Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 06:27, контрольная работа
Выполните сравнительный анализ типологических моделей акцентуаций характера К. Леонгарда и А.Е. Личко по следующим критериям:
1) критерии акцентуации;
2) происхождение типологии;
3) предназначение и практическое применение типологии;
4) критерии выделения типов;
5) количество типов и их содержательные характеристики.
Задание 1………………………………………………………………………………... 3
Тема 3. Типологический подход в дифференциальной психологии
Введение
1. Понятие акцентуации характера.
2. Типологии характеров на основании акцентуаций.
3. Типология акцентуации личности по К.Леонгарду
4. Типология акцентуации характера по А.Е.Личко
4.1.Типы акцентуаций характера по А.Е.Личко [6]
5. Сопоставление типов акцентуации характера по А.Е. Личко и К. Леонгарду.
Задание 2………………………………………………………………………..………22
Тема 2. Основные понятия и методы дифференциальной психологии. Эссе.
Список литературы……………………………………………………………………..24
4.Возбудимый тип .
Данным людям присуща низкая контактность в общении, замедленность, вербальных и невербальных реакций. Нередко люди этого типа зануды, угрюмы, склонны к брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной, они неучтивы в коллективе, властны в семье. Привлекательные черты: в эмоционально-спокойном состоянии добросовестны, аккуратны, любят животных, маленьких детей; негативные черты: раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечениями.
5.Гипертимный тип .
Для этого типа характерна чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жеста, мимики, пантомимики. Часто люди этого типа в разговоре отклоняются от первоначальной темы, они бывают инициаторами конфликтов, огорчаются, если по этому поводу им делают замечания. Привлекательные черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность; негативные: легкомыслие, прожекторство, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6.Дистимный тип .
Этот тип характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно бывают домоседами, тяготятся шумным обществом, легко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. высоко ценят тех, кто с ними дружит, готовы им подчиниться. Привлекательные черты: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости; негативные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
7.Тревожный тип .
Люди данного типа характреизуютсянизкой контактностью, робостью, неуверенность в себе, минорным настроением. Они редко вступают в конфликты с окружающими, в конфликтах играют лишь пассивную роль. Часто такие люди бывают «козлом отпущения», мишенью для шуток. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность; негативные черты: боязливость, мнительность
8. Циклоидный тип (циклотомический, аффективно-лабильный, неустойчивый).
Этому типу свойственны частые смены настроения, манеры общения с другими. Такие люди общительны в период повышенного настроения, а в периоды подавленности – замкнуты. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акценуацией характера, а в период спада – с дистимной)
9.Экзальтированный тип (аффективно-экзальтированный).
Этому типу свойственна высокая контактоность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, в конфликтных ситуациях могут быть как активной, так и пассивной стороной, они привязаны и внимательны к близким и друзьям. Привлекательные черты: альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, привязан к друзьям; негативные черты: паникерство, приверженность к сиюминутным настроениям.
10. Эмотивный тип .
Люди этого типа предпочитают общение в узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова, они редко вступают в конфликты, а если это происходит, играют в них пассивную роль, обиды носят в себе. Привлекательные черты: сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, умение радоваться чужим успехам; негативные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
11.Экстравертированный тип
Люди этого типа отличаются высокой контактностью, у них масса друзей и знакомых, они словоохотливы до бодливости, открыты для любой информации, в общении часто уступают роль лидера другим, предпочитают подчиняться находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, исполнительность; негативные черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к распространению слухов и сплетен.
12 Интровертированный тип.
Люди этого типа характеризуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию, они любят одиночество, редко вступают в конфликты, и то только при попытках других бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь. Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность; негативные черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей несмотря ни на что.
Классификация А.Е.Личко предназначена специально для подросткового возраста. В отличии от К.Леонгарда А.Е.Личко говорит не об «акцентуированной личности», а об акцентуации характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность же, как целое, формируется при взрослении.
Для подросткового возраста, по мнению Личко, термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.
При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное-особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере. Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята [8].
4.1.Типы акцентуаций характера по А.Е.Личко [6]
Данная систематика предназначена специально для подросткового возраста, все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще не видны: циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, конформный.
1. Гипертимный тип
Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато не достает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. В школе, несмотря на хорошие способности, живой уме, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.
В подростковом возрасте главная черта – почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается хорошим самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью, брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка плохое настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, что вызвано противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. К правильным и законным представителям этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допущенным и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремится к лидерству, при этом не формальному, а к фактическому – роль вожака и заводил; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и всегда могут оказаться в сомнительной компании.
Любят риск авантюры. характерно хорошее чувство нового. Отходчивы, быстро меняются, даже дружат с теми, с кем раньше ссорились. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые эффективные реакции и ситуативно-обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация токсикаианическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому истероидному типу. Гипертимный тип встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.
2. Циклоидный тип.
Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психичеcкого расстройства — циклотимия.
При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены нерезко, обычно кратковременны (1–2 недели). и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Тяжело переживаются неудачи и мелкие неурядицы. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). Падает биологический тонус, могут спать больше обычного, но встают вялыми, неотдохнувшими. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Половое влечение обычно снижается. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.
Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной, так как первые проявления циклоидности начинаются только с половым созреванием. Иногда бывает выражена сезонность фаз: депрессии падают на зиму или на весну, а гипертимные периоды — на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают.
3.Лабильный тип
Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте.
Всякого рода эксцессы избегают. не стремятся лидерству. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Не умет лгать и скрывать свои чувства - настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.
4. Астено-невротический тип
Встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в условиях соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно выражает ипохондрические установки.
5.Сенситивный тип.
У этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Видят в себе множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Среди посторонних и в непривычной обстановке проявляются замкнутость, робость и застенчивость. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. не обнаруживают склонности ни к алкоголизации, ни к делинквентности. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности.
Нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.).
Сенситивные черты начинают выявляться с детства застенчивостью, робостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет — вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.
6. Психастенический тип.
Главные черты - нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей.
Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы — при первых требованиях к чувству ответственности., отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Если их не выполняют, то это крайне усиливает тревогу за будущее, за благополучие свое и близких, за успех дела, которым заняты.
Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Вопросы же серьезные, существенно влияющие на будущее, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью.