Психология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:34, доклад

Краткое описание

Психология управления относительно молодая отрасль психологии, ее становление происходило в условиях значительного развития общественных и экономических наук. Основы психологии управления формировались под влиянием экономики, научного управления, кибернетики, социологии, психологии труда, социальной психологии. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии управления, формулирование его целей и предмета.

Файлы: 1 файл

Психология управления относительно молодая отрасль психологии.docx

— 17.11 Кб (Скачать)

Психология управления относительно молодая отрасль психологии, ее становление происходило в  условиях значительного развития общественных и экономических наук. Основы психологии управления формировались под влиянием экономики, научного управления, кибернетики, социологии, психологии труда, социальной психологии. При этом каждая из дисциплин  внесла свой вклад в развитие психологии управления, формулирование его целей  и предмета.

На разных этапах развития психологии управления в ее предмет включали следующие аспекты:

• социально-психологические  вопросы производственных групп  и коллективов, психологические  особенности деятельности руководителя, психологические проблемы подбора  руководящих кадров, психолого-педагогические особенности их подготовки и переподготовки;

• функционально-структурный  анализ управленческой деятельности, социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, психологические проблемы взаимоотношений в коллективе;

• совокупность психических явлений и отношений  в организации (психологические  факторы эффективной деятельности руководителей, психологические особенности  принятия индивидуальных и групповых  решений, психологические проблемы лидерства и т.д.).

Вариативность понимания предмета психологии управления объясняется, с одной стороны, тем, что он является явлением переменным, которое постоянно находится  под влиянием конкретных научных, исторических, социально-экономических, психологических  процессов, связанных с интеллектуализацией  труда, повышением профессионального  и образовательного уровня работников, ростом материальных и духовных потребностей и т.п., а с другой - наличием различных  подходов в определении предмета психологии управления. По мнению зарубежных ученых, в 70-х годах

двадцатого века произошла революция в управлении, которая повлекла расширение сферы  управления как науки за пределы  экономики и промышленных предприятий.

Управление стало  рассматриваться как целенаправленное воздействие на систему. Оно осуществляется таким образом, чтобы система  переходила из одного состояния в  необходимое другое состояние. Выделились условия, способствующие эффективному функционирования любой системы  управления: система, поддается управлению, должна быть наделена способностью переходить в разные состояния, менять свои свойства система управления должна иметь  реальную возможность изменять состояние  объекта управления (это тот, или те, кем управляют. управление должно быть целенаправленным, то есть нужно определить желаемый будущее состояние управляемой системы; система управления должна иметь возможность выбора варианта решения, принимаемого, с определенного количества вариантов; любая система управления должна иметь реальные ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные и т.д.; система, поддается управлению, должна иметь информацию о текущем состоянии дел (обратные связи); для того, чтобы эффективно и результативно управлять, нужно систематически оценивать качество управления. Управление получило статус технического (управление техническими системами - машинами, производством, экономической, социальной, в ходе которого регулируются различные отношения между сообществами людей.

При всех различиях  между системами, общим для них  является факт присутствия человека в процессе управления. Личностный фактор является той психологической  компонентой, вносящий индивидуальное окраску в деятельность. Изменения в управлении обусловили изменения нормативных требований к руководителям, к их технической компетентности, способности ориентироваться в растущих информационных потоках, умение использовать средства делового общения, создавать работоспособные коллективы из людей, придерживающихся различных принципов и ценностей. Руководитель стал рассматриваться как личность, которая должна влиять на эффективность использования всех природных и общественных ресурсов, осуществлять перспективное и текущее планирование, повышать культуру труда, регулировать взаимоотношения в

коллективе и многое другое.

Названы особенности обусловили развитие психологии управления, которая характеризовалась учеными с разных позиций. Согласно первым подходом психология управления - это расширение понимания инженерной психологии за счет социотехнических систем. Это инженерно-психологический подход в определении предмета психологии управления, основным постулатом которого было отсутствие принципиальных различий между деятельностью оператора и деятельностью руководителя. Тем самым отвергалась качественная своеобразность личности и группы людей как объектов управления. Представители данного направления в предмет психологии управления включали следующие аспекты: психологические особенности процессов переработки и генерирования информации, структуры и элементов управленческой деятельности, организации управленческого труда.

