Личность в коллективе: проблема восприятия и понимания человека человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание людьми друг друга.

Оглавление

Введение
1. Характеристика процесса восприятия человека человеком
2. Возрастные особенности восприятия человека человеком
3. Профессиональные особенности восприятия человека человеком
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 30.97 Кб (Скачать)

2) «эффект дезинформации» - возникает тогда, когда человек,  присутствовавший при другом  человеке, получает ложную информацию  о нем и позднее выстраивает  эту дезинформацию в свою память .

 

В содержание понятия личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта  общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть  в конкретных условиях своего взаимодействия с нею. В очень многих случаях  познание человеком другой личности сводится к отнесению её на основании  оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей. При таком неполном познании в  личности неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, составляющие её индивидуальность. Из-за неполноты  фиксирования качеств, присущих личности, индивид понимает эту личность очень  часто более или менее схематично и упрощенно 1, Умозаключения о  внутренних качествах людей в  таких случаях осуществляются на основе случайных ассоциаций внешнего сходства фактически совершенно различных людей.

 

Обязательным компонентом  мыслительного процесса, направленного  на постижение сущности того или иного  конкретного человека как личности, является актуализация в сознании познающего субъекта психологических знаний, накопленных  им в ходе взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшиеся у субъекта при познании других людей.

 

Э.Холл в очерке «Наш безмолвный язык» обращает внимание на то, что  обычаи народа или общественной группы, к которым принадлежит человек, непременно «говорят свое слово», когда  у него складывается впечатление  о новом для него человеке. У  каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются  общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие  эти требования более или менее  конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него складываются и  требования к людям, связанные с  занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими  ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у  него возникают определенные эталоны, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих  данную общественную функцию. На формирование этих эталонов, которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной  степени влияет его личностный опыт труда, познания и общения.

 

Помимо эталонов, выполняющих  при познании одним человеком  другого роль мерок, которые прикладываются к познаваемой личности и которые  дают возможность отнести эту  личность к какому-то классу в той  системе типов, которая у познающего субъекта сформировалась, у человека - субъекта познания других людей всегда могут быть выявлены и наборы качеств, которые он имеет тенденцию приписывать  тем лицам, класс которых, как  ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» получило у исследовавших его ученых Келли, Вайшнера и Аша название стереотипизации (восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы), а наборы качеств, которые человек придает познаваемой им личности, соответственно были названы оценочными стереотипами (неточное, общее знание о чертах личности, установках, взглядах, культуре поведения людей) . Это явление развертывается после того как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус. Стереотип дает некую схему, с помощью которой мы можем сориентироваться при знакомстве. Они способствуют закреплению традиции и привычек. С другой стороны, стереотипы выступают как средство защиты, они чаще содержат одни эмоции, так как это неточные образ реальности. Наиболее сильные этнические стереотипы - относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В их содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и предписания в действии в отношении людей данной национальности. Этнические стереотипы подразделяются на: 1) автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной этнической общности; обычно содержат комплекс положительных оценок; 2) гетеростереотипы -- совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так и отрицательными - в зависимости от исторического взаимодействия данных народов .

 

Мы рассмотрели некоторые  общие особенности, характеризующие  процесс понимания о человеке как личности у окружающих его  людей. В ходе рассмотрения мы смогли убедиться, насколько сложен этот процесс, насколько его итог -- понятие о конкретной личности -- зависит и от самого познаваемого лица, и от познающего субъекта.

Каждый человек становится субъектом познания других людей  лишь при том непременном условии, если он включается в какой-то вид деятельности, благодаря чему между ним и окружающими его людьми возникает множество определенных отношений. Н.Ф.Федотовой была доказана определяющая роль деятельности в формировании у ее участников знаний о людях. Влияние деятельности, побуждающей её участников смотреть друг на друга под определенным углом зрения, из-за чего взгляд на окружающих людей может стать для человека устойчивой ее характеристикой, четко было прослежено также в работах О.Г. Кукосяна. Взяв большое число представителей профессий, в которых работа с людьми занимает резко неодинаковое место и заставляет выступать по отношению к ним с не во всем совпадающих позиций (физики, экономисты, юристы, физиологи, художники), он показал общее и особенное в психическом отражении ими человека и, учитывая продолжительность их профессионального стажа, рассмотрел становление у человека профессионального взгляда на других людей в развитии. Особенно убедительно он выявил и исследовал образование связанных со спецификой профессии оценочных стереотипов, актуализирующихся у юристов, художников при познании окружающих их людей.

 

Любой конкретный вид деятельности всегда требует от человека проявления совершенно определенных качеств личности, и по мере того как участники этой деятельности усваивают ее задачи, у них создается тенденция  отмечать в человеке такие качества, а также соотносить уровень их развития с требованиями деятельности. Таким образом, в формирующееся  у участника деятельности знание о личности другого человека, сотоварища по деятельности, прежде всего, включаются качества личности этого человека, наибольшему проявлению (а, следовательно, и познанию) которая данная деятельность благоприятствует. При включении  человека в другую деятельность, требующую  от него актуализации иных качеств, в  формирующемся о нем мнении участников этой деятельности на первый план выступят новые качества, а те, которые были значимы в условиях первой деятельности, отходят на второй план или подвергаются переоценке. Таким образом, содержание представлений и понятий человека о других людях и поведение, которое он повседневно по отношению к ним практикует, составляют звенья одной цепи. И зная, как человек оценивает других, что в них для него значимо, на чем он, прежде всего, фиксирует свое внимание, можно с большой долей вероятности предположить, как он поведет себя; как проявит себя в отношении с конкретным лицом. С другой стороны, когда старая истина «о человеке надо судить не по словам его, а по его делам» реализуется в психологическом исследовании общения, она позволяет нам на основе изучения действий и стиля поведения человека по отношению к другим людям выявить особенности, характеризующие отражение им этих людей. По тому, как в совместной деятельности с другими людьми мы ведем себя по отношению к ним, можно с большей долей определенности сказать, насколько глубоко мы их понимаем и правильно оцениваем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Восприятие и познание  людьми друг друга является  обязательной стороной их взаимодействия  и условием регулирования каждым  из них своего поведения в  соответствии с обстоятельствами  и решаемыми в этом взаимодействии  задачами.

 

 Восприятие человека  человеком - это непосредственное  наглядно-образное отражение одним  человеком другого. Понятие, складывающееся  у индивида о конкретной личности, - это форма его мышления о  ней, в которой обобщенно фиксируются  признаки данного человека, характеризующие  его как субъекта труда, познания  и общения.

 

 В образе, который у  индивида возникает в процессе  общения с другим человеком,  в характере понимания им других  людей всегда находит выражение  сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения.

 

 Видами деятельности, в которых очень важна точность  восприятия и понимания человеком  облика и поведения других  людей, является, например, работа  педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Без знания возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников педагог не может  психологически обоснованно проектировать  и успешно руководить развитием  каждого из школьников в том  коллективе, где этот педагог  работает.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. -- М.: Педагогика, 1983.-272с.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -188с.

3. МайерсД. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.

4. Мясищев В.Н. Психология  отношений: Под редакцией А.  А. Бодалева/Вступительная статья

5. А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.-368с.

6. Психологический словарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640с.

7. Человек и общество. 4.1. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для основной школы. - 2-е изд./Под ред. Л.Н. Боголюбова  и Л.Ф. Ивановой. -М.: Новая школа, 1995. - 144с.


Информация о работе Личность в коллективе: проблема восприятия и понимания человека человеком