Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель работы – изучить основы ведения торговых переговоров.
Задачи: 1) раскрыть общее понятие торговых переговоров, дать им характеристику, описать этапы торговых переговоров;
2) выявить и изучить лингвистические и невербальные средства ведения торговых переговоров;
3)отразить национальные особенности ведения переговоров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Изучение торговых переговоров 5
Общее понятие торговых переговоров 5
Психология делового общение по Д. Карнеги 15
Лингвистические и невербальные средства ведения торговых
переговоров 18
3 Национальные особенности ведения торговых переговоров 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
Содержание
1 Изучение торговых переговоров 5
переговоров 18
3 Национальные особенности ведения торговых переговоров 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что торговые переговоры составляют значительную часть профессиональной деятельности деловых людей, предпринимателей, менеджеров, специалистов разного уровня, работников социальной сферы, политических лидеров и т.д. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, наиболее популярном в настоящее время, переговоры определяются как «обмен мнениями с деловой целью». Под переговорами понимается речевое общение между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждения, фирмы и т.д.) для установления деловых отношений, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению. Это значит, что в отличие от деловых бесед и совещаний, проводившихся в рамках какой-либо организации (учреждений, фирм и т.п.) между его сотрудниками, переговоры – процесс, участники которого являются представителями хотя бы двух сторон (учреждений, фирм и т.д.). уполномоченными осуществлять соответствующие деловые контакты и заключать договоры.
Значение торговых переговоров невозможно переоценить. Именно переговоры (межличностные или групповые) предполагают обсуждение конкретного предмета с конкретной целью. Достижение цели переговоров всегда связано с выработкой совместной программы действий по какому-либо направлению деятельности.
Изучение переговорного процесса сегодня выделилось в самостоятельное направление работы многих образовательных центров. Существуют научные программы, оригинальные методики обучения бизнесменов, юристов, социологов, общественных деятелей искусству переговоров.
Цель работы – изучить основы ведения торговых переговоров.
Задачи: 1) раскрыть общее понятие торговых переговоров, дать им характеристику, описать этапы торговых переговоров;
2) выявить и
изучить лингвистические и неве
3)отразить национальные
особенности ведения
Общими методами исследования, применяемыми в работе, являются системный подход, анализ и синтез, структурирование и сравнение, методы табличного отображения данных.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, индивидуального задания, заключения и списка литературы в 15 источников.
1 Изучение торговых переговоров
1.1 Общее понятие торговых переговоров
Торговые переговоры являются важной составной частью экономической политики стран. Во время проведения торговых переговоров подписываются соглашения, обеспечивающие юридическую базу и основные правила коммерции. В основном это договоры, по которым государства принимают на себя обязательства содействовать производителям товаров и услуг, компаниям, занимающимся экспортно-импортными операциями.
Торговые переговоры способствуют укреплению международной экономики, расширению торговли, инвестициям, занятости, что приводит к укреплению стоимости национальных денежных единиц.
Для того чтобы вести торговые переговоры, необходимо понять, что они из себя представляют. Переговоры – это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично - расходятся [рис.1]. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обсуждение не требуется, участники просто переходят к сотрудничеству. При полном их расхождении мы наблюдаем в наиболее явном виде конкуренцию, состязание, противоборство, конфронтацию.
Рис.1 Составляющие переговоров.
Соотношение интересов сторон на переговорах – величина довольно постоянная, которая легко подвержена каким-либо изменениям. Меняются главным образом позиции участников переговоров. Этот, казалось бы, тривиальный факт, состоящий в том, что переговоры предполагают совместную деятельность участников со смешанными интересами, часто игнорируется в реальной практике ведения переговоров. Стороны ведут себя так, как будто партнера не существует, ориентируясь только на свои интересы и пытаясь только их реализовать на переговорах.
При ведении торговых переговоров используются различные подходы. Под подходом к переговорам понимается основной принцип, из которого исходят их участники: рассматривают они переговоры как продолжение борьбы или как процесс решения проблемы, предполагающей совместные усилия.
Соответственно этому выделяются 2 основных подхода или 2 основные стратегии переговоров:
В первом случае участники видят в переговорах одну их возможностей добиться победы при реализации собственных целей и интересов в максимально полном объеме. Они стремятся «выторговать» наиболее выгодный для себя итоговый документ, мало заботясь о целях и интересах другой стороны, а также о том, насколько партнер будет удовлетворен итогами переговоров, и вообще о том, насколько проблема будет решена.
В результате борьбы, которая длится порой достаточно долго, участники могут прийти к некоему компромиссному варианту и заключить соглашение. В противном случае переговоры будут провалены. Таков конкурентный тип поведения.
Противоположный подход предполагает ориентацию не только на то, чтобы вынудить или заставить партнера принять совместное решение, как в предыдущем случае, но и на совместный анализ проблемы и совместный поиск вариантов решения. Он подразумевает кооперативность, партнерские отношения, поэтому данный тип поведения на переговорах часто называют кооперативным подходом к переговорам. В рамках этого типа поведения иначе понимаются победа или успех переговоров, а именно, как разрешение противоречий и максимальное взаимное удовлетворение интересов обеих сторон. Подход к переговорам как к совместному с партнером поиску решения проблемы основывается на иных принципах и подразумевает в значительной степени открытость обоих участников, формирование диалога отношений.
