Формы и методы внешкольного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:18, реферат

Краткое описание

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во вне учебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, а также актив учащихся

Файлы: 1 файл

Реферат по курсу теория обучения и воспитания 2.docx

— 19.81 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу: «Теории обучения и воспитания».

Тема: «Формы и методы внешкольного воспитания»

 

 

 

 

 

Выполнила: Лысенко С.В.

Источник: доклад директора ЭБЦ Залогиной С.В.

 «Актуальность дополнительного  образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

Введение.

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во вне учебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, а также актив учащихся.

Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями и структурами дополнительного образования.

Формы. Как и в процессе внеклассной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования применяются массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей и молодежи.                                   

К массовым формам воспитательной работы в Дворцах детского творчества, в технических и научных кружках а также в других внешкольных учреждениях относятся лекции о достижениях науки и техники, встречи с деятелями науки, техники, искусства, коллективный просмотр фильмов, проведение выставок детского творчества, организация олимпиад, смотров, конкурсов и др.

Групповые формы внешкольной воспитательной работы охватывают кружки, секции, клубы, студии и др.

Индивидуальные формы воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования включают выполнение учениками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных студиях. А также индивидуальные упражнения при овладении пением, по развитию голоса, подготовку докладов, сообщений, выступлений к кружковым и массовым занятиям детей, работу с компьютерами по разработанным тематическим программам и др.

В учреждениях дополнительного образования учащиеся, так же как и в школе, обязательно участвуют в систематическом производительном труде. Это может быть изготовление приборов, наглядных пособий.

Методы. К основным методам воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования относятся: 

- методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение  «круглых столов» и др.); 

- методы наглядных иллюстраций  и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, наборов  слайдов, картин, схем, чертежей и  пр.); 

- методы практической  деятельности (выполнение трудовых  заданий, задание по изготовлению  моделей, приборов, технических и  других устройств);

-  методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и др.);

- методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке и т.п.).

Задачи воспитателей и руководителей кружков в учреждениях дополнительного образования состоят в том, чтобы разнообразить методы воспитательной работы с участниками кружков, секций, клубов и др. А также выбирать в соответствующих условиях те методы и средства воспитания, которые позволят кратчайшим путем сформировать необходимые знания, умения, навыки, должное отношение к деятельности. Для этого надо использовать алгоритм выбора оптимальных методов, который предполагает оценку особенностей данного ученического коллектива, конкретизацию воспитательных задач с учетом этих особенностей. Постоянный анализ результативности занятий помогает подтянуть слабые звенья при опоре на сильные. Сравнительная оценка возможностей тех или иных методов по решению определенной задачи обуславливает выбор из возможных методов тех, которые могут оказаться наиболее эффективными в данной ситуации.

 

Развитие личности во внешкольных учреждениях города Шебекино Белгородской области.

В течение последнего десятилетия благодаря совместным усилиям органов управления образованием, педагогических коллективов внешкольных, учебно-воспитательных заведений и отдела образования г. Шебекино происходит процесс реформирования внешкольного образования и развитие такой самостоятельной отрасли педагогики, как внешкольная педагогика дополнительного образования.

В городе работают несколько центров дополнительного образования:

Эколого-биологический центр (ЭБЦ), чья деятельность распространяется не только на обучающихся в городе, но также и всего Шебекинского района. Педагоги-совместители ведут работу в различных направлениях, от  краеведения и изучения эколого-биологического направления до приобщения детей к истокам русских ремесел (резьба по дереву, роспись по бересте и т.д.);

 Детско-юношеский центр (ДЮЦ), работает с детьми в направлении проектно-конструкторских идей. Здесь обучающиеся получают более обширную информацию, а самое важное, что они самостоятельно приобретают практические навыки в работе с техникой и компьютерными технологиями.

Также на базе дополнительного образовательной организации в городе работают две школы спортивного резерва №1 и №2.

По системе дополнительного образования в ШМБУ

«Модельный дворец культуры» созданы творческие коллективы, где обучающиеся приобщаются к культурно-эстетическим навыкам и умениям.

Внешкольное образование, определив курс на поиск новых форм и методов творческого развития, учебы и воспитания детей и молодежи, заняло свое весомое место в системе непрерывного образования и стало ее неотъемлемым  и уникальным звеном. Сегодня важно объективно определить место внешкольного образования в едином образовательном пространстве, ее соотношение с другими  подсистемами, место и перспективы внешкольных учебных заведений, на рынке образовательных услуг.

Закон «Об Образовании» РФ определяет государственную политику в сфере внешкольного образования, ее правовые, социально-экономические, а также организационные, образовательные, воспитательные условия для развития творческих интересов подрастающего поколения, получения детьми и молодежью дополнительных знаний, приобретения, ими навыков в разных видах деятельности. 

Внешкольная образовательная среда сегодня – это самостоятельное звено, которое решает специфические задачи, выполняет определенные функции и базируется на собственных принципах. И чем более высокой качественный уровень общего среднего образования, тем шире становится спектр  образовательных интересов и запросов личности, которые удовлетворить может только система внешкольного образования.

Уникальность этого дополнительного образования заключается в том, что именно здесь почти полностью создаются все условия для творческой самореализации каждого ребенка, учитывая, что творчество – это процесс, результатом какого не только создания качественно новых материальных и духовных ценностей, а  это деятельность, направленная на развитие самой личности, ее самопознания и совершенствования. Принцип гуманизации и гуманитаризации, личностно сориентированного подхода, который сегодня постепенно внедряется в деятельности общеобразовательных и высших  учебных заведений, для внешкольного образования не является новыми – они с самого начала ее функционирования были и остаются базовыми и самыми главными в работе центров и домов для детей и молодежи.

Во внешкольном образовании происходит предоставление знаний, формирования умений и навыков, по интересам, содействие интеллектуальному, духовному и физическому развитию личности, подготовка, к активной профессиональной и общественной деятельности, создаются условия для социальной защиты и организации досуга в соответствии со способностями, одаренностью и состоянием здоровья  учеников и воспитанников.

На современном этапе активно продолжается поиск новой идеи функционирования внешкольной образовательной организации, создания собственной модели деятельности, наполнения работы педагогических коллективов, новым содержанием.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы и методы внешкольного воспитания