Ощущение – первичная форма субъективно-чувственного отражения действительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства и функции ощущений.
3. Рассмотреть классификации видов ощущений существующие в психологической науке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «ощущение» в психологии 4
2. Физиологические основы ощущений 5
2.1 Анализаторы 5
2.2. Свойства ощущений 6
2.3. Классификация ощущений 6
3. Виды ощущений 7
4. Значение ощущений в жизнедеятельности человека 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

    б) Температурные ощущения:

    Температурная (термическая) чувствительность дает нам  ощущения тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Температурные  ощущения обеспечивают относительную  независимость по отношениям к температурным  изменениям окружающей среды (зима, лето, промежуточное время года). При  этом, в зависимости от интенсивности  раздражителя и структурного отношения  раздражителя к воспринимающему  аппарату изменяется не только количество чувствительных точек, но и качество получающего ощущения: ощущение тепла  сменяется ощущением боли, ощущение боли переходит в ощущение тепла  и т.д.

    Термическая чувствительность связана с теплорегуляцией. На основе температурных ощущений, появившихся впервые у птиц и  млекопитающих и сохраняющаяся  у человека, автоматическая регуляция  внутренней температуры тела относительно независимой от среды, дополняется  способностью создавать искусственную среду – отопляемые и охлаждаемые жилища, зимняя, и приспособления, сопутствующие созданию данной среды - летняя или демисезонная одежда, приборы домашнего пользования (кондиционеры, обогреватели, тены и т.п.) и т.д., при помощи которых человек поддерживает наиболее благоприятную среду для своего организма. Способность к двойной регуляции температуры (внутренней и внешней) имеет существенное значение в жизнедеятельности человека, потому что температурные условия отражаются в термической чувствительности, влияют на общую активность человека, на его работоспособность. Так, например, если человеку жарко, то следует снижение активности и работоспособности, и даже может возникнуть сонливость, общая усталость.

    в) Прикосновение, давление:

    Ощущения  прикосновения и давления тесно  связаны между собой. Давление ощущается  как сильное прикосновение. Характерной  особенностью ощущений прикосновения  и давления (в отличии, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается у человека в результате опыта  при участии зрения и мышечного  чувства. Характерной для рецепторов давления является быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем  не столько давление как таковое, сколько изменения давления. Пороги чувствительности не являются раз и  навсегда фиксированной величиной. Они изменяются в зависимости  от различных условий. На тонкости кожной чувствительности явно сказывается  утомление. Она не менее очевидно поддается упражнению. Убедительным доказательствам тому является результаты, которые достигли в этом отношении  слепые.

    4. Осязание

    Осязание  – ощупывание человеком окружающих его предметов, при этом связано  с воздействием на них. Именно поэтому  мы выделяем осязание из кожных ощущений; это специфическое человеческое чувство «работающей и познавательной руки»; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается  в процессе движения, переходящее  в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

    Осязательные  ощущения (прикосновения, давления, совместно  с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством  которых мы распознаем предметы окружающего  нас мира. Взаимодействие  ощущений давления и температуры дает нам  ощущение влажности. Сочетание влажности  известной податливостью, проницаемость позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействие с термическим ощущением холода они порождают ощущения липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом, опять таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т.д.

    В ходе индивидуального развития с  самого раннего детства, уже у  младенца, рука является одним из важнейшим  органом познания окружающего мира. Младенец тянется своими ручонками  ко всем предметам, привлекающим его  внимания. Дошкольники и часто  младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают  его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Таким образом, ощущение играет роль действенного ознакомления в процессе активного познания предмета при экспериментальной ситуации.

    Обычно  осязание функционирует у человека в связи со зрением и под  его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место  у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его слабые и сильные стороны. То есть при помощи осязания мы можем  различить форму предмета, его  размер, материальную форму (твердость, жидкость, вязкость и т.п.), но без  зрения не сможем определить всю красочность  данного предмета, ощутить насыщенность цвета, яркость, светлость и т.д.

    Но, тем не менее, на осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладением одним из основных средств  умственного и общего культурного  развития соверешается у них посредством  пальпации – восприятием пальцами выпуклых букв. Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтение с голоса»  заключается в том, что слепоглухонемой  прикладывает руку тыльной стороне  кисти к шее говорящего в области  голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного  восприятия улавливает речь.

    Жизнь и деятельность многих слепых, достигших  высокого уровня интеллектуального  развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей  и т.д., служит достаточно ярким показателем  возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

    5. Обонятельные ощущения

    Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями  химической чувствительности, но все  же вкус обусловлен непосредственным соприкосновением, а обоняние функционирует  и на расстоянии.

    До  недавнего времени принято было думать, что обоняние у человека не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, чем зрение, слух, осязание. Но значение его все  же велико в силу влияния, которое  обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного фона у человека, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.

    Обоняние  доставляет нам большое многообразие различных ощущений, для которых  характерен присущий им обычно яркий  положительный или отрицательный  аффективно-эмоциональный тон. Внести в это многообразие систему, установив  однозначную закономерную зависимость  между химическими свойствами вещества и его воздействием на обоняние, оказалось очень затруднительно.

    В силу той роли, которую обоняние играет в настройке вегетативной системы, выполняющие адаптационно-трофические  функции по отношениям ко всем видам  чувствительности, обоняние может оказать  влияние на пороги различных органов  чувств.

