Философия о проблеме свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:28, реферат

Краткое описание

Когда речь заходит о рабстве, воображение переносит нас во времена фараонов к ещё недостроенным пирамидам, над возведением которых с утра до ночи под палящим солнцем трудятся тысячи рабов. Современное рабство выглядит по-другому. Есть, конечно, и в наше время люди, попадающие в настоящую физическую неволю. Но чаще современных рабов сложно идентифицировать. Многие становятся ими, даже не подозревая об этом

Файлы: 1 файл

философия свобода и рабство.docx

— 22.95 Кб (Скачать)

Свобода и рабство.

Когда речь заходит о рабстве, воображение переносит нас во времена фараонов к ещё недостроенным пирамидам, над возведением которых с утра до ночи под палящим солнцем трудятся тысячи рабов. Современное рабство выглядит по-другому. Есть, конечно, и в наше время люди, попадающие в настоящую физическую неволю. Но чаще современных рабов сложно идентифицировать. Многие становятся ими, даже не подозревая об этом. Людям удобно, когда за них решают, какая будет власть, каким будет общество, какое в нём занять место, как себя вести и что делать на протяжении всей своей жизни. Некоторые получают ненужное образование и в последующем занимаются делом, которое им не по душе. И полбеды, если это занятие не приносит им удовольствия. Но ведь часто так бывает, что от подобной деятельности страдают окружающие. Это и члены семьи, к которым раздражённый горе-работник возвращается после тяжёлого трудового дня (ведь нелюбимая работа не приносит удовольствия), и посторонние, сталкивающиеся с халатностью и непрофессионализмом. Страшно даже подумать, что такой человек работает, например, врачом, учителем, архитектором, и от его работы напрямую зависит жизнь людей.

Во всех этих ситуациях виноваты не только родители, близкие, педагоги, но и сам человек. Ведь свою жизнь можно полностью изменить в любой момент. Нужно просто осознать, каким на самом деле человек хочет видеть своё будущее, и делает ли он в данный момент то, что принесёт ему счастье и поможет осуществить свои мечты.

Быть не рабом, неважно, живёт ли человек сейчас или жил несколько тысячелетий назад, всегда лучше, но для освобождения необходимо приложить усилия. В наше время нефизического рабства не нужно сбрасывать с себя тяжёлые железные оковы, бежать без оглядки от мучителя-рабовладельца. Вырваться из рабства сегодня – значит, приложить много моральных и психологических усилий.

Противоположное рабству явление – это свобода. Вряд ли у кого-то это слово вызовет неприятные ощущения и ассоциации, для многих – это чувство блаженства, независимости, когда ты никому ничего не должен, не обязан. Но на самом деле не всё так просто. Свобода – это большая ответственность. Свободный человек всё решает сам, а это нелегко. Ведь идти нужно не проторённой дорожкой. Необходимо самому прокладывать путь, организовывать свою жизнь не по правилам и устоявшимся традициям. А это значит, быть постоянно в опасности и неведении. Это путь смелых и решительных людей, но только так человек получает всё.

Можно одеваться «от кутюр», а можно самому стать великим дизайнером и быть не рабом моды, а её творцом. Можно мечтать о билете на концерт любимого артиста, а можно самому стать звездой. Быть рабом традиций, привычек, устоявшегося мировоззрения, общественного мнения легко и комфортно. В таких условиях человека всегда поймут и поддержат, он легко найдёт единомышленников. Ведь очень сложно противостоять социуму, быть изгоем, не таким, как все, то есть одиноким. Но именно такие люди творят историю, двигают прогресс, создают шедевры, именно такими людьми восхищаются. Какой путь выбрать – каждый решает сам, ведь свобода выбора – это свобода, доступная каждому.

 

Судьба человека

 

Вопрос  судьбы человека – это основной вопрос истории человечества. Суть его заключается в утверждении или отрицании свободной деятельности человека, приносящей кардинальные изменения в его бытии. Можно ли утверждать, что человек сам выбирает свою судьбу, или он только следует по определенному для него пути, разгадывая посылаемые «знаки» судьбы? Неудовлетворенность человека условиями своей жизни поднимает актуальный вопрос – примириться или изменить ее.

Тема судьбы в философии существовала всегда:

1) Согласно космоцентризму  древнего мировоззрения в древнегреческой  мифологии присутствует образ  богини случая и удачи Тихеи («случайность»). Греки считали, что все в мире подчиненно Судьбе, даже боги были бессильны перед ее решением, а следовательно, она правит миром. В целом, такое понимание судьбы соответствует признанию слабости и подчиненности человека движущим силам природы.

2)Иное понимание судьбы  мы находим в культуре Древнего  Рима. Человек данной эпохи активнее  включен в общественные и природные  процессы. На уровне мировоззрения  такая позиции выражается в  образах Парки, прядущих нити  жизни, которые свиваются в одну  и образуют крепкую нить судьбы. Три Парки – три силы человеческого  сознания: сила воли, сила мысли  и сила действия. Поэтому Римляне  говорили «Fortunam suam faber quisque» – «Каждый творец своей судьбы, своей фортуны».

3) На буддийском Востоке  понятие «судьба» соответствует  понятию «воля Неба» – высшее  предначертание, которое предстоит  выполнить человеку, следующему  «правильного» пути. В XIX в. А. Шопенгауэр, под влиянием буддийской философии, определяет судьбу человека как видимую преднамеренность: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет судьба.

4)Развитие естественных  наук привносит в проблематику  судьбы понятие причинности, например, в трудах О. Шпенглера мы встречаем  понимание «причинности» как  «застывшей в формах рассудка  судьбы».

Судьба, какое бы определение ей не давалось, является необходимым элементом внутреннего мира человека, это его связь с миром. Человек совершает определенные действия по отношению к судьбе –  меняет, подчиняется, смиряется, играет, выбирает, творит.

Свобода как выбор возможностей в рамках судьбы

„Вся свобода человека  
находится в зависимости от его судьбы…".  
„Свобода воли противостоит судьбе“. 
Виктор Франкл

„Жизнь – это возможности,  
которые мы выбрали или не смогли выбрать“. 
Ирвин Ялом

Приведенные в качестве эпиграфа цитаты из работы Франкла только на первый взгляд кажутся противоречивыми. В действительности же они отражают лишь разные аспекты взаимодействия судьбы и свободы.

Те возможности, с которыми сталкивает человека жизнь – как сами по себе так и в своих констелляциях – уникальны и неповторимы. С этой точки зрения свобода невозможна без положенной человеку судьбы, то есть без уникальных, только ему одному выпадающих возможностей. Судьба есть, по Франклу, все, что происходит с человеком. „Свобода, - пишет Франкл, - это всегда свобода выбора и приятия своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой“.

Виктор Франкл, сравнивая судьбу человека с землей, на которой он стоит и по которой идёт, отталкиваясь от нее при каждом своем шаге. Франкл призывает человека принять свою судьбу. Именно судьба как совокупность всех условий и возможностей конкретной человеческой ситуации является „трамплином для нашей свободы“.

Готовые возможности как таковые не существуют, утверждает Сартр. Существуют лишь "сырые" данности, условия ситуации. И своей свободой человек превращает из в возможности для достижения поставленных им целей. Действие в направлении этих целей есть создание еще несуществующего бытия - сотворение самого себя и своего мира по своему собственному проекту. И действие это возможно лишь с опорой на возможности, которые сам человек своим действием делает возможными. „Возможное есть чистая и неоформленная возможность другого бытия, поскольку оно не существовало как возможное в новом проекте человека к новым возможностям“, - пишет Сартр.

Ролло Мэй указывал, что суть свободы заключается в том, что она всегда принципиально имеет дело с возможным, превращает возможное в действительное. Свободный человек принимает в любой данный момент все пределы и ограничения своей реальности, своей судьбы, опираясь при этом на возможности, предоставляемые этой реальностью. "Делая свободный выбор, мы одновременно в сознании прокручиваем и сопоставляем ряд различных возможностей, - пишет Ролло Мэй, -  при этом еще не ясно, какой путь мы выберем и как будем действовать".

Итак, видно, что свобода и судьба тесно переплетены и, пожалуй, немыслимы друг без друга. Ролло Мэй, ссылаясь на Беттельхайма, отмечает, что „в самых худших обстоятельствах человек должен находить свое право мыслить и действовать и держаться за него, сохранять в себе "осознание свободы", если он хочет выжить“.

В свободе Франкл видит возможность противостояния судьбе как тому, что “по сути своей отрицает человеческую свободу, что лежит за пределами как власти человека, так и его ответственности“. Однако, указывает Франкл, свободой своей человек „пользуется в пределах своей судьбы и именно благодаря свободе он на эту судьбу воздействует“.

"Даже пытки палача не избавляют  нас от свободы", - пишет Сартр. И поясняет, что свобода предполагает (как это ни парадоксально звучит) свободный выбор своей ситуации. То есть выбор по меньшей мере своего отношения к своей ситуации.

Еще Гегель утверждал, что "обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это". Даже если человек и не в состоянии изменить предопределённость своей ситуации, он в состоянии изменить своё отношение к этой ситуации, что, согласно Франклу, также является вопросом свободного выбора – выбора решения о смене собственной позиции. Смена позиции является также возможностью, предоставляемой человеку его судьбой, наряду с другими возможностями.

Именно свобода как необходимость осуществления выборов и принятия решений оказывается столь мучительной для многих людей. Как отмечает Эрих Фромм, "большинство людей оказываются несостоятельными в искусстве жизни не потому, что они плохо приспособлены или слабовольны, что они не могли бы вести лучшую жизнь, но потому, что они не пробуждаются и не видят, когда они стоят на распутье и должны принять решение. Они не замечают, когда жизнь задает им вопрос и когда они еще имеют возможность ответить на него так или иначе. С каждым шагом по ложной дороге им становится все труднее признать, что они действительно находятся на неправильном пути. И часто это случается только потому, что дальше они должны были бы согласиться с необходимостью вернуться к тому месту, где был впервые сделан неверный поворот, и примириться с напрасной тратой энергии и времени".

Ничто не в состоянии отменить свободу, данную человеку бытием. Человек обязан быть свободным в своем выборе, но он свободен также выбрать отказ от возможностей жизни, от принятия решений, от осуществления выборов. Это решение Ирвин Ялом называет мета-решением (решением решений) – на его основе принимаются все прочие решения в жизни человека: человек выбирает либо пассивность и бегство от свободы, либо активную позицию и открытость своему бытию.


Информация о работе Философия о проблеме свободы человека