Мотивация персонала и критерии ее оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта работы является исследование системы мотивации персонала, критерии ее оценки и разработка путей совершенствования системы мотивации персонала в современных условиях на примере МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы и современные тенденции мотивации и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
2. Определить основные направления мотивации
3. Охарактеризовать организацию МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска

Файлы: 1 файл

Введение1 (Восстановлен).doc

— 783.50 Кб (Скачать)


55

 

Введение

 

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся  ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Тема дипломного проекта актуальна и значима, так как мотивация персонала является важнейшим связующим звеном в процессе реализации всех функций управления. Готовность и желание сотрудников выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Руководство предприятий может разрабатывать стратегии и планы, находить оптимальные структуры и создавать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые эффективные технологии. Однако если работники организации не заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей, не стремятся в процессе своего труда к достижению поставленных результатов, усилия менеджеров по эффективной постановке деятельности предприятия будут сведены к минимуму, либо вовсе нивелируются. Если же при планировании и организации работы руководитель верно определит, когда, кто и как должен выполнять свои обязанности, то менеджер получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране.
        Во времена СССР постоянно шли эксперименты в этой области и опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. Анализировалась западная и американская классика – А.Маслоу, Ф.Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет. Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике
России обозначился существенный перелом в этой сфере[1].

Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без интеграции в "глобальные лихорадочные усилия" по поиску новых современных форм мотивации и стимулирования труда. В то же время во многих странах Западной Европы и в
США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву, но обязательно с учетом русской психологии  и традиций.

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако, попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства.

Целью дипломного проекта работы является исследование системы мотивации персонала, критерии ее оценки и разработка путей совершенствования системы мотивации персонала в современных условиях на примере МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
    1. Изучить теоретические основы и современные тенденции мотивации и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
     2. Определить основные направления мотивации

     3. Охарактеризовать организацию МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска

     4. Исследовать критерии оценки мотивации персонала МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска.

     5. Разработать рекомендации и предложения по совершенствованию мотивирования персонала МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска

      Для реализации цели и задач были использованы следующие методы:

1.      Изучение и анализ литературы по теме дипломного проекта.

2.      Тестирование.

3.      Сравнительный метод.

4.      Математические методы обработки полученных данных.

5.      Метод анализа.

        Структурно дипломный проект состоит из введения, трех глав с подразделами, заключения, списка используемой литературы и приложений.

        В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, общие определения понятий и суть рассматриваемой темы. Во втором разделе дана общая характеристика и структура предприятия, рассмотрен анализ действующей системы мотивации персонала в МОУ ДОД ДЮСШ № 6 города Мурманска. В третьем разделе разработаны рекомендации по совершенствованию существующей системы. В заключении подводятся основные итоги настоящего исследования.

При написании работы были использованы монографии, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Теоретические основы и современные тенденции мотивации в системе управления организацией

 

1.1.Определение, роль и значение мотивации в управлении персоналом.

 

 Для того, чтобы составить полное представление о мотивации, необходимо определить, что понимают под сущностью, содержанием и логикой процесса мотивации.

Мотивация (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

В самом общем виде мотивацию можно определить, как процесс побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. Многие авторы придерживаются этой концепции. Приведем ряд определений.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.[2]

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.[3]

Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и работников к выполнению целей организации путем учета их интересов и приведение этих интересов в соответствие целям организации.

Мотивация – процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Для того, чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления (схема 1):

 

 

 

 

Схема 1. Аспекты мотивации

 

Мотивация складывается из определенных составляющих, к которым относят:

-  мотив;

-  потребности;

-  стимул;

-  вознаграждение.

Раскроем содержание данных понятий.

Мотив – (от лат. «двигаю») материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, ради которого они осуществляются. Мотивы подаются сознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.[4]

Следующий, важнейший, элемент мотивационного процесса – потребности. Потребность – ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо. Потребности можно классифицировать по самым различным признакам.

Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы. В отличие от распространенного мнения о том, что стимул – это вознаграждение, в действительности под стимулом понимают обратное значение – принуждение. Стимул означает побуждение к действию или причину поведения человека.

Различают четыре основных формы стимулов.

1.  Принуждение.

2.  Материальное поощрение (заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, приме из дохода и прибыли, компенсации, путевки, кредиты и ссуды и т.д.)

3.  Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, правительственные награды и т.д.

4.  Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Например, написание диссертации, авторские изобретения, получение второго высшего образования и т.д.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.[5]

Еще одним элементом мотивации является вознаграждение. Вознаграждение – это тот положительный результат, все то ценное для человека, что он получает, предпринимая какое-либо действие. Вознаграждения для каждого человека индивидуальны, их различают как внутренние и внешние:

1.Внутренние вознаграждения – это удовлетворение от самой работы, чувство самоутверждения, самоуважения, удовольствие от общения.

2.Внешнее вознаграждение зависит от работы косвенно, это признание и уважение коллег, статус работника, премии, заработная плата, похвала начальника, повышение в должности.

Мы рассмотрели элементы мотивации. Отметим, что все они являются неотъемлемой частью непосредственно процесса мотивации. Мотивация, рассматриваемая как процесс, может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий, наглядно представленных на схеме 2.

 

Схема 2. Мотивационный процесс

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

       Мотивационный процесс отражается на совокупной модели мотивации в достижении целей организации. Общий вид модели мотивации представлен на схеме 3. [6]

 

 

 

 

 

 

Схема 3. Модель мотивации

 

Основной особенностью управления персоналом является возрастающая роль личности работника.

В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом[7].

Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

Информация о работе Мотивация персонала и критерии ее оценки