Лекции по "Психологии управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Объект и предмет курса "Психология управления"
...
Тема 4. Организация и социальная группа как объекты управления
Тема 5. Механизмы групповой динамики
Тема 6. Управленческое общение
Тема 7. Психология конфликта и способы его разрешения

Файлы: 1 файл

Психология личности.docx

— 552.26 Кб (Скачать)

Обобщая все сказанное, можно  утверждать, что в соответствии со старой парадигмой в системе управления приоритетными считались расширение (производства и пр.), конкуренция, количество, доминирование, самоутверждение. Новая  концепция управления выдвигает  в качестве приоритетов сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию.

В центр стратегической концепции  управления персоналом ставится человек, который рассматривается как  наивысшая ценность для организации. Содержательно эта новая стратегическая концепция управления персоналом в  фирмах будущего строится на следующих  принципах:

— социальные инновации  так же важны, как и психологические;

— скоординированная активность сотрудников возникает на основе

взаимопонимания;

— общие проблемы решаются совместными усилиями сотрудников;

— кооперативный стиль  работы должен преобладать;

— полное доверие работнику  и предоставление ему максимальной самостоятельности;

— всемерное усиление и  развитие мотивации работников.

Тема 2. Личность как  объект управления

1. Понятие личности  и ее структура 

Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет  руководитель? Кого менеджер имеет  в виду прежде всего — личности или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно  и то и другое?..

Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее  не была предметом изложения, так  как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно- технической стороне. И только позже, после осознания роли. групп и  составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать 

основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение  личности.

Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей  деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.

Новый подход к управлению все более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждениях Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему психологических  знаний о личности не обойтись Известный  американский менеджер Ли считал, что  те знания по психологии личности, которые  он получил, посещая параллельно  и медицинский факультет университета, немало помогли ему в его всемирно .известной карьере. Теперь уже одной  интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с  персоналом. Вот почему в ряде крупных  фирм считается необходимым иметь  не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую  систему управления персоналом. )Так, в 70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу человеческих ресурсов". Суть этих изменений в  том, что люди — персоны, личности — рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются  и существуют оценочные центры, в  которых работников подвергают тщательному  изучению именно как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы "Мацусита" является: "Фирма  сначала производит квалифицированных  людей, а потом продукцию.

Личность человека всегда была и остается одной из самых  интригующих тайн, волновавших и  волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский  философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна  личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она  и есть целый мир. Человек —  микрокосм и заключает в себе все.

Не претендуя на раскрытие  этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.

Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".

Человек — это родовое  понятие, указывающее (с материалиста- ческой точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому  роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и  социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и  физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума  и продукт общественного развития.

Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность  — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности) интеллекта; мировоззрения; сочетание семейно- бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. (

Очень интересно происхождение  самого слова "личность". В русской  литературной речи первоначально оно  означало негативную и даже оскорбительную характеристику человека. В Академическом  словаре 1847 г. можно прочесть, что  этим словом обозначается "отношение  одного лица к другому". Тут же дается норма того времени: "Никакая  личность не должна быть терпима в  службе". Дано и второе, видимо сохранившееся  и до сих пор, значение слова "личность"— "колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не переходить на личности").

Этимологический анализ происхождения  Термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово "личность" восходит к корню "личина", маска, "накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском, personnalite во французском, Personlichkeit в немецком — все эти термины происходят. от латинского persona, а оно — от этрусского phersu — маска, характерная  для бога потустороннего мира. Латинское  слово "persono" означает "произносить",, говорить через отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая  персонаж в античном театре. Маска  здесь была выражением определен- ного типа характера человека и одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой  роли, никакого признаваемого обществом  характера — он не имел общественной маски.

Позже, с развитием общественных отношений термин перешел разряд научных. В психологической науке  имеется несколько. общепризнанных положений относительно личности. По крайней мерей можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому  человеку;

2) личность есть то, что  отличает человека от животных, личности нет; 

3) личность есть продукт  исторического развития, т,е. возни  на определенной ступени эволюции  человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристик человека, т.е. то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся  на особенности их личностного  складах 

Следует сказать, что до сих  пор понятие "личность" на Востоке  на Западе трактуется по-разному. В  европейской культуре, основанной, на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной  культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный  муж", т.е. активно участвующий  в управлении государством, пекущийся  о его благе. В новое время  западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая  над обществом, а идеал восточной  личности — человек, добровольно  отдающий себя служению обществу.

В целом, структура личности может быть — в теоретическом  плане — представлена следующей  схемой, которая, конечно же весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические  черты (социальные установки,  ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые  черты (темперамент, сочетание  ролей, самосознание).

