Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

На протяжении многих лет ученые не оставляют надежду  объяснить поведение человека. Результатом  этого интереса являются многочисленные теории мотивации, количество которых  насчитывает не один десяток. В настоящее  время данная проблема не утратила своей актуальности, скорее наоборот. Это связано с растущими запросами  практики: в сфере производства вопросы  активизации и управления поведением человека, проблемы оптимизации использования  человеческих ресурсов становятся все  более важными и насущными. Тем  не менее исследования мотивации  далеки от окончательного решения всех вопросов.

Наиболее популярной и широко используемой является теория американского психолога, одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу. Он разграничил не отдельные  мотивы, а целые группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. При этом потребности высоких  и высших уровней трактуются как  не менее инстинктоподобные (врожденные), чем низшие потребности. Пока потребность  не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. Деятельность не столько  «толкается изнутри», сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основной идеей классификации А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности  более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего  уровня.

Иерархическая модель мотивации А. Маслоу состоит из пяти уровней:

1) физиологические потребности – голод, жажда, сексуальность и т. п.;

2) потребности безопасности;

3) потребности в социальных связях;

4) потребности самоуважения;

5) потребности самоактуализации.

Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все  остальные потребности. В случае конфликта между потребностями  различных иерархических уровней  побеждает низшая потребность.

Из всех мотивов  основной интерес А. Маслоу обращен  на потребности самоактуализации Исследователь  пишет: «Даже когда все эти  потребности удовлетворяются, мы все  же часто можем ожидать что  если индивид не занимается тем, для  чего он предназначен, то вскоре возникнут  новые неудовлетворенность и  беспокойство. Чтобы находиться в  согласии с собой, музыкант должен создавать  музыку, художник рисовать поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем  он может быть. Эту потребность  можно назвать самоактуализацией. Она означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремление стать  тем, чем он может быть».

Г. Мюррей, создатель известного тематического апперцептивного теста (ТАТ), попытался систематизировать различные теоретические подходы и понятия в изучении мотивации. С его точки зрения, центральными, соотносящимися друг с другом понятиями следует считать потребность со стороны личности и давление со стороны ситуации. Мюрреем были определены различные основания для классификации потребностей. Во-первых, выделяют первичные потребности – в воде, пище, сексуальной разрядке избегании холода и др. – и вторичные (психогенные) потребности: унижения, достижения, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, защиты, доминирования, привлечения внимания к себе, избегания вреда, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, поиска помощи (зависимости), понимания. Г. Мюррей добавил к ним также потребности приобретения, избегания обвинения, познания, созидания, обучения, признания, сохранения.

Первичные потребности, в отличие от вторичных, базируются на органических процессах и возникают  или циклично (еда), или в связи  с необходимостью регуляции (избегание  холода).

Во-вторых, потребности  подразделяют на позитивные (поиск) и  негативные (избегание), на явные и  латентные. Явные потребности свободно и объективированно выражаются во внешнем  поведении, латентные проявляются  или в игровых действиях (полуобъективированно), или в фантазии (субъективированно). В определенных ситуациях отдельные  потребности могут объединяться в мотивации поведения: конфликтовать  друг с другом, подчиняться одна другой и т. д.

Давление определяется ученым следующим образом: «...некое  воздействие, оказываемое на субъект  объектом или ситуацией и обычно воспринимаемое им как преходящий набор  стимулов, принимающих вид угрозы или пользы для организма. При  определении давления имеет смысл  различать: 1) альфа-давление – то актуально  существующее давление, которое можно  установить научными методами, и 2) бета-давление, представляющее собой интерпретацию  субъектом воспринимаемых им феноменов». Потребность и давление содержательно  соответствуют друг другу, их взаимодействие называется темой, которая представляется Мюрреем как подлинная единица  анализа активности человека.

В концепции мотивации Д. Макклелланда рассматриваются три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности. Впервые в систему побудителей человеческой активности вводится потребность во власти как таковой. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении. Потребность в успехе (или мотивация достижения) – вторая базовая потребность личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять для себя уровень овладения объектом своего желания – вырабатывать собственную «планку» достижений; таким образом, сама по себе потребность в успехе (а через него – в признании со стороны других) является общей для всех, однако мера ее развития различна. Макклелланд полагал, что от степени развития этой потребности зависят достижения человека и в конечном счете – процветание и могущество той или иной страны.

В «теории ожидания» В. Врума важное место в организации поведения человека отводится оценке личностью вероятности определенного события. При раскрытии структуры мотивации и самого процесса поведения в данной теории особое внимание уделяется трем основным взаимосвязям. Во-первых, это ожидания в отношении взаимосвязи затрат труда и результатов. Если человек чувствует, что между ними существует прямая связь, то мотивация возрастает, и наоборот. Во-вторых – это ожидания в отношении взаимосвязи результатов и вознаграждений, т. е. ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если между ними существует прямая связь и человек ясно видит это, то его мотивация увеличивается. В-третьих – это субъективная валентность ожидаемого вознаграждения или поощрения. Валентность означает предполагаемую ценность удовлетворения или неудовлетворения, возникающего вследствие определенного вознаграждения.

11.4. Мотивационная  сфера личности

Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность  отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценки, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т. п. Одни из ее компонентов являются доминирующими, другие выполняют второстепенную роль.

В качестве побудителей  человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.

Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т. е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание. Таким образом, влечения обусловливаются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке господствует мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека.

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.

Д.Н. Узнадзе разработал теорию, согласно которой возникающие  при встрече потребности и  ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях  неосознанное поведение прерывается  и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие  затруднения привлекают внимание и  осознаются. После сознательного  нахождения нового режима регуляции  управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта  непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное  взаимодействие сознания и бессознательного.

Желание – одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Способствуя ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению действительности, интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть также глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов в конечном счете определяется их содержательностью и значимостью для личности.

Склонность – избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

Идеал – важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоят основные характеристики деятельности как психологической категории?

2. Каковы основные виды и структура деятельности?

3. Какие теории мотивации вы знаете?

4. Какие функции выполняют мотивы?

5. Что представляет собой мотивационная сфера личности?

Литература

Основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Гл. 7 и 8.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 4.

Дополнительная

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 1986.

4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.

Тема 12. Психология межличностного и межгруппового  взаимодействия

12.1. Функции,  виды и структура общения

Известный французский  писатель и мыслитель А. Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком  принце, оценивая значимость общения  в человеческой жизни, определил  его как «единственную роскошь, которая есть у человека».

Реальность и  необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в  общении может проявиться сущность человека.

В отечественной  психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация – превращение  в «общественного человека» –  начинается с общения с близкими ему людьми, и прежде всего с  матерью. Непосредственно-эмоциональное  общение ребенка с матерью  – первый вид его деятельности в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка определяется местом, которое  он занимает в системе человеческих отношений. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в  процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, каков круг и характер его общения.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной  личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в  обществе как фундаментальное условие  связывания индивидов и вместе с  тем как способ развития самих  этих индивидов.

Значение общения  для жизни и деятельности людей  определяет неослабевающий интерес  к этому предмету со стороны психологов. Категория «общение» наряду с  понятиями «личность», «сознание», «деятельность» является в психологии основополагающей. Подобно личности, сознанию и деятельности, общение  является предметом исследования не только психологов, но и социологов, специалистов в области коммуникации и т. д. Это обусловливает неоднозначность понимания общения разными учеными и трудности формулирования единого определения.

Информация о работе Лекции по "Психологии"