При торге могут использоваться 2 стратегии: «жесткая» и «мягкая».
Одними из первых, кто выступил с идеей «жесткой» стратегии, были американские исследователи С.Сиджел и Л.Фурекер. Согласно их взглядам, уступка одной стороны на переговорах влечет за собой ужесточение другой. Отсюда они сделали вывод, что для успешного ведения переговоров необходимо начинать переговоры с завышенных требований и в целом быть неуступчивым.
Почти одновременно с идеей «жесткой» стратегии появилась противоположная ей концепция «мягкой» линии поведения на переговорах. Её автор Ч.Осгуд полагал, что наибольший выигрыш можно получить благодаря обмену взаимными уступками. Основная проблема, в которой столкнулись представители направления, разрабатывающего проблему оптимизации торга, заключалась в сложности выявления общих закономерностей, влияющих на величину и скорость уступок.
В конце 70-х годов в качестве альтернативы торгу стали активно развиваться идеи партнерского подхода. По мнению основателей этого подхода Р.Фишера и У.Юри (принципиальные переговоры или Гарвардсткий проект) речь должна вестись не о позициях и поиске их развязок, а об интересах. Этот метод предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон.[6, с.78]
Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров.
Гарвардский проект может быть сведен к 4 основным пунктам:
Если посмотреть в сравнении 3 этих стратегии, то можно выделить сильные и слабые стороны каждой [Таблица 1]. Однако, не следует забывать, что выбор той или иной стратегии должен примеряться на конкретную ситуацию, в зависимости от ваших целей, возможностей и преимуществ.
Мягкий подход |
Жесткий подход |
Принципиальный подход |
Участники – друзья |
Участники – противники |
Участники вместе решают проблему |
Цель-соглашение |
Цель – победа |
Цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений |
Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений |
Отделить людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы |
Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблемы |
Доверять другим |
Не доверять другим |
Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию |
Твердо придерживаться своей позиции |
Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения |
Угрожать |
Анализировать интересы |
Обнаруживать свою подспудную мысль |
Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли |
Избегать возникновения ненужной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения |
требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение |
Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный ответ: тот, на который они пойдут |
Искать единственный ответ: тот, который примете вы |
Разработать много плановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении |
Настаивать на своей позиции |
Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли |
Пытаться выиграть в состязании воли |
Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению |
Применять давление |
Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |
Таблица 1. Сравнительная характеристика стратегий ведения торговых переговоров.
При прохождении практики на ЧСУП «ОптимаРемСтрой» я изучил все 3 стратегии ведения торговых переговоров, так как директор и ведущий специалист данного предприятия считают, что для разной ситуации следует использовать наиболее подходящую стратегия. Я согласен с данным мнение и для себя определил, что стоит внимательно изучить оппонентов, ситуацию, свои преимущества, и только тогда выбирать какую либо стратегию. На мой взгляд наиболее продуктивным все же является принципиальный подход, так как данный подход включает в себя в разумных пределах и «жесткую» и «мягкую» стратегии.
Обычно считается, что переговоры нужны только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако торговые переговоры порой используются и с иными целями. В этом смысле торговые переговоры могут выполнять разные функции, что необходимо учитывать, общаясь с партнером [Таблица 2].
Торговые переговоры известны издревле. Однако первоначальное понимание успешной торговой сделки было близко к тому, чтобы обмануть партнера. Часто вызывал уважение тот, кто смог избавиться от плохого товара, получив при этом изрядную сумму денег. Сегодня успешные переговоры – это, прежде всего, взаимовыгодные решения. При этом не надо думать, что остальные функции переговоров остались в прошлом. Они сосуществуют друг с другом и часто на переговорах реализуются одновременно, имея большую или меньшую значимость. Некоторые из них, такие как информационная и коммуникативная функции, присутствуют на всех переговорах, другие появляются временами, поэтому в целом можно говорить об иерархии функций переговоров. [10, с.58]
Функции переговоров |
Описание |
Информационная |
Информационное
обеспечение переговорного проц |
Коммуникативная |
Предполагает налаживание новых связей и отношений в процессе взаимодействия. |
Контроля и регулирования |
Контроль обеспечивает фиксирование состояния процесса в определенный момент времени для принятия решения по урегулированию этого процесса. Функция контроля тесно связана с функцией регулирования, то есть с принятием решений по ликвидации и отклонений, выявленных на стадии контроля. |
Отвлечения внимания |
Заключается в том, то одна из сторон стремится выиграть время для анализа ситуации и наращивания собственного потенциала. Наиболее подходящим средством для этого является проведение презентации. |
Пропаганды |
Позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности. |
Проволочек |
Заключается в том, что одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить у оппонента надежду на решение проблемы. |