Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:58, курс лекций
Чтобы полностью узнать человека, необходимо понять его также в его любовных отношениях... Мы должны сказать о нем, верно или неверно ведет он себя в вопросах любви, мы должны понять, почему в одном случае он поступает должным образом, а в другом случае - нет. Таким образом, сама собой добавляется еще одна задача: найти способ подступиться к тому, чтобы предотвратить те или иные неудачи в любовных отношениях. Если вспомнить, что от решения проблемы любви и брака, пожалуй, зависит прежде всего человеческое счастье, то нам сразу станет понятным, что мы имеем перед собой множество наисложнейших вопросов.
Одна трудность возникает при обсуждении этих вопросов уже в самом начале - большинство людей говорят о ней сразу. Все люди разные, и, наверное, два человека в иных условиях могли бы быть более счастливы, если бы, например, каждый из них нашел другого партнера. С этой возможностью можно легко согласиться, но она свидетельствует только о том, что данные люди сделали плохой выбор. Ищем ли мы причину неудачи в вопросах любви в плохом, неправильном выборе или рассматриваем случаи, в которых человек все равно бы потерпел неудачу, потому что он должен был потерпеть ее в силу более глубоких причин, - во многих случаях знание человеческой души и ее движущих сил способно уберечь нас от промахов. Вопрос о любовных отношениях является частным вопросом человеческой жизни. Его понимание возможно только в том случае, если мы будем учитывать его связь со всеми остальными жизненными вопросами. Жизнь ставит перед нами три комплекса важнейших задач, от решения которых зависит наше будущее, наше счастье.
Особую роль играет
любовь, как счастливая так и, еще
в большей степени, несчастная, у
художников. Мы можем, пожалуй, сказать,
что несчастная любовь представляет
собой настолько общее явление
времени, что едва ли найдется хоть
один человек, который не пострадал
бы от нее. Однако среди людей, которые
с особой чувствительностью относятся
к жизни, особенно видную роль играют
художники. Они будут обращать на
себя внимание уже тем, что в своем
искусстве стремятся найти
В уклонении от реальной
жизни заключена тенденция
Человек, вступивший
однажды в предполагаемую "опасную
зону", демонстрирует нам
Угроза, исходящая
от женщины, является постоянным лейтмотивом
в искусстве. Посмотрите на картины
художника Ропса, где женщина
изображается как опасность, как
нечто внушающее страх или
по меньшей мере как огромная власть.
Искусство сегодня - это главным
образом мужское искусство, оно
несет в себе мужскую традицию,
выражает преимущественно мужские
проблемы и возвышает женщину
до того магического или внушающего
страх образа, каким она предстает
в глазах многих мужчин. Женщины
не могут идти вровень с этим мужским
идеалом времени и
Мы не в состоянии
сразу предсказать, как отразится
на человеке его склонность к несчастной
любви. Вся его жизненная позиция,
его линия жизни являются здесь
крайне важными. Если перед нами человек,
который при возникающих
Особенно поучительной
в этом отношении является жизнь
Гёте. Он всегда видел в женщине
опасность, всегда избегал ее и любви.
Лейтмотивом "Фауста" является вечный
поиск решения проблемы любви. Неудовлетворенный
фактами жизни, он собственными силами,
порывами и стремлениями строил свой
мир и совершал перед нашими глазами
волшебное превращение всего
общечеловеческого. Величие его
искусства состоит в том, что
все, о чем он писал, находит в
нас отклик, когда мы слышим вечно
новую песню о напряженных
отношениях между полами, в которых
люди, заблуждаясь, боятся, что самоотдача
равносильна потере личности, подчинению
или рабству.
Упомянем здесь
еще Шляйермахера, который в своей
удивительной статье стремится показать,
что любовь - совсем не простое дело
и глупо считать, что человек,
вступая в жизнь, уже что-то понимает
в любви. Каждый, по сути, должен пройти
определенную предварительную тренировку,
более простую подготовительную
школу. Также и этот чистейшей
воды идеалист, уважаемый самыми религиозными
людьми, не может игнорировать убеждения,
что людям в любви не так
уж легко найти друг друга.
Во время моих
лекций по психологии, которые постоянно
посещают примерно пятьсот человек,
мне в основном задают вопросы
о любви, и это свидетельствует
о том, насколько труднее людям
разобраться в этом вопросе, чем,
например, в вопросах профессии.
Почему существует
так мало счастливых любовных отношений?
Мы все еще не являемся настоящими
людьми, мы по-прежнему не зрелы в
любви, потому что пока еще отстаем
в социальности. Мы защищаемся всеми
средствами, поскольку слишком боимся.
Подумать только, на какие трудности
наталкивается идея о совместном
воспитании полов, которое нацелено
только на то, чтобы оба пола заблаговременно
утратили свою робость и страх и уже с
юности имели возможность лучше познакомиться
друг с другом.
Для проблем в
любовных отношениях не существует лекарства
в форме четкой инструкции. Повседневный
опыт индивидуальной психологии снова
и снова показывает, что обособление
эротики человека является особенностью
всей его личности, которую необходимо
понимать в каждом отдельном случае.
Мы должны понять связь всех проявлений
человека, изменить его личность и
его отношение к миру, чтобы
изменить ложный путь его эротики. Линия
поведения человека обязательно
проявится и в любви. Она заставит
его либо стремиться к несчастной
любви и на ней застревать, либо
позволит ему относиться к ней
проще и приведет к подъему. Если
это люди, которые, преисполнившись
честолюбием, не способны выносить любого
рода отказ, то из этой понятной в общем
контексте ошибки покажется естественным
самоубийство, и в нашем требующем
подчинения обществе появится повод
к крайне трагической ситуации, в
которой уход из жизни связывается
с местью обществу и отдельным
людям.
Любовь культивируется,
а отношения любви становятся
прекраснее и утонченнее с культивацией
и развитием охватывающего всех
людей чувства общности. Отношения
любви формируются не вдруг, а
свидетельствуют о длительной подготовке.
Эротическая связь всегда существует
между людьми, однако чтобы она
воспринималась и проявлялась как
любовь, необходимы определенные условия.
Начало любовных побуждений восходит
к тем далеким дням, где эти
импульсы еще не являлись эротикой,
еще не были сексуально окрашены, но
где широкий еще поток чувства
общности выливался в формах нежности
и привязанности и где были
очевидны только те общечеловеческие
отношения, которые (подобно отношениям
между матерью и ребенком) сразу
связывает людей друг с другом,
не образуя тех уз, которые служат
вечности и прочности человечества
- уз, которые мы называем любовью. Она
является узами и одновременно делает
человечество вечным. Эти отношения
нельзя формировать по своему усмотрению,
скорее следует допускать их воздействие.
Знание об этом еще недостаточно, ибо
человек способен обманываться относительно
процессов, протекающих в собственной
душе. Оба пола слишком легко попадают
в вихрь политики престижа и играют
роль, до которой не доросли и
которая нарушает простоту и непринужденность
их жизни и наполняет их предрассудками,
из-за которых исчезает всякий след
подлинной радости и всякое ощущение
счастья.
Тот, кто усвоил эти идеи, хотя, разумеется, и не будет безгрешен, но по крайней мере сознательно останется на верном пути и вместо того, чтобы множить ошибки, сможет постоянно их уменьшать.