Общение: базовые характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:04, доклад

Краткое описание

Общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между людьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию:
-материальное общение (обмен предметами и проду

Файлы: 1 файл

Конспект и тесты.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

   Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем, кто имеет дело с людьми.

   Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чём не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет серьёзных поводов для уныния. Если Вас не привлекает организаторская работа, работа с людьми, то нет особой сложности. Если же нет и Вы захотите передвинуть своё Р на второе или даже третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами.

   Д во главе формулы — вполне приемлемый вариант для научной работы или для творчества. Но детская непосредственность хороша до определённых приделов. Если она начинает мешать делу, то значит, что пора взять под контроль эмоции.

      Источник  информации: Тесты для деловых людей / Сост. – к.п.н. Н.А. Литвинцева. – М., Ассоциация Российских издателей экономической литературы «Ариэл», 1994. – 317 с. – С. 172-173.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Дихотомический тест С. Накрохиной

(модернизированный  вариант)* 

                                                                      I

  1. Вы предпочитаете работать, выполняя задания точно в срок (1) или не связывая себя определёнными сроками (9)?
  2. В кругу своих знакомых Вы, как правило, в курсе всех текущих событий (9) или узнаёте о новостях с опозданием (1)?
  3. Ваш склад ума скорее гуманитарный (1) или технический (9)?
  4. Для Вас более характерно размышление о прошлом и будущем, свершившимся и возможном (1) или практическое действие, составление планов, которые реально подготавливают будущее (9)?

II

  1. Вам обычно хватает Вашего заработка (1) или Вы часто ищите дополнительные средства (9)?
  2. Вам нравится бывать на вечеринках, шумных праздниках (9) или Вы быстро устаёте от этого (1)?
  3. Вас скорее можно назвать человеком рассудительным (9) или эмоциональным (1)?
  4. Вам нравится носить что-то необычное, экстравагантное (9) или вы предпочитаете одеваться скромно, но со вкусом (1)?

III

  1. Вы легко можете взяться за случайную работу (9) или Вам гораздо удобнее работать по предварительной договорённости (1)?
  2. На отдыхе вы легко находите новых друзей (9) или, как правило, долго присматриваетесь к людям и даже можете остаться в некоторой изоляции от нового общества (1)?
  3. Вам легко удаётся подробно и ясно для других излагать свои мысли в письменной форме (1) или письменная речь - не Ваша стихия (9)?
  4. Вы любите заниматься ежедневно хозяйством, внося в это элемент творчества (9), или занимаетесь домашними делами только по необходимости (1)?

IV

1.   Вы часто меняете свои планы  в последний момент (9) или это бывает редко и раздражает Вас (1)?

2.   В компании Вы, как правило,  первым заводите беседу (9) или  ждёте, когда с Вами заговорят  (1)?

3.   В незнакомых местах Вы ориентируетесь  успешно (9) или плохо (1)?

4.   Вы считаете, что писателю следует выражать свои мысли буквально, напрямую (9) или пользуясь сравнениями, аналогиями, иносказаниями (1)?

V

  1. Если Вам приходится внезапно быстро куда-то собираться, бросив при этом начатые или запланированные дела, Вы легко  воспринимаете такую ситуацию (9) или это Вас раздражает (1)?
  2. Интенсивное общение с новыми людьми стимулирует (9) или утомляет (1) Вас?
  3. Вы довольно часто ощущаете, что у Вас что-то побаливает (9) или более редко, но серьёзно (1)?
  4. С Вашей точки зрения, хуже быть несправедливым (9) или беспощадным (1)?

VI

  1. Вы поступаете скорее обдуманно, чем импульсивно (1) или импульсивно, чем обдуманно (9)?
  2. В разговоре Вы часто ссылаетесь на авторитеты (прочитал там, сказал тот и т.п.) (9) или предпочитаете высказывать своё мнение (1)?
  3. Вы чувствуете себя увереннее в логическом умозаключении (9) или в оценке эмоционального состояния и взаимоотношений окружающих Вас людей (1)?
  4. Вы легко запоминаете детали одежды других людей (9) или Вам трудно вспомнить такие подробности, так как Вы не обращаете на них внимание (1)?

