Методология юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:02, реферат

Краткое описание

В методологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто не замечаемые, происходят из-за нечеткости методологических позиций. Опора на методологию открывает принципиально верные пути выхода из любых умственных и практических тупиков

Файлы: 1 файл

Методология юридической психологии.docx

— 92.14 Кб (Скачать)

Нападение обычно происходит поздним вечером или  ранним утром, жертва – чаще одного возраста с насильником. Он неожиданно нападает, иногда может угрожать оружием. После изнасилования может просить  прощения у женщины, взять у нее  что-нибудь на память (например, фотографию или брелок). Такой насильник может  в дальнейшем пытаться контактировать с женщиной, позвонив или написав  ей письмо (обычно это случается  в течение 15 дней после нападения). В целом его стиль соответствует  описанному в рамках «псевдобескорыстного»  поведения.

2. Насильник,  утверждающий свою власть. Этот  тип не сомневается в своей  мужественности, он считает себя  «мужчиной из мужчин». Цель  атаки – лишний раз показать  власть над женщиной, «поупражняться»  как мужчина, доказать свои  «мужские права». Стиль атаки  – демонстрация «эгоистичного»  поведения (вербального и сексуального).

Жертва обычно одного с ним возраста, нападение  может произойти в любое время  суток, поскольку представитель  этого типа нападает тогда, когда  чувствует, что ему «нужна женщина». Силу применяет умеренно, а иногда и чрезмерно.

К. пыталась починить свою забарахлившую машину, когда  рядом остановился мужчина и  предложил помощь. К. с радостью согласилась. Мужчина проверил двигатель, сказал, что ее машину лучше показать механику и предложил проводить до станции  техобслуживания, которая была недалеко. Там, по его словам, у него был  знакомый мастер. Поскольку мужчина  прилично выглядел и был вежлив, К. приняла предложение. Сев в  машину, он продолжал дружески с  ней говорить, пока К. не заметила ему, что он пропустил нужный поворот. Тогда он остановил машину, вынул  пистолет и сказал, что пристрелит ее. К. закричала, но он дважды ударил ее по голове, она потеряла сознание. Когда  пришла в себя, то обнаружила, что  одежда ее сорвана, а мужчина собирается изнасиловать ее. Просьбы о пощаде ни к чему не привели, насильник становился все более злым и агрессивным, продолжая избивать ее, после чего несколько раз изнасиловал ее в обычной и извращенной форме. Затем голой выбросил ее из машины и уехал.

3. Насильник,  наказывающий злостью. Цель атаки  – наказать и унизить женщину  с помощью секса. Он зол на  женщин, и злость является ключевым  компонентом его мотивации. Стиль  атаки – применение чрезмерного уровня физической силы (вербально и сексуально «эгоистичен»). Атака является импульсивным действием, поскольку она – следствие эмоциональной вспышки злости. Нападающий практикует неожиданное нападение, подчиняя жертву с помощью физической силы и лишая ее возможности сопротивляться. Женщина обычно старше его; насильник проводит с ней непродолжительное время. Часто он нападает на ту женщину, которая тем или иным образом кого-то символизирует для него. Схожесть может быть в стиле одежды, росте, расе и т.п. Нападение может произойти в любое время, когда возникает вспышка злости, которая ослабевает после нападения, но через какое-то время возникает опять, и тогда насильник вновь должен излить злость на источник своих проблем – женщину.

4. Насильник,  возбуждаемый злостью. Цель атаки  – причинить жертве боль, физические  повреждения и с помощью садистских  действий получить сексуальное  удовлетворение. Это сексуальное  преступление очень тщательно  планируется. Каждая деталь нападения  обдумывается и даже может  быть описана в дневнике. Оружие, инструменты пыток, маршруты –  все заранее обдумано. Жертвой  всегда является незнакомая женщина,  которая должна не только соответствовать  специальным критериям, установленным  насильником для удовлетворения  его желаний и фантазий, но  также не должна никак ассоциироваться  с ним у окружающих. Это также  часть его плана. Ничто не  должно связывать его с жертвой.

Садистское изнасилование  можно назвать сексуальной трансформацией злости и власти, когда агрессия сама становится эротизированной.

Насильник демонстрирует  «эгоистичное» поведение и крайний  уровень физической силы, приводящий жертву к смерти. Он может заниматься жертвой длительное время, пытая  ее и издеваясь над ней. Часто  жертвами такого садиста становятся проститутки или женщины «легкого поведения».

Насильник может  подвергать потерпевшую странным действиям, таким, как мытье и очищение ее тела, принуждение одеться в специфическую  одежду, вести себя определенным образом. Все это может сопровождаться побоями, прижиганием различных  частей ее тела, проведением сексуального акта с помощью посторонних предметов  и другими садистскими действиями. Все происходящее может сниматься  на видеоаппаратуру. Изнасилование  может включать некрофилические  действия, например половой акт с  трупом жертвы.

5. «Случайный»  насильник. Это – единственный  тип насильника, чья истинная  мотивация изнасилования – получение  сексуального удовлетворения. Она  возникает во время совершения  другого преступления. Например, взломщик, обнаруживший в квартире одинокую  женщину, может совершить сексуальное  нападение, найдя ее сексуально  привлекательной.