С позиций другого  подхода - социально-психологического-предметом психологии управления считаются социально-психологические особенности деятельности руководителя, вступает во взаимодействие с социальным окружением, поиск устойчивых черт руководителей, которые проявляются в способах взаимодействия с подчиненными и определяют эффективность руководства. Здесь, собственно, идет речь об актуализации психологической своеобразия личности и группы в системе управления и недостаточно обращается внимания на общие закономерно-'сти управленческой деятельности.

Дальнейшее развитие психологии управления как самостоятельной  научной дисциплины связано с  определением ее предмета как индивидуальной и совместной управленческой деятельности руководителей / А. Китовая, А. Филиппов /. По мнению Ф. Генова, предметом психологии управления является изучение психики человека, психологических характеристик управленческой деятельности руководителя, анализ качеств, которые необходимы для успешного осуществления названной деятельности.

Современный этап развития общества и самой психологии управления требует определенной конкретизации  и уточнения такого понимания  ее предмета. Особенность психологии управления заключается в том, что  ее объектом является организованная (индивидуальная и совместная) деятельность людей, объединенных общими интересами и целями,

симпатиями и  ценностями, подчиненных правилам и  нормам организации, людей, выполняющих  совместную работу в соответствии с  экономическими, социальными, технологическими, корпоративными, правовыми и организационными требованиями. Нормы, правила и требования, сложившиеся в организации, порождают  особые психологические отношения  между людьми - управленческие отношения, образующие совместную деятельность. Именно поэтому в сферу психологии управления входит изучение психологических  особенностей деятельности руководителя, или группы руководителей, формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний  управляемого объекта в заданном направлении. Таким образом, объект изучения психологии управления составляют люди, которые в финансовом и юридическом  отношении входят в самостоятельные  организации, их отношения в организации, где участники объединены общим  порядком, связанные друг с другом совокупностью аспектов ответственности - моральной, материальной, социальной, психологической, правовой.

Итак, психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Как наука  психология управления продуцирует  психологические знания, применяемые  при решении проблемы управления деятельностью организации. Она  охватывает следующий круг задач  и проблем психологические особенности  управленческой деятельности (функциональный содержание управленческой деятельности, факторы, влияющие на ее эффективность, мотивация управленческого труда; психологические аспекты управления в сфере производства, бизнеса, образования, науки, культуры, спорта и т.д.; психологические особенности деятельности руководителя (стили управления, психологические качества руководителя, мотивационная сфера личности руководителя, психологические показатели эффективности управленческого развития руководителя, предупреждение профессиональной управленческой деформации и регрессивного личностного развития руководителя); соотношение «индивидуального» и «группового» в психологии управления; психология кадровой политики в управлении (психологические основы отбора и обучения управленческих кадров); психология решения управленческих задач (психология принятия управленческих решений); социально-психологические аспекты

управленческой  деятельности; психологические особенности  создания имиджа организации и руководителя. Насущной необходимостью сегодняшнего становится всестороннее осмысление психологией  управления данных об условиях и факторы, движущие силы и детерминанты развития личности как субъекта управления. В связи с этим приобретают  актуальность проблемы изучения специфики  мотивационной сферы руководителей, развитие которой является стержнем становления личности.

Не менее значимыми  являются задачи, связанные с анализом стартовых условий развития личности руководителя, адаптивных процессов  в микросоциуме, типов руководителей, стилей руководства. В данном контексте следует отдельно выделить задачи, направленные на изучение личности как объекта управления. Речь идет о психологической культуре управления подчиненными, о новом подходе к управлению, основанный на признании приоритета личности. Не теряют остроты проблемы исследования социально-психологических особенностей управленческой деятельности. Говорится, в первую очередь, о психологии делового общения, психологические механизмы убеждающего воздействия во время делового взаимодействия, межличностные конфликты и пути их решения, психологические барьеры общения, этнопсихологические особенности субъектов взаимодействия. Последний (этнопсихологические особенности общения) в связи с интенсификацией международных контактов, ростом количества деловых отношений как внутри одной этнической группы, так и на межнациональном уровне, становится все более актуальным и перспективным среди прочих задач психологии управления.

Информация о работе Психология управления