Методы и формы патриотического воспитания подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Воспитание патриотических чувств у подростков………………………..6
2. Психолого-педагогические особенности детей подросткового образа….11
3. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы……15
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

YuMAShEV.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

-   интеграция патриотического  воспитания с другими направлениями  воспитательной работы;       

-   опора на новые  концепции организации и осуществления  учебно-воспитательного процесса  и на новое понимание основных  педагогических понятий;

-   опора на положительное  в личности воспитанника и  создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:

-   координация взаимодействия  школы, семьи и общественности  в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического  воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Задачи и содержание патриотического  воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет  далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.

Так, Мищенко Л.И., отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.

2. Психолого-педагогические особенности детей подросткового образа

 

Воспитание патриотизма в школе  имеет огромное значение, так как  речь идет о судьбе настоящего и  будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше преодолевать над обществом и  человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным  противоречиям. Отсюда -  острая необходимость  в воспитании патриотизма подростков на уроках, которое будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Поскольку в воспитании громадную  роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей подросткового возраста в единстве сущего и должного. 

В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем – предметником психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса.

Для подростков характерны следующие признаки психического развития:

- целеустремленность, настойчивость  и импульсивность,

- неустойчивость может смениться  апатией, отсутствие стремлений  и желаний что- либо делать,

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность  в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении сменяется  желанием уединиться;

- развязность в поведении порой  сочетается с застенчивостью;

- романтические настроения нередко  граничат с цинизмом, расчетливостью;

- нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как  можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так  как в этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные  потребности и черты. Сегодня  девочка- подросток скромно сидит  со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

  Как правило, подростки направляют  умственную деятельность на ту  сферу, которая больше всего  их увлекает. Однако интересы  неустойчивы. Месяц позанимавшись  плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать  кого бы то ни было -  страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового  возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое -  не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.  

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания –  не лучшими, в принципе подростку  полезно пройти через такую школу  новых отношений. Ведь внешнее копирование  взрослых отношений -  это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по- настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность. Внешний вид подростка -  еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, -  как трагедию.

Сегодня в нашей стране делается попытка сформировать новую  общественную идеологию, в основу которой  положены патриотические ценности. Стали  появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явления, не зависящее от времени, страны, социально-  экономической и политической ситуации. Патриотизм – это:

-   чувство привязанности  к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;

-   одна из мощных  скреп любой социальной организации,  с разложения которой (самопроизвольного  или искусственно вызванного) начинается  его гибель;

-   способность восстановить  страну как мировую державу;

-   олицетворение  любви к своей Родине, сопричастность  к её истории, природе, достижениям,  проблемам, притягательным и неотделимым  в силу своей неповторимости  и незаменимости, составляющие  духовно-  нравственную основу  личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

 Всё большее распространение  приобретает взгляд на патриотизм  как на важнейшую ценность, интегрирующую  не только социальный, но и  духовно -  нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

 

 

3. Воспитание патриотических чувств у подростков

 

Для формирования патриотизма  и культуры межнациональных отношений  нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.

Потребностно-мотивационный  компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений. Его  формирование осуществляется прежде всего  в системе учебных занятий, а  также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей- патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Богатый материал по этим вопросам содержит программа по истории: Куликовская битва, ратный подвиг Александра Невского, мужество купца Минина и  князя Пожарского, героическое отражение  нашествия полчищ Наполеона, всенародная  борьба против немецко-фашистских захватчиков и т.д. Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма и межнационального содружества, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (Пушкин А.С. , Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Гоголь Н.В., Шолохов М.А., Купала Я., Колас Я., Твардовский А.Т. и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей  родной земле, когда включаются в  краеведческую работу, совершают  походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений. Этот компонент  включает в себя углубленное осмысление сущности указанных нравственных качеств  и способов их проявления в различных  видах деятельности и поведения личности. В этом плане опять-таки широко используются большие возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, языкам и т.д. Разве, например, не вызывают у учащихся восхищения открытия Лобачевского Н.И. в математике, Менделеева Д.И. в химии, Попова А.С.  в радиотехнике, Королева С. П. в космической технике, которые укрепляли приоритет отечественной науки в мире!

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной  работе: беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно- художественные концерты, фольклорно- этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.

Вместе с тем необходимо, чтобы эта забота пробуждала у  учащихся чувство привязанности  к родным местам, сопровождалась яркими эмоционально- чувственными переживаниями. Именно это положение имел в виду Толстой Л.Н., когда писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней". Несколько в иной форме эту же мысль высказывал выдающийся русский писатель Леонов Л.М.: "Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь".

Весьма большой потенциал  для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык.

Формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений достигается только при условии, если знания учащихся по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений существенно  важно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств  не просто были усвоены учащимися, а  приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала и быть насыщенной яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.

Информация о работе Методы и формы патриотического воспитания подростков