Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:34, доклад
Психология управления относительно молодая отрасль психологии, ее становление происходило в условиях значительного развития общественных и экономических наук. Основы психологии управления формировались под влиянием экономики, научного управления, кибернетики, социологии, психологии труда, социальной психологии. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии управления, формулирование его целей и предмета.
Психология управления относительно молодая отрасль психологии, ее становление происходило в условиях значительного развития общественных и экономических наук. Основы психологии управления формировались под влиянием экономики, научного управления, кибернетики, социологии, психологии труда, социальной психологии. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии управления, формулирование его целей и предмета.
На разных этапах развития психологии управления в ее предмет включали следующие аспекты:
• социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов, психологические особенности деятельности руководителя, психологические проблемы подбора руководящих кадров, психолого-педагогические особенности их подготовки и переподготовки;
• функционально-структурный
анализ управленческой деятельности,
социально-психологический
• совокупность
психических явлений и
Вариативность
понимания предмета психологии управления
объясняется, с одной стороны, тем,
что он является явлением переменным,
которое постоянно находится
под влиянием конкретных научных, исторических,
социально-экономических, психологических
процессов, связанных с
двадцатого века
произошла революция в
Управление стало
рассматриваться как
При всех различиях между системами, общим для них является факт присутствия человека в процессе управления. Личностный фактор является той психологической компонентой, вносящий индивидуальное окраску в деятельность. Изменения в управлении обусловили изменения нормативных требований к руководителям, к их технической компетентности, способности ориентироваться в растущих информационных потоках, умение использовать средства делового общения, создавать работоспособные коллективы из людей, придерживающихся различных принципов и ценностей. Руководитель стал рассматриваться как личность, которая должна влиять на эффективность использования всех природных и общественных ресурсов, осуществлять перспективное и текущее планирование, повышать культуру труда, регулировать взаимоотношения в
коллективе и многое другое.
Названы особенности обусловили развитие психологии управления, которая характеризовалась учеными с разных позиций. Согласно первым подходом психология управления - это расширение понимания инженерной психологии за счет социотехнических систем. Это инженерно-психологический подход в определении предмета психологии управления, основным постулатом которого было отсутствие принципиальных различий между деятельностью оператора и деятельностью руководителя. Тем самым отвергалась качественная своеобразность личности и группы людей как объектов управления. Представители данного направления в предмет психологии управления включали следующие аспекты: психологические особенности процессов переработки и генерирования информации, структуры и элементов управленческой деятельности, организации управленческого труда.
С позиций другого
подхода - социально-психологического-
Дальнейшее развитие психологии управления как самостоятельной научной дисциплины связано с определением ее предмета как индивидуальной и совместной управленческой деятельности руководителей / А. Китовая, А. Филиппов /. По мнению Ф. Генова, предметом психологии управления является изучение психики человека, психологических характеристик управленческой деятельности руководителя, анализ качеств, которые необходимы для успешного осуществления названной деятельности.
Современный этап развития общества и самой психологии управления требует определенной конкретизации и уточнения такого понимания ее предмета. Особенность психологии управления заключается в том, что ее объектом является организованная (индивидуальная и совместная) деятельность людей, объединенных общими интересами и целями,
симпатиями и ценностями, подчиненных правилам и нормам организации, людей, выполняющих совместную работу в соответствии с экономическими, социальными, технологическими, корпоративными, правовыми и организационными требованиями. Нормы, правила и требования, сложившиеся в организации, порождают особые психологические отношения между людьми - управленческие отношения, образующие совместную деятельность. Именно поэтому в сферу психологии управления входит изучение психологических особенностей деятельности руководителя, или группы руководителей, формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении. Таким образом, объект изучения психологии управления составляют люди, которые в финансовом и юридическом отношении входят в самостоятельные организации, их отношения в организации, где участники объединены общим порядком, связанные друг с другом совокупностью аспектов ответственности - моральной, материальной, социальной, психологической, правовой.
Итак, психология
управления - это отрасль психологии,
изучающая психологические
управленческой
деятельности; психологические особенности
создания имиджа организации и руководителя.
Насущной необходимостью сегодняшнего
становится всестороннее осмысление психологией
управления данных об условиях и факторы,
движущие силы и детерминанты развития
личности как субъекта управления.
В связи с этим приобретают
актуальность проблемы изучения специфики
мотивационной сферы
Не менее значимыми являются задачи, связанные с анализом стартовых условий развития личности руководителя, адаптивных процессов в микросоциуме, типов руководителей, стилей руководства. В данном контексте следует отдельно выделить задачи, направленные на изучение личности как объекта управления. Речь идет о психологической культуре управления подчиненными, о новом подходе к управлению, основанный на признании приоритета личности. Не теряют остроты проблемы исследования социально-психологических особенностей управленческой деятельности. Говорится, в первую очередь, о психологии делового общения, психологические механизмы убеждающего воздействия во время делового взаимодействия, межличностные конфликты и пути их решения, психологические барьеры общения, этнопсихологические особенности субъектов взаимодействия. Последний (этнопсихологические особенности общения) в связи с интенсификацией международных контактов, ростом количества деловых отношений как внутри одной этнической группы, так и на межнациональном уровне, становится все более актуальным и перспективным среди прочих задач психологии управления.