Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Психология как наука
Тема 2. История развития психологии и основные направления современной психологической теории и практики
Тема 3. Биологические основы и предпосылки психического отражения
Тема 4. Функции, структура и формы психического отражения
Тема 5. Развитие психики в онтогенезе
.....
Тема 12. Психология межличностного и межгруппового взаимодействия

Файлы: 1 файл

психология лекции.docx

— 361.45 Кб (Скачать)

9.4. Волевая  регуляция деятельности

В повседневной жизни  обычно не бывает затруднений в определении  явлений, которые относятся к  проявлениям воли. К волевым относят  все действия и поступки, которые  совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется  целый ряд свойств личности, которые  традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных  в психологической науке. Более  того, проблема воли часто вовсе  отрицается – вместо нее обсуждается  регуляция поведения в связи  с потребностями, мотивами, желаниями  и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как  способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних  и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.

Воля трактуется исследователями и как самостоятельный  психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов  и явлений, и как уникальная способность  личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что  она тесно связана с предельно  сложным психологическим явлением – сознанием – и выступает  одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанным также  и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

В самом общем  виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Первая – побудительная – непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули – он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т. е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.

Вторая функция  волевых процессов – тормозная – состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т. е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Волевые действия реализуются  в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые  акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы: 1) возникновение мотивов деятельности; 2) борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение принятого решения. Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.

Мотивирование есть актуализация побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить  ту или иную потребность.

Ситуация борьбы мотивов как конкретных побудителей  действия (одно желание противопоставляется  другому, сталкивается с ним) может  требовать от человека овладения  своим поведением, заставляет приложить  соответствующие усилия для ее осмысливания. Борьба мотивов тем сильнее, чем  более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей  силе и значимости они являются для  человека.

Возможные пути и  средства достижения цели соотносятся  с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей  достижения цели является центральным  в сложном волевом акте. Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих  действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой  конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется  спадом внутреннего напряжения, которое  сопровождало борьбу мотивов. Волевое  действие заканчивается исполнением  принятого решения.

Этап осуществления  принятого решения, однако, не освобождает  человека от необходимости прилагать  волевые усилия, и порой не менее  значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление  намеченной цели также сопряжено  с преодолением препятствий. Продолжительность  каждого из этапов в разных случаях  различна, и четких переходов между  ними не существует.

В большинстве случаев  принятие решения и волевое поведение  в целом связаны с большим  внутренним напряжением, иногда приобретающим  стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является очень характерной особенностью волевого акта.

Следует отметить, что  понятие «волевая регуляция деятельности и поведения» используется в психологии в двух основных значениях. В первом (широком) значении данным понятием, по существу, охватывается произвольная регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т. е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.

В волевых действиях  личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще  одну функцию воли – генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а  также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.

9.5. Волевые  свойства личности

В процессе жизненной  практики из проявлений воли в отдельных  поступках складывается волевая  организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком  личности. Формирование этих свойств  связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик  личности играет воспитание, влияние  родителей и значимых взрослых. В  психологии выделяют следующие волевые  свойства личности:

целеустремленность  – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;

решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству – нерешительность;

смелость  – способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;

настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;

выдержка (самообладание) – волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;

мужество – сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;

инициативность  – волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;

самостоятельность – волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество –внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;

дисциплинированность  – это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое эмоции, чем они отличаются от чувств?

2. Какие функции выполняют эмоции в жизни человека?

3. Каковы основные виды и формы эмоций?

4. Что понимают в психологии под эмоциональностью личности?

5. Что такое волевые процессы и каковы их основные функции?

6. Какие волевые свойства личности принято выделять в психологии?

Литература

Основная

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 5.

Дополнительная

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

2. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб., 1999.

3. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

Тема 10. Психология личности

10.1. Теории  личности в зарубежной психологии

Психология личности – это раздел науки, позволяющий  понять суть человеческой натуры и  индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности  и разнообразии того явления, которое  понятием личности. Большое число  различных концепций и гипотез  о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. В зарубежной психологии активно развиваются несколько теорий личности, наиболее значимыми из которых называют следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы З. Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты, энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Фрейд выделил три  основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно – принцип удовольствия, Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно – Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго – это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я.

Оно, Я и Сверх-Я  находятся в постоянной борьбе, сильные  конфликты между этими структурами  могут приводить к психическим  и соматическим заболеваниям.

Важным этапом в  истории психодинамического направления  стало появления нескольких новых  теорий, авторы которых, каждый по-своему, пытались пересмотреть классическую теорию Фрейда. Наиболее яркими представителями  психоаналитического движения, которые  критиковали Фрейда и создали  свои собственные теории личности, были А. Адлер и К. Г. Юнг. А. Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой развития которого является стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей. Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни. Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой определяется его социальным интересом.

В отличие от Фрейда К. Г. Юнг рассматривал либидо как  творческую жизненную энергию, которая  может способствовать постоянному  личностному росту. В личности Юнг  выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В  эго представлено все, что человек  осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а  также скопления комплексов, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен опыт всего  человечества, предрасполагающий к  реагированию определенным образом  на то, что происходит с человеком.

Информация о работе Лекции по "Психологии"