Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:58, курс лекций
Чтобы полностью узнать человека, необходимо понять его также в его любовных отношениях... Мы должны сказать о нем, верно или неверно ведет он себя в вопросах любви, мы должны понять, почему в одном случае он поступает должным образом, а в другом случае - нет. Таким образом, сама собой добавляется еще одна задача: найти способ подступиться к тому, чтобы предотвратить те или иные неудачи в любовных отношениях. Если вспомнить, что от решения проблемы любви и брака, пожалуй, зависит прежде всего человеческое счастье, то нам сразу станет понятным, что мы имеем перед собой множество наисложнейших вопросов.
Одна трудность возникает при обсуждении этих вопросов уже в самом начале - большинство людей говорят о ней сразу. Все люди разные, и, наверное, два человека в иных условиях могли бы быть более счастливы, если бы, например, каждый из них нашел другого партнера. С этой возможностью можно легко согласиться, но она свидетельствует только о том, что данные люди сделали плохой выбор. Ищем ли мы причину неудачи в вопросах любви в плохом, неправильном выборе или рассматриваем случаи, в которых человек все равно бы потерпел неудачу, потому что он должен был потерпеть ее в силу более глубоких причин, - во многих случаях знание человеческой души и ее движущих сил способно уберечь нас от промахов. Вопрос о любовных отношениях является частным вопросом человеческой жизни. Его понимание возможно только в том случае, если мы будем учитывать его связь со всеми остальными жизненными вопросами. Жизнь ставит перед нами три комплекса важнейших задач, от решения которых зависит наше будущее, наше счастье.
Таким образом, мы видим
фактор, пронизывающий любовную жизнь
людей, который всегда ведет к
нарушениям совместной жизни: стремление
к власти и личному превосходству.
В человеческом обществе необходимо
уважать свободу
Пути, которые здесь
избираются, чрезвычайно разнообразны.
Существуют властолюбивые натуры, которые
настолько боятся за свое честолюбие,
за свою власть, что ищут только такого
партнера, в превосходстве над
которым они уверены, который, похоже,
всегда будет им подчиняться. При
этом речь отнюдь не идет лишь о никчемных
честолюбцах - в нашей культуре одержимость
стремлением к власти является общераспространенной
чертой, неизмеримый вред которой
для развития всего человечества
продемонстрировали исследования индивидуальной
психологии. Если бы, например, захотели
изучить в этом направлении любовную
жизнь Гёте, то с удивлением натолкнулись
бы на чрезвычайную неуверенность, которую
этот честолюбивый человек проявлял
в вопросах любви.
Подобным образом
мы можем понять часто встречающиеся
в нашей жизни странности, когда
в результате своего любовного выбора
люди опускаются на гораздо более
низкий и не соответствующий их положению
социальный уровень. Например, не так
уж редко бывает, что мужчина, занимающийся
исключительно высшими
Тем самым такой
выбор представляется иным осторожным
натурам чрезвычайно удачным
приемом, хотя они и не понимают своей
конечной цели - скрыть любовью и
эротикой свои более глубокие мотивы
- и убеждены, что это всего
лишь проделки Амура. Однако подобные
отношения, развиваются, как правило,
неудачно. Выясняется, что этот способ
уклонения от конкуренции полов
имеет многочисленные изъяны. Изъяны
возникают, например, не из-за того, что
интеллектуально более развитый
или занимающий более высокое
социальное положение человек
Случаев подобного
рода множество. Нередко молодая, утонченная,
духовно богатая девушка
Нам известно также
большое число людей, которые
имеют необъяснимую при другом способе
рассмотрения склонность исключительно
к любовным партнерам с физическими
недостатками. Существуют юные девушки,
которые увлекаются только пожилыми
мужчинами, и точно так же встречаются
обратные варианты. Эти факты справедливо
обращают на себя внимание и требуют
нашего объяснения. Если в таком
случае мы рассмотрим отдельных людей,
то, наверное, обнаружим иногда обоснованное,
естественное объяснение, однако подобная
склонность всегда также соответствует
стилю жизни этих людей - идти по
линии наименьшего
Далее, мы встречаем
людей, которые проявляют любовную
склонность только к таким партнерам,
которые уже несвободны. Этот странный
факт может говорить о самых разных
намерениях. При определенных обстоятельствах
он может означать "нет" в ответ на
требования любви, стремление к невозможному,
иногда неисполнимый идеал. Но он может
также говорить о такой черте, как "желание
отнимать", привносимой некоторыми
людьми в эротику и обусловленной их стилем
жизни в целом. Сначала мы хотели бы рассмотреть
то бесчисленное множество случаев, когда
ухажеры хотят уклониться от эротической
задачи жизни и пытаются сделать это подобным,
в наше время не столь уж и необычным способом.