2. Некоторые психологические  школы изучения личности 

Проблема личности была и  остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами  создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми  для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ 3. Фрейда (эту  школу прошли Карл Юнг, Альфред  Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся  психологи);

2) теория научение, или  поведенческая школа (к теоретикам  которой относят И. П. Павлова,  американских психологов Джона  Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера);

3) теория роста, или  "гуманистическая психология" (яркими представителями которой  являются американские психологи  Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Психоанализ основан на идеях  австрийского врача-психиатра и  психолога Зигмунда Фрейда (1856 — 1939). В последние годы в России, после  отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть его работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему читателю (наиболее полное собрание его сочинений— Лондонское — включает в себя 24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить  его идеи, следует, конечно, проработать  такие его произведения, как « "Я" и "Оно" », «Введение в  психоанализ», «Тотем и табу», «Толкование  сновидений.

Психоанализ — одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая — доктрина психического детерминизма. Она гласит, что в  душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют. свою причину. Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими  событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в 

них — значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое психическое  явление имеет под собой определенную причину.

Вторая доктрина Фрейда состоит  в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в  формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая  часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической  энергии, побуждения и инстинкты. Человек  часто сам не знает своих подлинных  желаний и мотивов:, Исходя из этого, Фрейд разработал метод свободных  ассоциаций, с помощью которого и  выявлял скрытые стремления. Кажущийся  хаос инстинктов в человеке он пытался  упорядочить. Так родилась "структурная  гипотеза" организации психической  жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три ипостаси, инстанции: "Ид" (Id), или "Оно", "3ro" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго" (Super-Ego), или "Сверх-Я". "Ид" —  это первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры  личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти целиком бессознательно. "Эго", наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи  с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения  с внешним миром. "Супер- Эго" — это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения. Развивается эта последняя часть  структуры не из "Ид", а из "Эго". Она судья и цензор. Фрейд выделил  и три функции "Супер-Эго": совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Менеджеру теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения  тех или иных практических проблем, однако поможет понять, почему люди ведут себя так или иначе. Некорректное поведение человека или упорное  его сопротивление чему-либо может быть объяснено его защитой от чего-то, несоразмерной жаждой признания или гордыней. Поведение работников всегда логично и разумно, а сами люди не всегда могут объяснить свои импульсы и желания, поэтому менеджер должен уметь видеть, распознать и скрытые мотивы.:

Теория И. П. Павлова выпускникам  средней школы должна быть известна. И. П. Павлов (1849 — 1936) — русский физиолог, создатель учения о высшей нервной  деятельности. Ему принадлежит заслуга  открытия роли условных рефлексов. Благодаря  условным рефлексам организм приспосабливается  к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных  рефлексов. Ученики Павлова всесторонне  исследовали динамику образования  и изменения условных рефлексов, процессы возбуждения, торможения и  др. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью  человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах — сенсорной и речевой. С помощью  слова как "сигнала сигналов" мозг обобщенно отражает реальность, вследствие чего радикально меняется характер регуляции поведения. Важными  для понимания личности являются и учения Павлова о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе  реакций на раздражителя и др.

Американский психолог Джон Б. Уотсон (1878 — 1958) применил концепцию  условного рефлекса к теории научение, утверждая, что все поведение  человека можно описать двумя  терминами — стимул и реакция. Стимул — это изменение внешней  среды, а реакция — ответ организма  на стимул.

Б. Ф. Скиннер (р. 1904) значительно  расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив из их разнообразия "оперантные" реакции, которые  вырабатываются организмом самопроизвольно (например,

ползание ребенка при  освоении им мира). Эти реакции можно  усилить- или ослабить с помощью  наказания или поощрения. Данные положения- уже более, чем психоаналитическая теория, применимы в управлении и  приняты менеджерами как орудие воздействия на подчиненных. Такие. факторы, как зарплата, стремление человека сохранить свое место, статус . и  др., поддаются контролю со стороны  руководителя.

Скиннер обращает внимание на асимметрию между положительным ' и отрицательным "подкреплением" стимулов (особенно угрозой санкций). Проще говоря, негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия. Положительное же подкрепление стимула  тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении. Сам  Скиннер говорил: "Человек, который  был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания". Положительное "подкрепление" формирует поведение, но .не только. Главное — оно повышает самооценку человека. Большинство менеджеров. знают очень мало о ценных качествах  положительного "подкрепления", считают  его не очень действенным. По Скиннеру, "подкрепление" должно быть:

Информация о работе Лекции по "Психологии управления"