Стиль атаки  – использование минимальной  физической силы и проведение с жертвой  относительно короткого времени, необходимого ему для получения сексуального удовлетворения. Такой насильник  сексуально и вербально эгоистичен, часто во время нападения находится  в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения. 

 

Введение

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует  закономерности, связанные с психической  деятельностью всех лиц, участвующих  в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и  других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс и др.

Судебное разбирательство  уголовных дел - важнейшая стадия уголовного процесса, состоящая в  рассмотрении в установленном законом  порядке уголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве  реализуются полномочия суда по осуществлению  правосудия. Предшествующие стадии уголовного процесса направлены на обеспечение  достаточных оснований для рассмотрения дела в суде.

Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, конструктивной и  воспитательной деятельности суда. Однако если на предварительном следствии  основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу это его основная и исключительная функция.

Но так как  конструктивная деятельность может  реализоваться только после осуществления  познания на базе собранной, всесторонне  оцененной и проверенной информации, изложение психологической структуры  в суде целесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде - это накопление необходимой информации для осуществления конструктивной деятельности - вынесение приговора.

Особенность познавательной деятельности в суде, прежде всего, заключается в том, что материалы  предварительного расследования всегда дают уже готовую модель подлежащего  исследованию события, действий и взаимоотношений  в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие берет  на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, производит отбор и  систематизацию информации, что существенно  облегчает познание судом обстоятельств  дела.

Вся необходимая  информация уже предварительно собрана, упорядочена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно  облегчить деятельность суда первоначально  по восприятию уже собранной информации, а затем и по ее последующему исследованию. Наличие уже восстановленной  модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает  познание всех фактов и их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая  обязательно подлежит тщательной проверке и исследованию ее в каждом отдельном  элементе. Судебное исследование обстоятельств  дела является самостоятельным важнейшим  элементом осуществления правосудия.

2. Общая психологическая  характеристика судебного процесса

Стадийность является существенной особенностью психологической  структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентированной процессуальным законом последовательности, которая  создает определенные стадии развития общей судебной деятельности, что  призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлению истины по делу и осуществлению правосудия.

Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии - все это создает  наиболее оптимальные психологические  предпосылки для правильного  и полного осуществления правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается  практической возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательством  стадий провести дополнительное их деление  на определенные этапы, что также  обосновывается выявлением различий в  психологической структуре и  в задачах деятельности.

Уголовный процесс  определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и  исполнение приговора и другие.

1. В стадии  предания суду решаются вопросы  познания предварительного расследования  и планирование собственной деятельности.

2. Непосредственное  восприятие всех источников доказательств  и осуществление познания обстоятельств  дела осуществляется при проведении  судебного следствия.

3. Заслушивание  словесных сообщений о результатах  познавательной деятельности, проведенной  участниками судопроизводства (прокурором, адвокатом и т.д.).

4. Реализация  основной конструктивной деятельности (вынесение приговора).

5. Осуществление  действий, связанных с принятым  конструктивным решением (исполнение  приговора).

На каждой из перечисленных стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешних  условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической  структуры судебной деятельности.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует  закономерности, связанные с психической  деятельностью всех лиц, участвующих  в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и  других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное следствие и вынесение  приговора по делу является логически  неизбежной стадией, следующей за событием преступления и предварительным  следствием. Деятельность суда и участников судебного процесса достаточно многообразна.

Основная задача судебного следствия - непосредственное восприятие и исследование всех источников доказательств и сообщаемой ими  информации. Именно на этой стадии суд  производит проверку всех фактов, собранных  и систематизированных в материалах предварительного следствия. Чтобы  наиболее полно произвести оценку представленным предварительным следствием материалам, суд обязан непосредственно воспринять все источники полученных сведений, использованных для воссоздания  модели прошлого события, действий, отношений, характеристики личности подсудимого. Эта задача и решается в ходе судебного  следствия.

На этой стадии познание осуществляет не только суд, но и все заинтересованные участники  процесса. Различные исходные позиции  в познавательной деятельности (прокурора, адвоката), различные интересы гражданского истца и ответчика, подсудимого  и т.д.) приводят к тому, что в  ходе судебного следствия каждый из участников процесса стремится так  использовать источники передачи различных  сведений, чтобы в наиболее яркой  форме выступали именно те факты, которые необходимы для восприятия судом модели события, отстаиваемой данным участником процесса. В соответствии с этим у суда возникает обязанность  регулировать процесс познания всеми  этими участниками, вместе с тем  и регулировать отношения между  ними при осуществлении этой деятельности. Отсюда председательствующий обязан в  процессе судебного рассмотрения дела наблюдать за поведением не только подсудимых (свидетелей), но и всех других участвующих в деле лиц. От его  деятельности зависит упорядочение процесса, чтобы каждый из участников не мешал выполнять такую же деятельность другим и прежде всего суду Дулов  А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 383..

Правосудие, которое  в большей степени, чем многие другие виды деятельности, выступает  как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-психологических  явлений, например, эффективностью деятельности социальных групп, особенностями оценочных  суждений в группе, восприятием и  пониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью, социально-психологической  ролью личности и т.д. При этом в сфере судопроизводства закономерности социальной психологии могут служить  и улучшению и ухудшению результатов  деятельности. Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к которым  относится большинство уголовных  дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой  лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей  психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимально  объективной, особенно в суде присяжных.

Информация о работе Методология юридической психологии