VII

  1. Вы считаете, что предпочтительнее удостовериться, что всё подготовлено и учтено (1) или предоставить событиям идти своим чередом (9)?
  2. Вы поддерживаете отношения с широким кругом людей (9) или с несколькими старыми друзьями (1)?
  3. Вы более склонны находить пользу в отношениях с людьми (9) или понимать мысли и чувства других (1)?
  4. Вам интереснее то, что происходит в действительности (9) или то, что может произойти (1)?

VIII

  1. Вы предпочитаете планировать свои дела (1) или действовать согласно обстоятельствам (9)?
  2. При столкновении с неблагоприятными обстоятельствами вы активно стремитесь приспособиться к ним, а ещё лучше избежать (1), или приспособить обстоятельства к себе (9)?
  3. Вы руководствуетесь рассудком (9) или сердцем (1)?
  4. Вы больше доверяете своему опыту (9) или своим предчувствиям (1)?

IX

1. Вы  руководствуетесь строгими принципами (1) или предпочитаете гибко приспосабливаться  к обстоятельствам (9)?

2.  Оказавшись  вместе с незнакомым человеком,  Вы легко находите тему для  беседы и первыми начинаете разговор (9) или предпочитаете помолчать (1)?

3.    Вы более склонны быть прямым  и беспристрастным (9) или сочувствовать  людям (1)?

4.    Что, с Вашей точки зрения  хуже, витать в облаках (9) или  придерживаться проторенной дорожки  (1)?

X

  1. Когда вы составили какое-то мнение, то Вас сложно (1) или легко (9)  переубедить?
  2. Вы легко просите людей о чём-либо (9) или предпочитаете решать вопросы и действовать самостоятельно (1)?
  3. В общении вы любезны, предупредительны, стараетесь очаровать окружающих (1) или общаетесь с людьми просто, бывают случаи, что и с некоторой резкостью (9)?
  4. Вас можно назвать человеком практичным, легко ориентирующимся в мире вещей, склонным к предпринимательству (9) или непрактичным, не испытывающим интерес к предпринимательству (1)?
 

Обработка результатов

              Составьте таблицу и внесите  в неё свои баллы. Суммируйте  баллы по горизонтали и сумму  каждой строки запишите в XI столбце. Баллы проставляете в соответствующий раздел столбца, озаглавленного римской цифрой, сверху (1 вопрос) вниз (4 вопрос). В колонку «XI» поставьте итоговую сумму по каждой строке.

               

I II III IV V VI VI VII VIII IX X XI
                       
                       
                       
                       
 

              Анализ полученных результатов

      Авторы данной методики отталкивались от теории психологических типов Карла Юнга. Если сумма баллов меньше 46, то в каждой из 4-х строк это будет означать  следующее: 1 — рациональный тип, 2 — интроверт, 3 — этик, 4 — интуит.  Если сумма баллов больше 54, то для каждой строки это означает: 1 — иррациональный, 2 — экстраверт, 3 — логик, 4 — сенсор. Если сумма баллов находится между данными баллами, то трудно сказать о преобладании в Вашем характере соответствующего качества. Для второй строки это означает, что Ваш тип следует охарактеризовать, как «амбоверт».

    Рациональный  тип: нерешённые вопросы ему мешают. Склонен планировать и выполнять до конца все дела. Стремится к точности в делах. Работоспособность, как правило, стабильная. Решения принимает взвешенные и не любит их менять. Легко придерживается установленных правил, дисциплины и порядка. Иррациональный тип: действует импульсивно, примеряясь к ситуации. Может начать много дел сразу, но с трудом их заканчивает или не заканчивает вовсе. Предпочитает быть свободным от каких-либо обязательств. Любопытен. Работоспособность зависит от настроения. Часто действует без подготовки, рассчитывая на везение.

