Методы и формы патриотического воспитания подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Воспитание патриотических чувств у подростков………………………..6
2. Психолого-педагогические особенности детей подросткового образа….11
3. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы……15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

YuMAShEV.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое  значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально- интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.

Формирование у учащихся способности к волевым проявлениям  в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой исключительно  важной и сложной задачи является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д. Если эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно- мотивационной сферы, интеллектуально- эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.

Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных  отношений играет формирование и  развитие у учащихся потребностей и  положительных мотивов, связанных  с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Таким образом, когда  речь идет о формировании патриотизма  и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в  данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.

В системе учебных  занятий школьники знакомятся с  биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать формированию у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений, классный руководитель одной из средних школ использовал следующую ситуацию.

Класс выезжал отдыхать в Махачкалу (Дагестан). Там была организована экскурсия учащихся по городу. Экскурсовод познакомил ребят не только с памятниками архитектуры и с историей города, но и с национальными обычаями и традициями горцев.

Семиклассники всерьез  заинтересовались историей дагестанского  народа. Учитель же умело использовал ситуацию, чтобы поддержать этот интерес.  По возвращении домой учащиеся прочитали книги по истории Дагестана, об архитектурных памятниках этого края, о художественных промыслах и обсудили их в классе. Затем стали собирать материал об обычаях этого народа. Оказалось, что наиболее ценными у дагестанцев считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, моральная и материальная взаимопомощь друг другу, внимание и забота старших детей по отношению к младшим и т.д. По материалам, которые собрали ребята, был проведен классный час.

Как видим, использованные учителями и классными руководителями формы и приемы воспитательной работы были различными, но все они так  или иначе создавали ситуации, которые вызывали у учащихся положительные эмоции и переживания, побуждали их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры межнациональных отношений.

 

Заключение

 

Итак, из всего изложенного  можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала  в детях всех народов России чувство  свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и  интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда  политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой  патриотического воспитания в современной  школе являются духовно - нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это -  твоя Родина

Патриотизм -  это чувство  гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать  свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное  чувство, незаменимая ценность и  источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно  проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Адаменко С.  Воспитываем  патриотов России // Народное образование – 2005 -  № 4 – С.  23.

14.   Проходчик А.Ф.  Практикум по краеведению. -  Минск, 2005.

20.   Брихцин М.  Воля и волевые качества//Психология  личности в социалистическом  обществе. -  М., 2005.

23.   Гоноблин Ф.Н.  Психология. Учебное пособие. -  М., 2004. -  с. 42.

25.   Зимин П.П.  Воля и ее воспитание у подростков. -  Ташкент, 2005. - с. 

32.   Мюнстерберг  Г. Психология и учитель. -  М., 2005. - с.  17.

33.   Немов Р.С.  Психология. Кн.1. -  М., 2005. - с. 57.

36.   Петяйкин И.П.  Психологические особенности решительности. -  М., 2004. - с.  15.

39.   Пуни А.Ц. Психологические  основы волевой подготовки в  спорте. -  М., 2005. -   с.  23.

40.   Рубинштейн С.  Л. Основы общей психологии. -  СП., 2006. -  с. 34- 78.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

                      МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

 

Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.

1. Всегда быстро находишь  ответ, когда тебя о чем-  то спрашивают (возможно, и неверный).

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

2. У тебя часто меняется настроение.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

3. Многие вещи тебя  раздражают, выводят из себя.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

4. Ты обидчив, но  не злопамятен.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

5. Когда кто- то на  тебя кричит, он кричит в ответ.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

6. Может нагрубить  родителям, учителям.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

7. Требуешь к себе  внимания, не хочешь ждать.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

8. Горячишься во время  разговора, часто повышаешь голос. 

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

9. Любишь организовывать  и предводительствовать.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

11. Если в пылу полемики  ваш оппонент срывается и допускает  личный выпад против вас, то  вы:

а) отвечаете в еще  более грубой форме

б) отвечаете ему тем  же,

в) демонстративно оскорбляетесь,

г) прерываете с ним  разговор, чтобы успокоиться.

д) не обращаете на это  внимание,

12. Если друзья или  коллеги начинают над вами  подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них.

б) стараетесь уйти от них  и держаться подальше,

в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

д) не обращаете никакого внимания

13. Часто ли вы задумываетесь  над тем, какое влияние твои  поступки оказывают на окружающих  людей?

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

14 . Ты не бросаешь  работу на пол пути, несмотря  на усталость

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

15. Тебя раздражает, когда  на остановке приходится долго  ждать транспорт, даже если  ты не торопишься

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

16. Если требуют обстоятельства  можешь долго заниматься неинтересным  делом

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

17. Установив распорядок  ты его соблюдаешь, даже если  это неудобно

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

18. Ты всегда отстаиваешь  свое мнение, если прав.

 а) всегда б) часто  в) иногда г) редко д) никогда

19. Даже если в работе  не все получается, стараешься  доводить ее до конца.

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

21. в споре тебе удается  сохранить выдержку

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

22. Специально учишься  владеть с собой

а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

 

Оценка теста: шкала  импульсивность -  вопросы 1- 12; а- 5 баллов, б- 4, в- 3, г- 2, д- 1.

шкала волевой регуляции  – вопросы 13- 24; а- 5 баллов, б- 4, в- 3, г- 2, д- 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

                 МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

 

Методика «Социальная  смелость»

Данная методика является фрагментом методики многофакторного  исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

Информация о работе Методы и формы патриотического воспитания подростков