Оценка школьной мотивации учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:35, статья

Краткое описание

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Файлы: 1 файл

ocenkashkol-noymotivaciiuchashaixsya.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Оценка школьной мотивации учащихся.

Сформированность у  ребенка мотивационной сферы  играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые  школой требования, показать себя с  самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Используемый нами способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных  классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для дифференцировки детей по уровню школьной мотивации предлагается система бальных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30 - бальной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся детей группы риска, с негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Методика используется и для исследования эффективности учебно -воспитательного процесса в классе, при выборе оптимальных условий обучения, при определении готовности детей к школе, при оценке динамики школьной адаптации (дезадаптации).

Данный способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов  утвержден техническим советом  ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского  предложения (Н.Г.Лусканова, рац. предложение №138 от 7.06.1985 г.).

1. Схема оценки  детских рисунков.

Рисунок ребенка рассматривается  нами как своеобразное интервью, данное испытуемое при помощи изобразительных средств. Отличием данного интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

(см. Л.Н. Бачерикова, 1979 г., Г.Т. Хоментауская, 1985 г., 1986 г., Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991 г.).

Исследования эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 году А.М.Шуберт. Полученный материал (свыше 10 тысяч рисунков) показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка - его умом, зрительной памятью, запасом знаний (что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка), сколько его эмоционально - волевой сферой - тоном настроения, интересами , активностью и т.п.

Было выявлено, что, например, дети очень подвижны чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных - бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; уплотненность, закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств - свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка (см. А.М.Шуберт, 1928,1929 г.).

При анализе рисунков нами оценивались  следующие показатели:

  1. Соответствие заданной теме.
  2. Сюжет (что именно изображено)
  3. Размеры рисунка и отдельных деталей.
  4. Цветовое решение.
  5. Динамика изображения.
  6. Правильность рисунка.
  7. Законченность рисунка.

Примерная схема  оценки детских рисунков на тему "Что  мне нравится в школе".

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее. Свидетельствует о мотивационной незрелости.

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований. В) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

При несоответствии рисунка  заданной теме при количественной обработке  проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной  теме говорит о наличии положительного  отношения к школе, при этом  учитывается сюжет рисунка, то есть, что именно изображено:

A) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных мотивов (30 баллов);

Б) ситуации не учебного характера - школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);

B) игровые ситуации - качели  на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной  расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, часто рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).

2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»

 

Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются  от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).

Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая  из 10 вопросов, наилучшим образом  отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцирован  детей по уровню школьной мотивации  использовалась система бальных  оценок:  
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;  
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл;  
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 - 30 баллов (максимально  высокий уровень} - высокий уровень  школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 - 24 балла - хорошая  школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе,  но школа привлекает больше  внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники  посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто  занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к щколе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе,  школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные  трудности в школе: они не справляются  с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа  нередко воспринимается ими как  враждебная среда, пребывания в котрой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в  школе или не очень? 

- не очень  
- нравится  
- не нравится

2. Утром, когда ты  просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?  
- чаще хочется остаться дома  
- бывает по-разному  
- иду с радостью

3.Если бы учитель  сказал, что завтра в школу  не обязательно приходить всем  ученикам, желающие могут остаться  дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю  
- остался бы дома  
- пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда  отменяют какие-нибудь уроки? 

- не нравится  
- бывает по-разному  
- нравится

5.Ты хотел бы, чтобы  тебе не задавали домашних  заданий? 

- хотел бы  
- не хотел бы  
- не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы  в школе остались одни перемены?

- не знаю  
- не хотел бы  
- хотел бы

7.Ты часто рассказываешь  о школе родителям? 

- часто  
- редко  
- не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы  у тебя был менее строгий  учитель?

- точно не знаю  
- хотел бы  
- не хотел бы

9.У тебя в классе  много друзей?

- мало  
- много  
- нет друзей

10.Тебе нравятся твои  одноклассники? 

- нравятся  
- не очень  
- не нравятся

 

Оценка школьной мотивации учащихся.

1. Тебе нравится в  школе или не очень? 

                                                                                                                                             


                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                         


                 - нравится                          - не очень                      - не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь  в школу или тебе часто хочется остаться дома?


                                                                                                                             


 

- чаще хочется остаться дома    - бывает по-разному           - иду с радостью 
 
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?



 

                  - не знаю-                         остался бы дома               - пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда отменяют  какие-нибудь уроки? 



 

           - не нравится                      - бывает по-разному                  - нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не  задавали домашних заданий?




 

          - хотел бы                                   - не хотел бы                         - не знаю 
 

6.Ты хотел бы, чтобы  в школе остались одни перемены?



 

           - не знаю                                 - не хотел бы                              - хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о  школе родителям? 




              - часто                                        - редко                            - не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы  у тебя был менее строгий учитель?



 

       - точно не знаю                               - хотел бы                           - не хотел бы   
 
9.У тебя в классе много друзей?


 


           - мало                                       - много                                     - нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники? 




 

        - нравятся                                       - не очень                              - не нравятся

 

 

Интерпретация результатов.

 



 

 

          15 - 19 баллов                    20 - 24 балла                    25 - 30 баллов

 
1. 25 - 30 баллов (максимально  высокий уровень} - высокий уровень  школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких  познавательных мотивов, стремлением  наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Информация о работе Оценка школьной мотивации учащихся