Общение: базовые характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:04, доклад

Краткое описание

Общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между людьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию:
-материальное общение (обмен предметами и проду

Файлы: 1 файл

Конспект и тесты.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

ОБЩЕНИЕ: БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  И ХАРАКТЕРИСТИКИ 

      Общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между людьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.  

      В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно разделить на несколько видов.

      По  содержанию:

      -материальное  общение (обмен предметами и  продуктами деятельности),

      -  когнитивное общение (обмен знаниями),

      -  кондиционное общение (обмен психическими  или физиологическими состояниями),

      - мотивационное общение (обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

      - деятельностное общение (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками).  

      По  целям:

      - биологическое общение (необходимо  для поддержания, сохранения и  развития организма),

      - социальное общение (преследует  цели расширения и укрепления  межличностных контактов, установления  и развития интерперсональных  отношений, личностного роста  индивида).  

      По  средствам:

      - непосредственное общение (осуществляется  с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.),

      - опосредованное общение (использование  специальных средств и орудий  для организации общения и  обмена информации). 

      Другие  классификации видов общения:

  • Прямое общение (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенное общение (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
  • Деловое общение (обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности) и личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека).
  • Инструментальное общение (не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, не представляет какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения) и целевое общение (само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении).
  • Вербальное общение (присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка) и невербальное общение (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты).
 

Источник  информации: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. – Гл. 20.   

      По  мнению психолога В.Н. Мясищева, общение  представляет собой единство трёх процессов: отражения, отношения, обращения. Отражение  характеризует перцептивно-рефлексивную сторону общения: восприятие, познание, понимание, механизм обратной связи. Отношение выражает внутреннее состояние человека, его расположенность к другому. Проявление этого состояния. Процесс обращения выглядит как проявление активности, собственно как воздействие одного человека на другого.  

Источник  информации: Путь к мастерству: психолого-педагогический практикум / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина и др.; Под ред Л.К. Гребенкиной; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2004. – 108с. – С. 37.  

      Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

      Таким образом, в едином процессе общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача, обмен информацией), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).  

Источник  информации: Фомин Ю.А. Психология делового общения /Ю.А. Фомин. – 3 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2003. – 448 с. – С. 6.  

      Информационный  блок общения  включает получение, сохранение, воспроизведение и передачу информации.

  1. Психологи выделяют два основных пути  получения информации: с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и с помощью умозаключений. Часто два эти пути сливаются в единое целое.
  2. Под сохранением информации, прежде всего, понимается умение удерживать полученную информацию. В процессе сохранения и переработки информации включаются все компоненты познания: восприятие, память, воображение, мышление. Различают пассивное и активное сохранение.
  3. Успешное воспроизведение и передача информации зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включённые в процесс общение.

С. 18-19

      Интерактивный блок общения

      В совместной деятельности различают  следующие механизмы поведения  участников: содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов), противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия), бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).

      Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:

  1. Сотрудничество: активная помощь друг другу в достижении результата.
  2. Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.
  3. Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.
  4. Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Может проявиться в явной или завуалированной форме.
  5. Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).
  6. Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

    С. 33-34

    Перцептивный  блок общения

      Перцептивная  сторона общения выстроена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении.

      С. 49

      Источник  информации: Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.  
 
 
 
 

      ТЕСТЫ

    Тест  «В. А. К.» (составлен  польскими психологами)

    1. Люблю наблюдать за облаками и звёздами.
    2. Часто напеваю себе потихоньку.
    3. не признаю моду, которая неудобна.
    4. Обожаю ходить в сауну.
    5. В автомашине для меня важен цвет.
    6. Узнаю по шагам, кто вошёл в комнату.
    7. Меня развлекает подражание диалектам.
    8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
    9. Люблю принимать массаж.
    10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
    11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
    12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне в нём будет хорошо.
    13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
    14. Часто читаю во время еды.
    15. очень часто разговариваю по телефону.
    16. Склонен к полноте.
    17. Предпочитаю слушать рассказ. Который кто-то читает, чем читать самому.
    18. После неудачного дня мой организм в напряжении.
    19. Охотно и много фотографирую.
    20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
    21. Легко отдаю деньги за цветы, так как они украшают жизнь.
    22. Вечером люблю принять горячую ванну.
    23. Стараюсь записывать свои личные дела.
    24. Часто разговариваю сам с собой.
    25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
    26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
    27. очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
    28. Люблю потягиваться, разминаться.
    29. Слишком твёрдая или слишком мягкая постель – это для меня мука.
    30. Мне нелегко найти удобные туфли.
    31. Очень люблю ходить в кино.
    32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
    33. Люблю ходить под дождём, когда капли стучат по зонту.
    34. умею слушать собеседника.
    35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом.
    36. когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
    37. У меня неплохая аппаратура.
    38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой.
    39. на отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
    40. Не выношу беспорядка.
    41. Не люблю синтетических тканей.
    42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
    43. Часто хожу на концерты.
    44. Пожатие руки мне много говорит о данной личности.
    45. Охотно посещаю галереи и выставки.
    46. Серьёзная дискуссия – это захватывающее дело.
    47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
    48. В шуме не могу сосредоточиться.