    В жизнедеятельности людей обоняние играет большую роль связующего с  эмоциональным чувственным тоном  человека: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее  ярко выраженным характером приятного  или неприятного; многие вызывают очень  резкую положительную или отрицательную  реакцию. Есть запахи нестерпимые и  другие – упоительные. Некоторые  люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении велика, что породила целую отрасль промышленности –  парфюмерию.

    На  основе вышесказанного и жизненного опыта, могу сказать, что обоняние играет значимую роль при общении с другими  людьми и в процессе жизнедеятельности. Например, при резком запахе (запах  пота, резкий запах изделий парфюмерной  промышленности или личная непереносимость  какого-либо запаха) у человека возникает  негативный настрой по отношению  к собеседнику, ухудшается настроение, а в некоторых случаях и  общее состояние (тошнота, головокружение), а в других случаях, когда мы ощущаем  нежные, приятные для нас запахи (запах сирени или ландышей весной, морской запах) появляется «летяще-легкое», доброжелательное, радостное ощущения, улучшается общее самочувствие человека, может повыситься работоспособность.

    6. Вкусовые ощущения

    Вкусовые  ощущения, как и обонятельные, обусловлены  химическими свойствами вещей.

    Из  комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми  веществами, можно выделить четыре основных чувства – соленое, кислое, сладкое и горькое.

    К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также  ощущения также ощущения давления, тепла, холода и боли (например, при  запахе ванильного торта испытываем положительные эмоции, но при ощущении его на вкус, понимаем, что он совершенно не сладкий, при этом эмоциональный  фон резко падает; но возможно, что  вкус может дополнять запах). Едкий, вяжущий, терпкий вкус обусловлен целым  комплексом разнообразных ощущений. Именно таким более или менее  сложным комплексом обусловлен обычно вкус пищи, которую мы обычно едим.

    На  вкус распространяются те же общие  законы, что и на другие органы чувств, в частности закон адаптации. Большую роль во вкусовых ощущениях  играет процесс компенсации, т.е. заглушение одних вкусовых ощущений (соленое) другими (кислое). Наблюдается также явление  контраста.

    Вкусовые  ощущения играют заметную роль в настройке  эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с  обонянием, влияет на пороги других рецепторных  систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности.

    Вкусовые  ощущения, порождаемые химическими  веществами, поступающими из внешней  среды, влияя на вегетативные функции, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия.

    Роль  вкусовых ощущений в процессе еды  обусловлена состоянием потребности  в пищи. По мере усиления этой потребности  требовательность уменьшается: голодный человек и менее вкусную пищу; сытого прельстит лишь то, что покажется  ему соблазнительным во вкусовом отношении.

    Вкусовая  система может давать разнообразные  более или менее острые и приятные ощущения. Хотя нормальный человек  со значительно развитыми общественными, культурными интересами, живет не для того, чтобы есть, а ест  для того, чтобы жить и работать. Поэтому тонкие оттенки вкусовых ощущений в системе человеческого  поведения играют очень подчиненную  роль.

    7. Слуховые ощущения

    Особое  значение слуха у человека связано  с восприятием речи и музыки.

    Слуховые  ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые  порождаются звучащим телом и  представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

    Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые –  периодические колебания. Между  музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная  часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко  улавливаются опытным ухом. Свист  ветра, визг пилы, различные шипящие  шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов  гула и журчания, характеризующихся  низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы  прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужание прялки, шум моря, жужание шмеля и т.д.). в звуках человеческой речи тоже представлены как шумы, так и музыкальные  звуки. Основными свойствами всякого  звука является его громкость, высота и тембр.

    При воздействии звука в слуховом аппарате происходит процесс адаптации, изменяющие его чувствительность. Так, например, постоянно работая в  условиях громких звуков (газорезчик), человек к старости может частично или полностью потерять слух. Однако, в области слуховых ощущений адаптация  невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации  при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

    Далеко  не все звуки воспринимаются нашим  ухом, что зависит от высоты звука (ультразвуки, инфразвуки остаются вне  предела нашей слышимости), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения, а также следует учитывать, что границы слуха у людей  изменчивы в зависимости от возраста (у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает). Следует учитывать, что при повышении  интенсивности высокого звука возникают  ощущение щекотание в ухе (осязание звука), а затем и чувство боли.

    Следует добавить, что тембр сложного звука  играет немаловажную роль в восприятии гармонии и эмоциональной выразительности.

    Следуя  из вышесказанного, могу сказать, что  слуховые ощущения играют роль не только восприятия разговорной прямой речи и звуков окружающей среды, но и роль различия эмоциональных окрасок  голосов, и узнавание на слух голоса людей и/или собеседника в зависимости  от тембра (высокий, низкий), высоты и  громкости звука, при этом человек  может и сам выразить свои чувства, например, показать свое эмоциональное  напряжение или, наоборот, удовлетворение и т.д. При этом в зависимости  от высоты, тембра и громкости звука  человек может ощущать на себе эмоциональное напряжение, дискомфорт, который в некоторых случаях доходит до боли, а в случаях длительности или непрерывности неприятных звуков может развиться психическая неуравновешенность, т.е. появится раздражительность, плаксивость, взволнованность и т.п. И, наоборот, при  воздействии мелодичных, спокойных звуков на человека может выражаться в его уравновешенности, умиротворенности и т.д., но еще существует такая музыка, которая может «зажигать» человека, способствовать его работоспособности и т.д.

Информация о работе Ощущение – первичная форма субъективно-чувственного отражения действительности