Личность в коллективе: проблема восприятия и понимания человека человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание людьми друг друга.

Оглавление

Введение
1. Характеристика процесса восприятия человека человеком
2. Возрастные особенности восприятия человека человеком
3. Профессиональные особенности восприятия человека человеком
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 30.97 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Психология управления как наука

 

Контрольная работа по психологии управления

  На тему: «Личность в коллективе: проблема восприятия и понимания человека человеком»

 

 

 

 

Проверил: доцент, кандидат

педагогических наук

С.В.Чирков

 

Выполнил: студентка 3 курса

Е.И.Гожимова (специальность-

Экономика и управление на предприятии АПК

Гр. 50, шифр – 095087)

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Оглавление

 

 

Введение

1. Характеристика процесса  восприятия человека человеком

2. Возрастные особенности восприятия человека человеком

3. Профессиональные особенности восприятия человека человеком

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время во всем мире ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.

Целью моей контрольной работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание  людьми друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  процесса восприятия человека  человеком

 

Основными процессами, посредством  которых человек принимает и  перерабатывает информацию, поступающую  от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. Я буду рассматривать  процесс  восприятия людьми друг друга.

 

Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая  в рассматриваемом случае заключается  в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие  человеку, т.е. как свойства этого  человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность. И.М. Сеченовым было показано, что очертание лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся у нас образе другого человека.

 

Зрительное восприятие человека предполагает активные «ощупывающие»  движения глаз, и эти движения - такой  же необходимый компонент зрительного  восприятия, как и отражение зрительного  образа на сетчатке. В.П. Зинченко и  Б.Ф. Ломовым было установлено, что  макродвижения глаз являются составной частью механизма отражения пространственных признаков объектов: их формы, величины, положения.

 

 

Восприятие человека человеком  характеризуется осмысленностью. Посредством  слов, которыми обозначают воспринимаемого, в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее  усвоенное воспринимающим субъектом.

 

Особенности облика и поведения  воспринимаемого человека и изменения  в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего  человека, потому что воздействие  этих особенностей опосредствуется  всем его опытом, его внутренним миром, преследуемыми им целями. Не способный абстрагироваться от них  субъект восприятия обычно связывает  внешний облик, манеру поведения  и стиль действования другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными возможностями воспринимаемого. Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, возраст, фигура, лицо, глаза), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

 

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие лица по отношению  друг к другу выступают в разных ролях. В связи с этим на первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях  воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение.

 

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее  им осознаваемым. Потому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное  отношение. Возникнув, это отношение  вносит свой корректив в дальнейшее формирование у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие.

 

Таким образом, мы изложили свое понимание восприятия человека человеком и выяснили, что оно  подчиняется не только законам психологии восприятия, но и физиологическим, физическим и эстетическим законам, в то же время  оно имеет свои особенности: возрастные, индивидуальные и профессиональные.

 

2. Возрастные особенности восприятия человека человеком

 

Выступая в качестве объекта  познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через  их внутренний мир, сложившийся строй  мыслей и отношений. Развитие ребенка - с момента появления на свет и до зрелости - есть формирование его  как члена общества. В ходе формирования ребенка как члена общества, как  личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения, свойственных взрослому. Восприятие человеком человека развивается вместе с развитием  самого воспринимающего, с формированием  у него потребности в общении, познании и труде. Известно, что в  конце первого - начале второго месяца жизни у ребенка появляются специфические  формы реагирования на ухаживающих  за ним взрослых, что свидетельствует  о выделении им взрослого из окружающей обстановки

 

 

 

 

 

М.Ю. Кистяковская указывает, что уже в возрасте от трех до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. В яслях, детском саду, во дворе резко увеличивается круг лиц, с которыми ребенок связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходное и различное. Углублением познания ребенком других людей является переход от называния взрослых в зависимости от выполняемых по отношению к нему функций (мама, папа, няня) к различению людей по внешним (возрастному и половому) признакам и особенно переход к использованию в разговоре местоимений для обозначения окружающих. В процессе овладения речью у ребенка устанавливаются временные связи между тем или другим человеком из его окружения и обозначающими их словами, между позой, выражением лица, жестом и их словесным обозначением. Зрительный образ другого человека обогащается за счет содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлений. Смысловое содержание слова соединяется с чувственным образом человека. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеческое состояние. Об этом свидетельствуют переживаемые маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний.

 

Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется  также тем, что с возрастом  люди отмечают большее количество признаков  в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое количество признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности  того или иного элемента физического  облика, то старшие видят и называют в тех же самых элементах большое число различных особенностей.

 

Сравнение восприятия человека испытуемыми разных возрастных групп, проведенное А.А. Бодалевым показывает, что по мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий.

 

Воспринимая других людей  и воссоздавая затем их облик, взрослые люди выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. А.А. Бодалевым были выявлены также и индивидуальные особенности восприятия человека человеком, отмечая физические черты человека в портрете, вместе с тем сравнительно полно и детально фиксирует особенности его экспрессии, обращая внимание как на мимику, так и на другие её стороны. Кроме того, есть люди, для которых не характерна тенденция выделять в облике воспринимаемых людей признаки по преимуществу какой-то одной категории. Отмеченная тенденция имеет устойчивый характер и в ней определенно находит выражение индивидуальная манера видения человеком других людей. Она проявляется не только при восприятии других людей, но и в представлениях памяти.

 

Таким образом, отражая облик  одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему  образно-понятийного знания о людях, которая у них к этому времени  сложилась. И она у каждого  человека индивидуально своеобразна, потому что индивидуально своеобразен  опыт труда, познания и общения, который  в каждом случае формировал эту систему. Поэтому и характер осмысливания разными испытуемыми облика одних и тех же людей также всегда более и менее различен.

 

 

 

3. Профессиональные особенности восприятия человека человеком

 

Непременным условием превращения  каждого человека в субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек  оказывается связанным с этими  людьми множеством определенных отношений.

Обычно в ситуациях  непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников взаимодействия в других партнерах  по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые  наиболее значимы для решения  задачи деятельности. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что индивид может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, переживаемых им состояний, его действий, намерений, мнения.

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную  и регулятивную роль, вместе с тем  само оказывается под сильным  влиянием этой деятельности: факт влияния  профессиональной установки на формирование у человека образа восприятия другой личности отчетливо дает себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях. Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать в общении целесообразно.

По данным Саймондса и Холландера правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. На характер оценки человека как личности другими влияет то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых он оказывается в роли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке не должно быть слишком большим - иначе у окружающих его людей сложится о нем неадекватное представление. Развитие тесных контактов между людьми может привести к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему исходя из устарелых представлений о его личности. В этом случае развивается явление «эффект ореола» - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личности (в условиях дефицита информации). При формировании и развитии первичного впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме позитивной  оценочной пристрастности -- «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

 

 

2) в форме негативной  оценочной пристрастности - «ореол  отрицательный»: если общее первое  впечатление о человеке оказалось  отрицательным, то даже положительные  его качества или поступки  позднее или не замечаются  вовсе, или недооцениваются на  фоне гипертрофированного внимания  к недостаткам.

 

На понимание человека человеком влияет также:

1) «эффект первого впечатления» - выражается в том, что очень  часто при оценке некоего человеке  или черт его характера придается  наибольшее значение первому  впечатлению. Все последующие  сведения о нем, противоречащие  созданному образу, отбрасываются  как случайные и нехарактерные.

Информация о работе Личность в коллективе: проблема восприятия и понимания человека человеком