    Отвечать  необходимо «согласен» или «не согласен»

       Посчитайте  количество ответов «да» по следующим  параллелям:

    I – 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

    II – 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 14, 44, 47.

    III – 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

         Каждая  параллель отражает один из главных  типов восприятия информации. Параллель  «I» — визуальный тип личности (визуал). Доминирующий канал получения информации — зрительный (ключевое понятие —  видеть). Представители данного типа часто употребляют слова и фразы, которые связаны со зрением, образами и воображением. Например, «не видел этого», «заметил прекрасную возможность». Рисунки, образные описания, фотографии и т.п. значат для людей этого типа больше, чем слова. Они моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.  Параллель «II» —  ощущающий тип личности (кинестетик). Доминирующий канал получения информации — через ощущения (ключевые понятия —  ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «её слова глубоко меня тронули», «Ваш подарок был для меня похожим на первые весенние цветы». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре, общении их интересуют в первую очередь внутренние переживания. Параллель «III» — аудиальный тип личности (аудиал). Доминирующий канал получения информации — слуховой (ключевое понятие — слышать). «Не понимаю, что мне говоришь», «это известие для меня ...», «не выношу таких громких мелодий», «в своём выступлении докладчик сказал, что ...» — вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет всё, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

         Следует помнить, что каждый человек представляет из себя соединение названных типов. Однако в этом соединении компоненты редко бывают абсолютно равными. Какой-то тип может выступать доминирующим, а какой-то лишь обозначен несколькими параметрами.

         Источник  информации: Психологические тесты для всех / Сост. Т.В. Орлова; Предисл. А.Н. Добророднева. – К.: ООО «Таир», 1997. – 222 с. – (Популярная психология). – С. 29-31.  

    Тест  «Трансактный анализ общения» 

    1. Мне порой  не хватает выдержки.
    2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
    3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать личную жизнь своих детей.
    4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
    5. Меня провести нелегко.
    6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
    7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
    8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
    9. Каждый должен выполнять свой долг.
    10. Нередко я поступаю не как надо, а как мне хочется.
    11. Принимая решение, я стараюсь продумать все его последствия.
    12. Младшее поколение должно учиться у старших. Как ему следует жить.
    13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
    14. Мне удаётся видеть в людях больше. чем они говорят о себе.
    15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
    16. Я – увлекающийся человек.
    17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
    18. Мои взгляды непоколебимы.
    19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
    20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
    21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
 

   Если  Вы полностью согласны с каким-либо утверждением, то оцените его в 10 баллов. Если Вы категорически не согласны с каким-либо утверждением, то оцените  его в 0 баллов. Если Вы считаете, что всё, что указано в утверждении, зависит от обстоятельств, то оцените такое утверждение в 5 баллов. Чем ближе Вы к полному принятию какого-либо утверждения, тем выше Ваш балл (6, 7, 8, 9).   Чем меньше Вы согласны с каким-либо утверждением, тем ниже Ваш балл (4, 3, 2, 1).    

   Просуммируйте Ваши баллы. Рядом с номером группы поставлены номера утверждений:

       I – 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

       II – 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

       III – 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

       Анализ  полученных результатов

   Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трёх состояний «Я», обмениваются парой реплик.

   В данной методике использована теория и терминология Эрика Берна согласно которой, обращаясь к другому  человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трёх возможных состояний «Я»: родителя, взрослого или дитя.

   Родитель  назидательный, самоуверенно-агрессивный, в общении выбирает позицию «пристройка сверху», мотивация поведения выражена словом «надо», поведенческие реакции — учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает.

   Взрослый — рациональный, корректный, сдержанный, в общении выбирает позицию «пристройка рядом», мотивация поведения выражена словами «хочу потому, что надо», поведенческие реакции — трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой.

   Дитя — эмоциональный, неуверенный, подчиняемый, в общении выбирает позицию «пристройка снизу», мотивация поведения выражена словами «хочу», поведенческие реакции — капризничает, упрямится, творит, протестует.

   Поставьте  рядом с каждой строкой соответствующий ей символ. Со строкой «I» — «Д», что означает позицию «дитя». Со строкой «II» — «В», что означает позицию «взрослый». Со строкой «III» — «Р», что означает позицию «родитель». Расположите соответствующие символы в порядке убывания.

   Если  у Вас получилась формула ВДР, то значит, что Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственным, не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут Вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Информация о работе Общение: базовые характеристики