Шелдона» // «Психология индивидуальных различий» под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова.  - М: АСТ:Астрель, 2008
  4. Домрачева Е. Н. «Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка» // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта.
  5. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. «Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков».   - СПБ: ЗАО ПОНИ, 2010
  6. Иванов Н.Я. Личко А.Е. «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков»:  Методическое пособие.  -  М.: «Фолиум», 1995- 64 с., 2–е изд.
  7. Леонгард К. «Акцентуированные личности» // «Психология индивидуальных различий» под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. -  М: АСТ:Астрель, 2008
  8. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков» // «Психология индивидуальных различий» под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. -  М: АСТ:Астрель, 2008
  9. Серёгина Т.Н. «Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя» //Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, 2006г.

 

 

 


Информация о работе Типологический подход в дифференциальной психологии. Основные понятия и методы дифференциальной психологии