Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель работы – изучить основы ведения торговых переговоров.
Задачи: 1) раскрыть общее понятие торговых переговоров, дать им характеристику, описать этапы торговых переговоров;
2) выявить и изучить лингвистические и невербальные средства ведения торговых переговоров;
3)отразить национальные особенности ведения переговоров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Изучение торговых переговоров 5
Общее понятие торговых переговоров 5
Психология делового общение по Д. Карнеги 15
Лингвистические и невербальные средства ведения торговых
переговоров 18
3 Национальные особенности ведения торговых переговоров 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
Таблица 2. Функции торговых переговоров.
Переговоры как сложный процесс, неоднородный по задачам, состоит из нескольких этапов [Приложение А]:
1 этап: подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с того момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит инициатором проведения переговоров и участники займутся их подготовкой. От того, как будет проведена подготовка, во многом зависит будущее переговоров и принятых на них решений. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: организационному и содержательному.
К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов.
Содержательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Необходимо выработать общий подход к переговорам -- их концепцию. В отличие от позиции концепция переговоров -- менее изменчивый элемент. При формировании общего подхода к переговорам определяются задачи, которые будут реализовываться на них. Необходимо определить возможные варианты решения.
Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной.
2 этап: ведение переговоров. Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Для того чтобы ориентироваться в ситуации переговоров, необходимо хорошо понимать, что представляет собой процесс взаимодействия при ведении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех стадиях ведения переговоров:
* уточнение интересов, концепций и позиций участников;
* обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);
* согласование
позиций и выработка
В ходе уточнения интересов и позиций снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Находится «общий язык» с партнером по переговорам. Обсуждая вопросы, необходимо убедиться, что под одним и тем же термином стороны понимают одинаковые, а не разные вещи. Стадия уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официальных предложений) и предоставлении разъяснений по ним. Внося предложения, стороны тем самым определяют свои приоритеты, свое понимание возможных путей решения проблемы.
Стадия обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Он приобретает особое значение, если стороны ориентируются на решение проблемы путем компромисса. Во время обсуждения оппоненту показывают, на что и почему сторона не может пойти. Обсуждение является логическим продолжением уточнения позиций. Стороны путем выдвижения аргументов в ходе дискуссии, высказывания оценок в адрес предложений партнеров показывают, с чем и почему они принципиально не согласны· или, напротив, что может быть предметом дальнейшего обсуждения. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности.
Третья стадия - согласование позиций. Выделяют две фазы согласования: сначала согласование общей формулы, а затем - деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три стадии: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.
Конечно, выделенные стадии не всегда следуют строго друг за другом. Уточняя позиции, стороны могут и согласовывать вопросы или отстаивать свою точку зрения, образовав для этого специальные экспертные группы. В конце переговоров участники могут вновь перейти к уточнению отдельных элементов своих позиций. Однако в целом логика переговоров должна сохраняться. Ее нарушение может вести к затягиванию переговоров и даже их срыву.
Заключительным этапом переговорного процесса является анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Принято считать, что если стороны подписали некий документ, значит, переговоры были не впустую. Но наличие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются важнейшим индикатором успеха переговоров. Переговоры можно считать удавшимися, если обе стороны высоко оценивают их итоги.
Другой важнейший показатель успешности переговоров - степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по-разному видеть, насколько проблема решена.
Третий показатель успешности переговоров - выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств. Переговоры закончились, но взаимодействие сторон продолжается. Предстоит выполнение принятых решений. В этот период складывается представление о надежности недавнего оппонента, о том, насколько строго он следует договоренностям.
После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной и процессуальной стороны, т. е. обсудить:
Во время прохождения практики на ЧСУП «ОптимаРемСтрой» я неоднократно участвовал в первом этапе переговоров, в мои обязанности входил анализ интересов участников, определение возможных вариантов решения проблемы, а так же организационные моменты, такте как определение места встречи подготовка повестки дня, а так же подготовка наглядной информации для участников переговоров.
Так же мое мнение выслушали и учли при анализе результатов переговоров, обратили внимание на недоработки при подготовке переговоров и отметили мое умение четко сформировать цели торговых переговоров и мою способность сглаживать острые ситуации, возникающие во время переговоров.
1.2 Психология делового общения по Д. Карнеги
Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения деловых переговоров. Это умение главенствует не только на торговых переговорах.
Вопросы психологии делового общения образно и убедительно сформулировал американский ученый Д. Карнеги.
