Психология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:27, реферат

Краткое описание

Управление - особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную и производительную группу.
Экономическая психология управления изучает психологические основания управленческих действий в определенной экономической среде. Следует выделить компоненты управленческого действия:
восприятие, анализ и оценка ситуации;
прогнозирование поведения и результатов;
принятие решения (формирование или активация программы);
реализация;
контроль и коррекция.
Управленческая деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется понятиями мотивов, целей предметов, структуры, средств.

Файлы: 1 файл

tema4.doc

— 216.85 Кб (Скачать)

Экономическая психология управления

1) Основные элементы экономической психологии управления

Управление - особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную и производительную группу.

      Экономическая психология управления изучает психологические основания управленческих действий в определенной экономической среде. Следует выделить компоненты управленческого действия:

  • восприятие, анализ и оценка ситуации;
  • прогнозирование поведения и результатов;
  • принятие решения (формирование или активация программы);
  • реализация;
  • контроль и коррекция.

      Управленческая деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется понятиями мотивов, целей предметов, структуры, средств.

Признаки управленческой деятельности

  1. Цель - поддержание в оптимальном режиме систем управления, сложных и разнородных объектов.
  2. Объектом в рамках психологического подхода к управлению, характерного для экономической психологии, являются личности и общности в хозяйственной организации.
  3. Предметом являются основные закономерности  и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда в хозяйственной организации.
  4. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация , контроль.
  5. Основу процессов управления в технологическом плане составляют прием и различного рода преобразование (переработка) и генерация информации в виде управленческого решения.

      Задача управленческой деятельности познание закономерностей и факторов поведения и их применения в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала.

      В идеале - это создание организации, работающей на принципах сотрудничества, в которой оптимально сочетается    движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям. 

      Субъект управления - это менеджер (руководитель) организации. Типичное определение менеджмента в странах с развитым рынком - процесс планирования, организации и контроля для формулирования и достижения цели организации через других людей.

Исходные принципы психологического подхода в управлении:

  1. Управленческое воздействие по сути взаимодействие;
  2. Любой живой объект управления - субъект, то есть активная система;
  3. Нет предела познанию и самопознанию;
  4. Адекватный подход к живым системам: синтез системного, ситуативного, антикризисного подхода ( на основе теории жизненных циклов).
  5. Чем глубже познание системы, тем точнее, но и сложнее прогнозирование ее поведения
  6. Любой результат взаимодействия - приращение опыта.
  7. Любой образ, представление - модель, т.е. упрощение.
  8. Чем больше знаешь моделей, подходов, методик, тем труднее, но интереснее подбирать модель, наиболее подходящую к ситуации и человеческому поведению.
  9. Наиболее адекватные модели человеческого поведения - те, в основе которых лежит психология, поскольку поведение - это продукт психической деятельности.
  10. Ищи приоритеты, тогда сможешь точнее подобрать модель поведения (связь причин и  следствий, факторов и результатов).
  11. Хочешь быть более уверен в результате - подстрахуйся задействовать несколько каналов влияния.
  12. Факторы влияния действуют по отношению к живой, постоянно меняющейся системе, поэтому они тоже меняются.
  13. Факторы влияния взаимодействуют и взаимовлияют.

      Проблемы  управления в экономической психологии наиболее разработаны, а их изучение востребовано. В настоящее время можно выделить следующие направления исследований в данной отрасли:

  • Мотивация и ее роль в управлении
  • Принятие управленческих решений
  • Стратегии и тактики решения управленческих задач
  • Лидерство в современном управлении организацией
  • Социально-психологические особенности трудового коллектива, влияющие на эффективность организации
  • Профессионально важные качества личности эффективного руководителя (лидера)

2. Объекты психологического управления в хозяйственной организации

2.1 Личности.

      Личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретенное в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

      Как отмечает известный советский психолог  С.Л. Рубинштейн: " Если вы хотите изучить и охарактеризовать человека, ответьте на три основных вопроса: чего он хочет? Что он может? Что он есть?"

Первый из этих вопросов предполагает определение мотивационной сферы поведения человека и направленности личности.

Второй - профессиональной квалификации личности и ее способностей.

Третий - ее типологических, характерологических и других социально (в том числе и профессионально) значимых качеств.

      Рассматривая индивидуально-психологические свойства личности , очень часто говорят о следующих свойствах, знание которых позволяет найти индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Самооценка .  Понятие самооценки тесно связано с ценностью, значимостью, которой индивид наделяет разные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выполняет защитную и регуляторную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения с другими людьми. Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:

1) уровню (низкая, средняя, высокая)

2) соотношению с реальной успешностью - адекватная и неадекватная ( завышенная или заниженная).

3) Особенностям строения ( конфликтная или бесконфликтная).

Я-концепция.

Это система специфических убеждений, с помощью которых человек определяет, кто он есть. Я-концепция состоит из элементов, психических моделей, с помощью которых он орагнизует свою жизнь и обрабатывает социальную информацию, воспринимая, запоминая и оценивая себя и других.

Я-концепция содержит в себе не только убеждения, кто мы есть, но и представления о том, какими мы стремимся быть ( Я-желаемое).

Темперамент

Это совокупность динамических характеристик человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия с окружением, инициативность, готовность к действию),  в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) ,  в эмоциональной (впечатлительность, возбудимость, импульсивность, скорость возникновения эмоций, их сила, быстрота изменения.) Наиболее известной классификацией свойств темперамента является классификация Гиппократа, который выделил 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Характер

Характер определяют как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей конкретного человека, задающий типичный для него способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. В настоящее время стала довольно популярной теория об акцентуациях характера, разработанная К. Леонгардом. 

Акцентуация - это крайнее проявление нормы, определяющие, в числе прочих, индивидуальность личности и ее проявления.

Личности. Модели поведения личности.

В рамках каждой из теорий, стремящихся познать и изучить личность и поведение человека создана собственная модель личности. С некоторыми из моделей мы уже познакомились в рамках изученных тем :"Психологические основы экономического поведения", "Психология труда" и др.

Процесс моделирования позволяет углубить и расширить представление о системе и происходящих в ней процессах.

Название подхода  причин поведения Факторы, влияющие на поведение. Что нужно знать об объекте для использования модели
Мотивационная теория Маслоу Структура потребностей (5-7 видов) и их диспозицию. Мотивация на базе неудовлетворения потребностей.
Теория ожиданий Врума Ожидание достижимости результата и вознаграждения и их валентность ( значимость). Мотивация как функция ожидания по поводу выполнимости задачи, получение желаемого вознаграждения.
Теория справедливости Субъективная оценка затрат и вознаграждение в сравнении с затратами работников.
Лидерская теории Стили, методы приемы управления есть отражение восприятия персонала
Теория лидерства  К. Левина Авторитатрный стиль, если подчиненные -исполнители,

Попустительский стиль, если подчиненные  - самостоятельные творческие личности

Демократический стиль, если подчиненные - сплоченная группа единомышленников.

Ситуационная теория лидерства Врума - Йеттона Параметры ситуации: 1) наличие или отсутствие явно предпочтительного решения; 2) наличие или отсутствие опыта в решении подобных задач и необходимой информации; 3) степень структурированности проблемы; 4) отношение подчиненных к внедрению решения; 5) прогноз поведения подчиненных в случае единоличного принятия решения руководителем; 6) степень разделения подчиненными целей организации и мотивируют ли их эти цели;  возможность развития  конфликтной ситуации в связи с обсуждением и принятием того или иного варианта решения.

2.2 Группы

2.2.1 Основные понятия

Само понятие группа по-разному трактуется в системе научных дисциплин и подходов.

Социальная группа - это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

  • Внутренней организацией, которая  состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
  • Групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом "мы", а также формируется общественное мнение группы;
  • Собственным принципом обособления, отличающим ее от других "чужих" групп.
  • Групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;
  • Общими целями и задачами деятельности;
  • Стремлением к устойчивости, благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач;
  • Закреплением традиций , символики и т.д.
 

      Существуют различные классификации групп:

  • С точки зрения величины и социального положения: большие, средние, малые;
  • Официальной регламентации: формальные и неформальные группы;
  • С позиции авторитета: референтные , т.е. эталонные группы, реальные или воображаемые, на признание которых претендует личность и чьи нормы поведения она воспринимает в качестве образца
  • С точки зрения уровня развития: сплоченные, неопределенные, конфликтные.

       Группы делятся на большие и малые (контактные). В менеджменте, говоря  о группе, в первую очередь имеют в виду малую группу, так как типичное определение группы в учебниках по менеджменту выглядит следующим образом: два или более лиц, взаимодействующие между собой таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием остальных лиц.

      Групповые процессы - процессы коммуникации, интеракции ( статус, роль, положение членов группы и их динамика), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение). Организационные процессы - образование группы, формирование,  нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений.

Информация о работе Психология управления