Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:04, доклад
Общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между людьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию:
-материальное общение (обмен предметами и проду
ОБЩЕНИЕ:
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Общение
– многоплановый процесс организации,
установления и развития коммуникации,
взаимопонимания между людьми, порождаемый
целями и содержанием их совместной деятельности.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию:
-материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности),
-
когнитивное общение (обмен
-
кондиционное общение (обмен
- мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),
-
деятельностное общение (обмен
действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям:
-
биологическое общение (
-
социальное общение (
По средствам:
-
непосредственное общение (
-
опосредованное общение (
Другие классификации видов общения:
Источник
информации: Немов Р.С. Психология:
Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. –
3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997. – 688 с. – Гл. 20.
По
мнению психолога В.Н. Мясищева, общение
представляет собой единство трёх процессов:
отражения, отношения, обращения. Отражение
характеризует перцептивно-
Источник
информации: Путь к мастерству: психолого-педагогический
практикум / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева,
Т.В. Ганина и др.; Под ред Л.К. Гребенкиной;
Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань,
2004. – 108с. – С. 37.
Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Таким
образом, в едином
процессе общения выделяют
три стороны: коммуникативную (передача,
обмен информацией), интерактивную
(взаимодействие), перцептивную
(взаимовосприятие).
Источник
информации: Фомин Ю.А. Психология
делового общения /Ю.А. Фомин. – 3 изд., перераб.
и доп. – Мн.: Амалфея, 2003. – 448 с. – С. 6.
Информационный блок общения включает получение, сохранение, воспроизведение и передачу информации.
С. 18-19
Интерактивный блок общения
В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников: содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов), противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия), бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).
Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:
С. 33-34
Перцептивный блок общения
Перцептивная сторона общения выстроена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении.
С. 49
Источник
информации: Коротаева Е.В. Хочу, могу,
умею! Обучение, погруженное в общение.
– М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997.
– 224 с.
ТЕСТЫ
Тест «В. А. К.» (составлен польскими психологами)
Отвечать необходимо «согласен» или «не согласен»
Посчитайте количество ответов «да» по следующим параллелям:
I – 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
II – 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 14, 44, 47.
III – 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Каждая параллель отражает один из главных типов восприятия информации. Параллель «I» — визуальный тип личности (визуал). Доминирующий канал получения информации — зрительный (ключевое понятие — видеть). Представители данного типа часто употребляют слова и фразы, которые связаны со зрением, образами и воображением. Например, «не видел этого», «заметил прекрасную возможность». Рисунки, образные описания, фотографии и т.п. значат для людей этого типа больше, чем слова. Они моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Параллель «II» — ощущающий тип личности (кинестетик). Доминирующий канал получения информации — через ощущения (ключевые понятия — ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «её слова глубоко меня тронули», «Ваш подарок был для меня похожим на первые весенние цветы». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре, общении их интересуют в первую очередь внутренние переживания. Параллель «III» — аудиальный тип личности (аудиал). Доминирующий канал получения информации — слуховой (ключевое понятие — слышать). «Не понимаю, что мне говоришь», «это известие для меня ...», «не выношу таких громких мелодий», «в своём выступлении докладчик сказал, что ...» — вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет всё, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
Следует помнить, что каждый человек представляет из себя соединение названных типов. Однако в этом соединении компоненты редко бывают абсолютно равными. Какой-то тип может выступать доминирующим, а какой-то лишь обозначен несколькими параметрами.
Источник
информации: Психологические тесты
для всех / Сост. Т.В. Орлова; Предисл. А.Н.
Добророднева. – К.: ООО «Таир», 1997. – 222
с. – (Популярная психология). – С. 29-31.
Тест
«Трансактный анализ
общения»
Если Вы полностью согласны с каким-либо утверждением, то оцените его в 10 баллов. Если Вы категорически не согласны с каким-либо утверждением, то оцените его в 0 баллов. Если Вы считаете, что всё, что указано в утверждении, зависит от обстоятельств, то оцените такое утверждение в 5 баллов. Чем ближе Вы к полному принятию какого-либо утверждения, тем выше Ваш балл (6, 7, 8, 9). Чем меньше Вы согласны с каким-либо утверждением, тем ниже Ваш балл (4, 3, 2, 1).
Просуммируйте Ваши баллы. Рядом с номером группы поставлены номера утверждений:
I – 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
II – 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
III – 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Анализ полученных результатов
Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трёх состояний «Я», обмениваются парой реплик.
В данной методике использована теория и терминология Эрика Берна согласно которой, обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трёх возможных состояний «Я»: родителя, взрослого или дитя.
Родитель — назидательный, самоуверенно-агрессивный, в общении выбирает позицию «пристройка сверху», мотивация поведения выражена словом «надо», поведенческие реакции — учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает.
Взрослый — рациональный, корректный, сдержанный, в общении выбирает позицию «пристройка рядом», мотивация поведения выражена словами «хочу потому, что надо», поведенческие реакции — трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой.
Дитя — эмоциональный, неуверенный, подчиняемый, в общении выбирает позицию «пристройка снизу», мотивация поведения выражена словами «хочу», поведенческие реакции — капризничает, упрямится, творит, протестует.
Поставьте рядом с каждой строкой соответствующий ей символ. Со строкой «I» — «Д», что означает позицию «дитя». Со строкой «II» — «В», что означает позицию «взрослый». Со строкой «III» — «Р», что означает позицию «родитель». Расположите соответствующие символы в порядке убывания.
Если у Вас получилась формула ВДР, то значит, что Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственным, не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут Вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.