    Интроверты склонны к самопознанию, обладают высоким уровнем рефлексивной культуры. Склонны к камерному общению. Отдают предпочтение общению с небольшим количеством, но хорошо знакомых и проверенных людей. Экстраверты «подпитываются жизненной энергетикой» от интенсивного общения с широким кругом людей. В общении активны, склонны играть первые роли.

    Этик (у К. Юнга — эмоциональный тип): человек чувства, хорошо разбирается в людях, их настроениях. Способен воздействовать на других своим настроением и сам легко поддаётся таким воздействиям. Часто принимает решение под влиянием симпатий и антипатий. Убеждается в правоте (честно — нечестно, порядочно — непорядочно). Любовь, дружба для него — сознательное творчество партнёров. Может быть обидчив и может пользоваться этим, как средством воздействия на других людей. Склонен идти на компромиссы ради хороших отношений. Часто говорит комплименты, стараясь сделать людям приятное. Логик ( у К. Юнга — мыслительный тип): ориентируется на систему, структуру, закон и порядок. В интересах дела может оказаться требовательным, игнорируя при этом чувства других людей. Доказывает правоту (правильно — неправильно, разумно — неразумно). Как правило, ему трудно говорить о своих чувствах, они устойчивы и медленно меняются. Не любит выяснять причины ссор и обид.

    Сенсор ( у К. Юнга — ощущающий тип): всё видит и всё замечает вокруг. Живёт здесь и сейчас. Быстро ориентируется в любой обстановке. Ведёт полнокровную физическую жизнь. Практичен и деятелен. Уверен в себе. Реалист. Многое любит делать своими руками. Интуит (у К. Юнга — интуитивный тип): проявляет беспокойство о будущем, старается обеспечить его уже в настоящем. Любит размышлять о прошлом и будущем. Проявляет интерес ко всему новому, даже если это не сулит практического выхода. Любит решать новые задачи, не любит делать одно и то же.  Работоспособность может быть нестабильна. Тяготеет скорее к теории, чем к практическим действиям. Склонен к колебаниям и сомнениям.

               * Филатова Е. Соционика для Вас. Наука общения, понимания и согласия.

Анкета  французских психологов Хейманса и Ле Сенна 

    Обращение авторов методики к участникам тестирования: «При тестировании необходимо выполнить следующие правила.

  1. Будьте правдивы сами с собой, не пытайтесь играть какую-то роль. Говорите правду. Никто не узнает, как Вы ответили на отдельный вопрос, так как в ход идут суммарные баллы.
  2. Вопрос обычно состоит из двух, иногда из трёх альтернатив. Рядом с вопросом указано число, которое соответствует каждому варианту ответа. Например, за первый вариант ответа – 9, за второй – 1. Есть три варианта: цифры 1, 5 и 9. может случиться, что, имея два варианта ответа, Вы не можете отдать предпочтение ни одному из них. В этом случае укажите промежуточное число, однако не злоупотребляйте этим. Лучше подольше подумайте над вопросом. Также не следует думать, что ставить «9», лучше, чем ставить «1». Эти цифры в разных вопросах означают разное. Человек, который поставил все девятки или все единицы, чрезвычайно странная и неправдоподобная личность. Однако, может быть преобладание каких-либо цифр.
  3. По поводу некоторых вопросов могут возникнуть сомнения. Вы можете сказать, что в зависимости от обстоятельств Вы можете поступить и так, и так. Конечно, жизненные ситуации бывают экстремальными, но здесь речь должна идти о том, как вы обычно поступаете в нормальных, каждодневных условиях.
  4. Указанные вопросы составлялись долго и тщательно. Каждый из них имеет глубокий смысл, поэтому не торопитесь при ответе. На все вопросы отвечайте самостоятельно. Нормальное время тестирования – 30 минут.
  5. Расчертите таблицу, состоящую из 4-х строк и 12-ти столбцов. Вопросы сгруппированы по три вопроса в каждой группе. Отвечая на них, Вы последовательно заполняете столбцы. Далее просуммируйте все баллы по горизонтали и запишите результаты в 11-м столбце.

Информация о работе Общение: базовые характеристики