Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Оглавление

Введение
1. Формы познания.
2. Чувственное познание и его формы.
2.1. Ощущение.
2.1. Восприятие.
2.3. Представление.
2.4. Эмоции, интуиция.
3. Рациональное познание и его формы.
3.1. Понятие.
3.2. Суждение.
3.3. Умозаключение.
4. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

контр по философии.docx

— 36.44 Кб (Скачать)

 
 
 

 

Контрольная работа 
по дисциплине: «Философия» 
на тему:

«Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие» 
 
 
 

 

Курс 3 
 
 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

 

Содержание:

 

Введение  
1. Формы познания. 
2. Чувственное познание и его формы.

   2.1. Ощущение.

   2.1. Восприятие.

   2.3. Представление.

  2.4. Эмоции, интуиция. 
3. Рациональное познание и его формы.

   3.1. Понятие.

   3.2. Суждение.

   3.3. Умозаключение. 
4. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. 
Заключение 
Список используемой  литературы.

 

 

 

 

Введение

      Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? - те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта - к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

  Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука").

 

 

 

 

 

 

1. Формы познания

      Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром.

     Сторонники эмпиризма, напротив, признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. «В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном восприятии. Эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Но если все знания, размышляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда берутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств».

     Спор этот и в наши дни не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию "искусственного интеллекта".

     В философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания.

     Декарту, Спинозе и Лейбницу она представлялась особой врожденной способностью. Но откуда же в таком случае берутся ложные, неистинные знания? Откуда берутся нерациональные, т. е. не обоснованные общепринятой логикой, суждения и взгляды? Каким образом могут возникать противоречащие логике суждения, т. е. суждения иррациональные, ведущие к разрушению всего того, что принято считать рациональным, разумным?

     Рационалисты XVII и XVIII вв. отвечали на эти вопросы так: в человеческой душе помимо разумного начала существует еще начало эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами или "страстями души": гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и антипатии и т. д., могут заставить человека сознательно или бессознательно отказаться от разумных доказательств, от требований логики рассуждений и привести к искажению истины в угоду чувству, подчинить разум "страстям души". Воля в зависимости от поставленных целей может содействовать разуму и рациональным действиям, но может вступить с ним и в конфликт, и это создает возможность нерациональных действий и поступков. Верны ли эти рассуждения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть как происходит процесс познания.

     Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той ее ступени, когда она непосредственно включена в качестве важнейшего аспекта - в процесс практического использования и преобразования материальных предметов или социальных институтов, т. е. конкретных явлений окружающего мира.

     Начать с этой формы познавательной деятельности необходимо потому, что она действительно является начальным этапом познания.

     Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый тип деятельности - сравнительно поздний этап истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, еще не расчлененной практической деятельности.

     Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чувственное познание и его формы.

Эмпиризм возник в Новое время в Англии, когда осуществлялся глубокий анализ чувственного познания, когда не только унижалась, но и игнорировалась роль рационального познания. Это, по словам Энгельса, в конечном итоге приводило к унижению мышления.

В развитии эмпиризма существовали как материалистическая, так и идеалистическая линии. Материалистическая более характерна для раннего периода (Ф Бэкон, Т Гоббс, ДЛокктаин - XVII - XVIII вв).

Идеалистический эмпиризм больше проявился с середины XIX в, когда выступал в роли гносеологической основы позитивизма (близких ему школ), который сводил процесс познания к чисто эмпирически описываемом факте и их систематизации (от Юма до агностиков), отрицал теоретическое мышление.

Следует подчеркнуть, что процесс познания осуществляется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Живое созерцание представляет собой тот этап познания, на котором ведущую роль играет его чувственная сторона. Чувственное познание обусловлено прямым влиянием объектов на органы чувств человека, то есть непосредственным его контактом с внешним миром. Предметом чувственного познания является чувственно воспринимаемая сторона действительности. Этим и устанавливается соответствие между свойствами отраженного и способом его отображения

Чувственное познание является непосредственным результатом прямого взаимодействия органов чувств субъекта с внешним миром, хотя оно и опосредованное биологической предысторией человека и его историческим развитием В этом определенное значение имеют и предметы чувственного восприятия, которые в той или иной степени уже сформированы человеческим трудом Поскольку чувственное познание базируется на непосредственном взаимодействии субъекта и объекта познания, поэтому и оно дает конкретно-образную чувственную форму выражения и дает знание об явлении.

Чувственное познание - это начало, источник, а потому и основа познавательного процесса. Основными его формами, которые расположены по степени сложности и проявления активности субъекта, являются ощущение, восприятие и представление.

 

 

2.1. Ощущение

     Для познания человеком вещей и процессов природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие.

     Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

     Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т. е. ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, «что с точки зрения "информационной способности" на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

     Ощущение выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через "призму" человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть особый ответ нашего организма. Боль - ощущение человеческого существа, которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций, ответную реакцию, то или иное действие.

     Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.

     Так, мы знаем, что предмет определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего субъекта, и ощущение строго зависит от этого "взаимного" пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он "обращен" к воспринимающему человеку и т. п.

     Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников - иные зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека - иные обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта. По интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

     Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Образ является идеальной формой отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме.

      Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельные, конкретные ощущения, являясь составными элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного образного отражения того или иного предмета или явления. Например, когда мы смотрим на дом, мы видим его как целое, хотя отдельное и конкретное зрительное ощущение показывает нам часть дома, часть его крыши и т. п. При этом зрительные ощущения неотделимы от слуховых и т. д. (разумеется, при условии нормального функционирования органов чувств). Книга лежит на столе, мы ее реально видим как целое, хотя конкретное, отдельное ощущение непосредственно "показывает" мне лишь часть обложки, если книга закрыта, две страницы, если она открыта.

     Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой "способности" образа - "представлять", "давать" объективный предмет как нечто целое.

     Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах, в то же время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращать их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет "дается" сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т. е. в виде объективной, независимой от сознания целостности.

2.2. Восприятие

     Восприятия определяются как целостный образ предмета, находящегося перед нами. Это может быть образ восходящего солнца, горной вершины или музыкальной мелодии. В современной философии (феноменологии) выделяют различные уровни восприятия:

а) восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном, какой-то предмет лежит на дороге);

б) восприятие конкретного предмета (веревка, а не змея);

в) понимание, что объект существует независимо от моего сознания;

г) сознание, что именно я воспринимаю этот предмет;

д) понимание, что мое восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент.

     Уже этот анализ показывает, что восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, бездумное созерцание внешнего мира. Оно пронизано мыслительной деятельностью человека.

     Влияние духовного облика человека, уровня его культуры на характер восприятия проявляется и в других формах. Оно определяет избирательный характер восприятия. Человек обращает внимание, прежде всего на то, что ему интересно. «Не случайно Р. Декарт в работе "Страсти души" на первое место ставит удивление, которое служит важнейшим стимулом познания и открытия нового». Размышления придают особую эмоциональную окраску воспринимаемому. Так, выделяют "закадровое" мышление, когда ожидание приятной встречи вечером накладывает определенный отсвет на все предметы (и солнце кажется ярче, и люди добрее). Особенно важна роль теоретической подготовки в восприятиях, относящихся к проведению научных наблюдений и экспериментов. Кроме того, в зависимости от системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный, вредный или полезный. Могут изменяться и восприятия одного и того же человека. Так, он может видеть в любимом массу достоинств, которые не замечают другие. Но если любовь сменяется равнодушием или даже ненавистью, то даже признанные всеми качества покинутого человека оказываются за пределами восприятия.

Информация о работе Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие