Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

3. Какие закономерности и эффекты социальной перцепции вы знаете?

4. Каковы основные стадии конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации?

5. Что такое малая группа? В чем ее специфические особенности?

6. Какие феномены межгрупповых отношений вы знаете?

Литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Гл. 5, 6, 7 и 11.

2. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. В. Гаврилова и др. СПб., 1997. Гл. 3, 9 и 11.

3. Психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 19, 20 и 21.

Дополнительная

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Словарь терминов

Абсолютный  порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение (нижний порог), и максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение (верхний порог).

Активность – всеобщее качество живой материи, выражающееся в способности вступать во взаимодействие с окружающей средой.

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (смежность в пространстве, во времени и др.).

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих влияние на его поведение и сознание.

Бихевиоризм – направление в психологии, предметом изучения которого является поведение человека, трактуемое как действия, порожденные исключительно внешними причинами.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенной ступени психического развития.

Внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Гештальтпсихология – одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальт»).

Задатки – врожденные, физиологические особенности человека, которые служат природной основой развития способностей.

Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, сложившегося в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий.

Интроспективная психология – совокупность психологических направлений, предметом изучения которых является сознание, а основным методом – интроспекция.

Интроспективный метод – метод психологии, основанный на самонаблюдении.

Когнитивная психология – одно из направлений современной психологии, выдвигающее в качестве своего основного метода информационный подход и разрабатывающее модели приема и переработки информации.

Личностный  смысл – составляющая сознания человека, которая выражает субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Наблюдение – основной метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии поведения человека.

Ощущение – процесс первичной обработки информации, представляющий собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма.

Память – процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Представление – субъективный чувственный образ предыдущих восприятий, хранящийся в памяти.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Раздражимость – свойственная всей живой материи способность отражать жизненно значимые воздействия среды.

Разностный  порог – минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Самосознание  личности – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее динамику ее деятельности.

Чувственная ткань образа – чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой.

Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые в свою очередь влияют на зависимую переменную.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Персоналии

Адлер Альфред (1870–1937) – австрийский психолог, создатель индивидуальной психологии.

Вертгеймер Макс (1880–1943) – немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии.

Вундт Вильгельм (1832–1920) – немецкий психолог, физиолог и философ, родоначальник интроспективной психологии, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) – отечественный психолог, автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций, которая оказала значительное влияние на развитие отечественной и мировой психологии.

Кюльпе Освальд (1862–1915) – немецкий психолог и философ, основатель Вюрцбургской школы, предложил метод систематической интроспекции для исследования сознания.

Левин Курт (1890–1947) – немецко-австрийский психолог, создатель динамической теории личности, активно занимавшийся исследованиями групп и групповой динамики.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) – отечественный психолог, создатель наиболее теоретически и экспериментально разработанного деятельностного подхода в психологии, автор фундаментальных трудов «Проблемы развития психики» и «Деятельность. Сознание. Личность».

Лурия Александр Романович (1902–1977) – основоположник отечественной нейропсихологии.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908–1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.

Пиаже Жан (1896–1980) – швейцарский психолог, автор более 75 книг, в которых он изложил свою теорию интеллектуального развития детей.

Роджерс Карл Рэнсом (1902–1987) – американский психолог, один из создателей гуманистической психологии.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – отечественный психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии, основные принципы которого изложены в его работах «Основы общей психологии», «Бытие и сознание», «Принципы и пути развития психологии».

Уотсон Джон (1878–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма.

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа, автор таких ставших классическими произведений, как «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия».

Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа».

Эриксон Эрик (1902–1994) – американский психолог, один из основателей эго-психологии.

Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог и психиатр, создатель аналитической психологии, оказавший значительное влияние не только на развитие психологии, но и на исследования по проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и др.

 

Оглавление

·  Тема 1. Психология как наука

·     1.1. Особенности психологии как науки

·     1.2. Предмет и основные принципы психологии

·     1.3. Методы психологии

·     1.4. Структура современной психологии

·     1.5. Место психологии в системе научного познания

·  Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики

·     2.1. Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук

·     2.2. Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины

·     2.3. Современное состояние психологической теории

·     2.4. Основные направления психологической практики

·  Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения

·     3.1. Возникновение психики в процессе эволюции

·     3.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных

·     3.3. Сравнительный анализ поведения животных и человека. Происхождение сознания

·     3.4. Нейрофизиологические механизмы психики

·  Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения

·     4.1. Понятие психики и ее основные функции

·     4.2. Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства

·     4.3. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания

·     4.4. Сознание и бессознательное

·  Тема 5. Развитие психики в онтогенезе

·     5.1. Проблема движущих сил психического развития

·     5.2. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития

·     5.3. Жизненный путь и стратегия жизни человека

·  Тема 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие

·     6.1. Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы

·     6.2. Виды и свойства ощущений

·     6.3. Чувствительность и ее изменения

·     6.4. Свойства и виды восприятия

·     6.5. Феномены восприятия

·  Тема 7. Познавательные процессы. Внимание и память

·     7.1. Проблема внимания в психологии

·     7.2. Виды и свойства внимания

·     7.3. Память и представления. Основные мнемические процессы

·     7.4. Классификация видов памяти

·  Тема 8. Познавательные процессы. Мышление и воображение. интеллект

·     8.1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности

·     8.2. Мышление и речь

·     8.3. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции

·     8.4. Мышление и творчество

·     8.5. Воображение, его функции и виды

·     8.6. Интеллект

·  Тема 9. Эмоциональная и волевая сферы личности

·     9.1. Эмоции и чувства

·     9.2. Функции, виды и формы эмоций

·     9.3. Эмоциональные свойства личности

·     9.4. Волевая регуляция деятельности

·     9.5. Волевые свойства личности

·  Тема 10. Психология личности

·     10.1. Теории личности в зарубежной психологии

·     10.2. Проблема личности в психологии

·     10.3. Индивидные свойства личности

·     10.4. Характер и способности

·     10.5. Самосознание личности и формирование Я-концепции

·     10.6. Индивидуальность и ее проявления

·  Тема 11. Деятельность и поведение человека. Мотивация и психическая регуляция поведения

·     11.1. Содержание и структура деятельности

·     11.2. Классификация видов деятельности и поведения человека

·     11.3. Представление о мотиве. Теории мотивации

·     11.4. Мотивационная сфера личности

·  Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

·     12.1. Функции, виды и структура общения

·     12.2. Закономерности и эффекты социальной перцепции

·     12.3. Вербальная (речевая) и невербальная коммуникации

·     12.4. Общение как взаимодействие

·     12.5. Виды и структура малых групп

·     12.6. Межгрупповое взаимодействие

·  Словарь терминов

·  Персоналии


Информация о работе Лекции по "Психологии"