В основе человеческого поведения по Д. Карнеги лежат сокровенные желания. Прежде всего надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет - останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество.[8, с.25]
Самое существенное заключено в умении слушать собеседника, постоянно проявлять к нему внимание и поощрять его наградами, т.е. отмечать положительные качества, помогать самоутверждению партнера по переговорам. Д. Карнеги предлагает шесть правил, следование которым позволяет влиять на людей.
Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми.
Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим.
Прежде, чем приступать к обсуждению интересующих вас проблем, бывает полезно поговорить о тех предметах, которые волнуют вашего собеседника. Он станет расположен к вам и скорее решит ваши вопросы.
Правило второе: улыбайтесь!
Умение улыбаться
можно считать характерным
Американцы полагают, что умение улыбаться тесно связано с умением управлять собственным настроением. Усилием воли человек может управлять своими действиями, что отражается на его настроении.[12, с.102]
Правило третье: помните, что на любом языке имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук!
Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Каждого человека больше интересует его собственное имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы делаете человеку тонкий и весьма эффективный комплимент.
Внушить человеку сознание собственной значимости - это верный способ завоевать его расположение. При деловых контактах способность запомнить имена имеет такое же значение.
Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Проявляя искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, можно пробудить его симпатию к вам. Такое проявление внимания - один из величайших комплиментов для любого человека.
Многим собеседникам не удается произвести благоприятное впечатление потому, что они не умеют внимательно слушать. Если человек говорит только о себе, то он только о себе и думает. Такой человек не интересен другим.
Умение задавать вопросы, на которые вашему деловому партнеру будет интересно отвечать, можно считать большим и полезным искусством. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.
Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника.
К каждой деловой встрече необходимо основательно готовиться. Читая деловую прессу, расспрашивая общих знакомых, необходимо определить те вопросы, которые больше всего интересуют вашего будущего собеседника. Затем необходимо пополнить собственные знания по этим вопросам.
Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне!
Д. Карнеги возводит шестое правило в важнейший закон человеческого поведения. Следуя ему, человек ограждает себя от многих бед, приобретает множество друзей и чувство морального удовлетворения. Как только этот закон нарушается, человек встречается с трудностями.
Глубочайшим свойством людей можно считать страстное стремление быть оцененными по достоинству.
Итак, умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения деловых переговоров. Вопросы психологии делового общения образно и убедительно сформулировал американский ученый Д. Карнеги в своих правилах.
2. Лингвистические и невербальные средства
ведения торговых переговоров
Многие социологические исследования на протяжении многих лет доказывают, что для людей очень важно то, как им преподают информацию. Внешний вид собеседника, правильность его речи, мимика – все это оказывает на нас психологическое влияния.
Поэтому, на мой взгляд, очень важно уметь использовать различные лингвистические средства приведении переговоров, такие как правильность и грамотность речи, а так же невербальные средства, такие как мимика, жесты, тембр голоса, место расположение относительно слушателей. Правильное и уместное использование подобных средств дает нам шанс на успех даже в самых трудных переговорах. В первую очередь нам надо расположить к себе наших партнеров, вызвать у них симпатию и желание сотрудничать, выслушать нашу точку зрения, пойти нам на уступки. Этого можно достичь не только привлекательным коммерческим предложением, но и созданной атмосферой переговоров и положительным впечатлением о компании. [14, с.215]
Еще в античные времена было сформулировано требование к благозвучию речи: написанное должно легко произноситься. Благозвучие предполагает такое сочетание звуков, которое удобно для произношения и приятно для слуха. Предложения, в которых много причастий и деепричастий с шипящими и свистящими звуками, звучат неприятно, а воспринимаются некрасиво. Неблагозвучно звучат аббревиатуры и встречающиеся подряд два-три глагола. Так речь, в которой доминируют гласные звуки свойственна эмоциональным натурам, а если согласные – рациональным. [ 10, с.78]
Голос, зарождающийся в горле визгливый и слишком высокий. Он вызывает неприятные ощущения. Тот, кто говорит слишком громко, кажется агрессивным человеком. В то время как умеренная речь дает больше возможностей для самовыражения. Умеренность придает речи выразительность и индивидуальность. Кто говорит тихо и невнятно, производит впечатление человека, который не верит в свои силы. Неразборчивая речь снижает интерес к вам как к собеседнику. Повышение голоса заставляет слушать вас еще меньше, а понижение более внимательно прислушиваться к тому, что вы говорите.