Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:59, контрольная работа
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и других наук - математики, физики, биологии, социально-политических учений - начался прогресс в области познания, плоды которого все более влияли на развитие человеческой цивилизации.
ВАРИАНТ №11
1. Чувственное познание и его формы.
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и других наук - математики, физики, биологии, социально-политических учений - начался прогресс в области познания, плоды которого все более влияли на развитие человеческой цивилизации.
Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теорией познания, или гносеологией (от древне греч. "gnosis" - познание). Теория познания возникла уже в античной философии: Сократ учил, что подлинное знание нужно отличать от мнения, что знание выражается в понятиях; Платон считал, что истина есть постижение вечных и неизменных идей; Аристотель построил целостное учение познании, разработал логику как науку о формах правильного мышления.
Познание – это особый род духовной деятельности человека, направленной на постижение сущностных связей мира, человека, общества. Итог познания – знание о мире и о себе. Сам процесс познания возложен при наличии сознания. Если сознание – это духовный мир человека, то познание – это процесс духовного освоения мира, происходящий на определенном эмоциональном фоне. Поэтому знания пережитые человеком превращаются в его убеждения. Если же знания получены формально, то естественно, что они надолго не задерживаются в сознании человека.
Человеку от природы даны познавательные способности: чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.
Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Часто в философской литературе чувственное познание называют «живым созерцанием». В обычном понимании «живое созерцание» - это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении оно является синонимом чувственного познания и включает в себя четыре формы – ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат данного процесса – воспроизведение человеком конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов. Каждое ощущение отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возникает только при непосредственном контакте с ним человека.
Более полное знание человек получает, воспринимая всю совокупность присущих предмету свойств. Знание о предмете как о целом и составляют восприятие. Если ощущение не изобразительны, то восприятие – изобразительны, они возникают, как и ощущения, в момент непосредственного контакта субъекта с объектом. Их формирование представляет собой активный целенаправленный процесс, всегда связано с конкретной ситуацией. Восприятие являются необходимым элементом практической деятельности индивида. В них уже проявляются анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Восприятие всегда связано с узнаванием, возможностью оперирования знаниями свойствах объекта, перенесение этих знаний из одной операции в другую. Анализ, обобщения знаний в восприятии происходят на основе решения индивидом конкретных задач. Поэтому оно предполагает отбор поступающей из органов чувств информации и ее упорядочение на основе познавательной установке субъекта.
Представление – высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а «по памяти». Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую ступень, освобождая его от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами. Каждый нормальный человек способен представить себе (воспроизвести представление) минувшие события, запомнившиеся предметы, контактировавших с ним людей. Однако на этом пути неизбежны и существенные информационные потери, обусловленные спецификой процессов запоминания и забывания, значительными различиями в объеме оперативной и долгосрочной памяти у отдельных людей.
Воображение – форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымысла. «опережающим отражением» человека. Однако предметом воображения могут быть и реальные вещи, процессы, явления, отдельные параметры которых можно в познавательных целях представить в таком виде, в каком в действительности они никогда не существовали и не могут существовать. Например, вполне оправдана и естественно представлять детали создаваемых механических устройств в виде идеальных геометрических фигур, хотя в действительности здесь полное сопровождение не возможно. Воображение строит такие важные в научном познании представления, как идеальный газ, идеальная паровая машина, в техническом творчестве – представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля. В экономической науке представление об обмене товаров строго по их стоимости.
2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта , неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные.
Закон есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение и других, что имеет и практическое значение.
Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно. Люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Понятие закона – одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса.
Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое.
Качество – это определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик, благодаря которым он является таким, а не другим. Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путем оперирования категорией качества мы производим как бы накладывание одного объекта на другой, что выступает средством отождествления какого-либо объекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект есть именно это, а не что-либо другое. Благодаря своей качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов. В то же время между элементами существует сходство (общность структуры атомов, наличие в ядрах элементарных частиц).
Кроме определенного качества предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов. Количественная характеристика присуща и общественным явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем, степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми, энергетическими ресурсами.
Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамка, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
В познании и практической деятельности исключительно важно учитывать единство количественной и качественной сторон явления.
Переход количественных изменений в качественные – всеобщий закон развития материального мира. Мало того, само развитие и есть прежде всего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.
Широко распространенным появлением закона перехода количественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, например, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда как в воде эти вещества растворяются.
Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение прерывания постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он всегда противоречив ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Если скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой. Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле, становление человека, получение высшего образования). Это постепенные скачки. На протяжении постепенного скачка отдельные этапы развития могут проходить довольно интенсивно, бурно, так сказать, скачки со взрывом, для которых характерны резко выраженные границы перехода, высокая интенсивность, целостность перестройки всей системы, подъем ее на другой сущностный уровень как бы разом. Примером такого рода скачка является то, что произошло во Вселенной в результате Большого Взрыва. Исходя из природы качества как системы свойств, различают скачки единичные иобщие. Единичные скачки связаны с появлением отдельных новых свойств, а общие – с преобразованием всей системы свойств, т.е. качества в целом. Особым видом скачка является социальная революция. Специфика ее заключается прежде всего в том, что она осуществляется сознательно и целенаправленно, воплощаясь в деятельности народных масс, социальных групп, классов, политических партий и их лидеров. Характер этой революции зависит от
внутренних и внешних условий развития социальной системы, от характера и
остроты противоречий, напряжение которых делает невозможным существование общественной системы в ее старом качестве.
3.Обяснить, какие проблемы, требующие для осмысления новых мировоззренческих ценностей, встают перед человечеством.
Современная эпоха поставила перед обществом новые проблемы, требующие философского осмысления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова global - всеобщий и от латинского globus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Глобальные проблемы можно свести к трем основным
- это возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
- возможность всемирной экологической катастрофы;
- духовно- нравственный кризис человечеств.
Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены и если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек. Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны еще И. Кантом в конце XVIII в., он предлагал: нефинансировать военные действия; отказаться от враждебных отношений; заключить соответствующие международные договора и создать международный союз, стремящегося реализовать политику мира. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.