Есть люди, которые
увлекались созданным в их воображении
образом. Эта позиция отчетливо
выражает конечную цель: они вообще
ничего не хотят знать о любви
и браке и живут такими мечтаниями,
которые, по всей вероятности, никогда
не смогут осуществиться. То же самое
относится к подавляющему большинству
случаев несчастной любви. Чаще всего
она является средством реализовать
то, что изначально было жизненной
целью: создав видимость правоты, отстраниться
от жизни, от мира. В этих случаях
несчастная любовь может быть не такой
уж несчастной с точки зрения осуществления
этой цели. Она находит тех людей,
которые уже изначально были готовы
пуститься наутек, столкнувшись с
вопросами жизни и прежде всего
любви. Благодаря этому трюку, этой
уловке такая готовность к бегству
получает иногда желанное усиление. Подобная
уловка не всегда берется из воздуха
- она прикрепляется к каким-либо
действительным жизненным отношениям
и уже не выглядит уловкой, а становится
похожей на естественный результат
опыта. Очень многие люди еще не стали
полностью зрелыми для
Для бегства особенно
годится не раз уже испытанная
уловка. Создается новая идея, особый
идеал. По этому идеалу оцениваются
теперь все люди, которые встречаются
на жизненном пути. В результате
оказывается, что никто не подходит.
Все не соответствуют идеалу, и
если мы их отвергаем и исключаем,
то наше поведение выглядит лишь благоразумным
и вполне обоснованным. И только
если мы выхватываем и рассматриваем
отдельный случай, то понимаем, что
столь благоразумно выбирающие люди
даже без своего идеала заранее были
готовы сказать "нет". В идеале
воплощаются открытость, правдолюбие,
мужество и т. д. Они представляют
собой понятия, которые мы можем
по своему усмотрению расширять и
растягивать до тех пор, пока они
не превысят всякую человеческую меру.
Поэтому мы можем желать чего-то,
что мы уже заранее "сделали"
недостижимым.
Эта уловка - не любить
никого, потому что любишь что-то недостижимое
- находит различные возможности
конкретизации. Мы можем любить человека,
который появился однажды на короткое
время, произвел впечатление, исчез
и теперь найти его уже невозможно.
Потребовалось бы обойти весь мир, чтобы
его найти. В первый момент мы оказываемся
растроганными, услышав о такой
искренней и верной любви. Однако
условие, которое выдвигается здесь
для осуществления любви на земле,
а именно - обойти весь мир, чтобы
его найти, является сверхчеловеческим
и подтверждает наши уже пробудившиеся
подозрения.
Мы можем также
и сами "сделать" человека недостижимым.
Часто у поклонника уже с самого
начала его ухаживаний создается
впечатление, что у него здесь
нет никаких шансов. Это обстоятельство
тотчас становится исходным пунктом
последующих действий. Он думает, что
не сможет жить без любимого человека,
ухаживает за ним, хотя всякому объективному
наблюдателю кажется
Целью подобных ухаживаний
является несчастная любовь. Прямо-таки
поразительно, как много людей
в своих ухаживаниях держат курс
на цель несчастной любви. Но если взглянуть
со стороны, то следовало бы подумать,
что такое поведение отнюдь не
в природе человека. Тем не менее
по этим людям совершенно не видно,
что здесь мы имеем перед собой
сплошь "беглецов". В таких случаях
индивидуально-психологическое
Любовная склонность
к людям, уже сделавшим свой эротический
выбор, не всегда означает "нет"для
своего чувства. История выдающихся
людей может показать нам, что
в нашей такой сложной культуре
люди растут с ярко выраженным желанием
отнимать, захватывать. Следствием стремления
к замужним женщинам всегда являются
действия, направленные на то, чтобы
завладеть объектом любви, даже если
внешне эти действия часто сохраняют
самую благородную форму. Одним
из этих типов, по всей видимости, является
Рихард Вагнер, во многих художественных
творениях которого существует конфликт:
герой домогается женщины, которая
уже принадлежит другому. Да и
жизнь Рихарда Вагнера
В целом чувство
неуверенности определяет многие формы
эротики. Существуют молодые мужчины,
которые испытывают симпатию только
к старшим женщинам, ошибочно предполагая,
что здесь трудности совместной
жизни будут менее
Опыту и знаниям
можно найти хорошее или плохое
применение. Среди плохих применений
мы встречаем гипертрофированное исправление
ошибки, которое само есть ошибка. Противоположностью
сдержанности и замкнутости является
открытость, и, таким образом, мы встречаем
людей, которые открыто совершают
ошибки. Существуют люди, которые всегда
демонстрируют склонность навязываться
другим. Как бы ни было прекрасно
открыто заявлять о своей любви,
тем не менее мы также глубоко
убеждены, что в нашей далеко непростой
культуре человек совершает таким
образом серьезную ошибку. Собственно
говоря, нет ни одного человека, который
бы спокойно относился к таким
признаниям, и тогда поступивший
опрометчиво человек не только сам
вынужден терпеть муки раскаяния
и нести бремя возникающих
проблем, но и мешает партнеру в естественном
развитии его любовных побуждений,
ибо при повсеместно