Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:00, контрольная работа
Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. С точки зрения религии можно сказать, что интуиция – это наш духовный слуховой и речевой аппарат для общения с Богом и получения ответов на любые свои вопросы, наш Ангел, которого нам посылают Свыше, чтобы мы не свернули с верного пути.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Типы познания……………………………………………………4
Глава 2. Интуиция. Определение. Общие черты………………………...7
Глава 3. Место интуиции в рациональном познании……………………9
Заключение………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………….13
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра
философии
Контрольная работа по дисциплине
«Логика»
На тему: «
Интуиция и рациональное познание»
Выполнил(а)
Мокеева О.Н.
Студентка 1 курса,
2 года 10 месяцев, спец.: юриспруденция
группа 82/7001, № зачет. Книжки 24042/10
Подпись_____________________
Преподаватель:
Леонов В.Е.
Должность: канд.
филос. наук, доцент
Оценка: __________Дата:___________
Подпись:______________________
Содержание
Введение
Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. С точки зрения религии можно сказать, что интуиция – это наш духовный слуховой и речевой аппарат для общения с Богом и получения ответов на любые свои вопросы, наш Ангел, которого нам посылают Свыше, чтобы мы не свернули с верного пути.
Во всех сферах общественных отношениях есть место интуиции, ей уделяется огромное внимание, предлагаются разнообразные пути ее развития, усовершенствования. Понятие интуиции, существующее с древних времен, не оставляет в покое исследователей современности. Одни связывают интуицию со сверхъестественными способностями человека, другие дают ей объяснение с научной точки зрения, придавая ей рациональный характер.
Цель
данной работы выявить связь такого
сложного явления как интуиция с
рациональным познанием.
Глава
1. Типы познания
Познание
можно определить как процесс
деятельности человека, основным содержанием
которого является отражение объективной
реальности в его сознании, а результатом
— получение нового знания об окружающем
мире. Ученые выделяют следующие виды
познания: обыденное, научное, философское,
художественное, социальное. Ни один из
этих видов познавательной деятельности
не является изолированным от остальных,
все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют
две стороны: субъект познания и объект
познания. В узком смысле, под субъектом
познания обычно подразумевают познающего
человека, наделенного волей и сознанием,
в широком — все общество. Объектом познания,
соответственно, является либо познаваемый
предмет, либо — в широком смысле — весь
окружающий мир в тех границах, в которых
с ним взаимодействуют отдельные люди
и общество в целом. Также объектом познания
может быть и сам человек: практически
каждый человек способен делать объектом
познания самого себя. В таких случаях
говорят, что имеет место самопознание.
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека состоит из двух ступеней.
Первая ступень – это чувственное (или сенситивное) познание. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.
Восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями. Поэтому второй ступенью познания окружающего мира человеком является рациональное познание.
На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках.
Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.
Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.
Рациональное
познание тесно связано с отображаемой
действительностью, т. е. с чувственным
познанием, которое служит для него основой.
Однако, в отличие от чувственного познания,
существующего в сознании в форме образов,
результаты рационального познания закрепляются
в знаковых формах (системах) или в языке.
Рациональное познание обладает способностью
к отражению существенного в предметах,
в то время как в результате познания сенситивного
существенное в предмете или явлении не
отграничивается от несущественного.
При помощи рационального познания происходит
процесс конструирования понятий-идей,
которые затем воплощаются в реальную
действительность.
Однако, хотя чувственное и рациональное
познания играют огромную роль в получении
нового знания, тем не менее, во многих
случаях их бывает недостаточно для решения
каких-либо (и прежде всего научных) проблем.
И тогда важную роль в этом процессе приобретает
интуиция.
Глава
2. Интуиция. Определение.
Общие черты.
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция — это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуиция своего рода способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос.
До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания.
К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них.
Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения.
Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения —начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений.
Третий этап — внезапное "
Четвертый этап —сознательное
упорядочение интуитивно
Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
У
разных людей интуиция может иметь
разную степень удаленности от сознания,
быть специфичной по содержанию, характеру
результата, глубине проникновения в сущность
явления или процесса.
Глава 3. Место интуиции в рациональном познании
Рассматривая типы познания и давая характеристику чувственному и рациональному познанию мы остановились на том, что хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее, во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.
Так каким же образом интуиция взаимосвязана с познанием? Является ли она следствием сочетания обоих типов познания или же возникает совершенно независимо от них? В данной главе мы постараемся ответить на поставленные выше вопросы.
Между чувственным и рациональным познаниями существует тесная связь. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются "обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция.
Процесс рационального