Психология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:27, реферат

Краткое описание

Управление - особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную и производительную группу.
Экономическая психология управления изучает психологические основания управленческих действий в определенной экономической среде. Следует выделить компоненты управленческого действия:
восприятие, анализ и оценка ситуации;
прогнозирование поведения и результатов;
принятие решения (формирование или активация программы);
реализация;
контроль и коррекция.
Управленческая деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется понятиями мотивов, целей предметов, структуры, средств.

Файлы: 1 файл

tema4.doc

— 216.85 Кб (Скачать)

      Кац и Кан (Katz&Kahn, 1978) считают, что имеется пять причин, обуславливающих потребность организации в лидерстве. Чем больше потребность в каждой из этих областей, тем вероятнее, что найдется человек, который возьмет на себя роль лидера.

  1. Незавершенность организационной структуры. Никакой набор правил, планов, процедур или графиков работы не способен описать в совершенстве то, что должно происходить внутри организации, если она хочет выжить и преуспеть. Лидеры погмогают интерпретировать эти правила и планы и восполнять недостающие элементы.
  2. Лидерство как пограничная функция. Лидер является звеном, связывающим подсистемы в организации.
  3. Меняющиеся условия среды. Лидеры получают ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчивой к потребностям организации.
  4. Внутренняя динамика организации. Организации изменяются и развиваются. Лидеры прилагают усилия к тому, чтобы эти изменения не повредили организации и ее членам и способствуют позитивным изменениям.
  5. Членский состав организации. Люди приходят, уходят и меняются. Лидерство обеспечивает преемственность и помогает людям приспособиться к изменениям.

      Однако, бывают ситуации, которые нейтрализуют лидерское поведение или служат ему заменой. Например, сотрудники , обладающие способностями, опытом, высокой степенью профессионализма и самостоятельности не нуждаются в лидерах. Отсутствие гибкости, жесткие фиксированные правила или процедуры в организации, формализация деятельности  не создают предпосылок для появления лидера. В исследованиях организационных психологов последних лет есть подтверждение тому, что при определенных условиях лидерство становится излишним или даже приводит к обратным результатам. В исследовании , проводимом в 1996 году  среди 1539 работников разных производственных уровней, отраслей промышленности и организаций ( Podsakoff, MacKenzie&Bommer), заменители лидерства обусловливали значительно большую дисперсию в установках и трудовых показателях работников ( 20,2%) , чем лидерство (7,2%).

Теории лидерства

Теория "выдающегося человека".( 70-е годы 20 века)

Характерологический подход к исследованию лидерства, в котором полагали, что, определив характеристики оптимальных лидеров и подобрав людей с такими характеристиками  на руководящие должности, можно улучшить функционирование организации. Общая методология исследований сводилась к поиску существенных различий между личностными характеристиками удачливых и неудачливых лидеров.

По наблюдениям Стогдилла, "лидера характеризует сильное стремление принять на себя ответственность выполнить задачу, решимость и упорство в достижении целей, смелость и оригинальность в разрешении проблем, стремление проявлять инициативу в социальных ситуациях, уверенность в себе и целостность личности, готовность отвечать за последствия своих решений и действий, умение снимать межличностное напряжение, толерантность к фрустрации и различным проволочкам, способность влиять на поведение других людей и умение структурировать системы социальных интеракций, подчиняя их выполнения данной задачи".

Недостатками данной теории является то, что данный перечень состоит из характеристик, которые можно оценить лишь наблюдая за чьими-то действиями в течении определенного времени, поэтому идентифицировать эффективного лидера заранее ( до выполнения им определенной деятельности) по этим характеристикам невозможно.

Тем не менее, теория черт, отвергнутая в рамках менеджметна, является вполне адекватной в рамках предмета экономической психологии. Личностные тесты часто выявляют у эффективных лидеров незаурядность, энергичность, добросовестность, эмоциональную устойчивость и уверенность в себе, готовность экспериментировать.

Поведенческие подходы

Наиболее распространенным среди поведенческих подходов является  типология Курта Левина и его коллег, выделивших три стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Основные различия между этими тремя стилями связаны с тем, кто  принимает решения, связанные с действиями группы. Авторитарный лидер сам принимает все решения и передают их для исполнения, демократичный побуждает членов группы участвовать в принятии решений и помогает им в этом. Либеральный лидер занимает позицию стороннего наблюдателя и не принимает участие в выработке решений, если его об этом специально не попросят.. Проводились исследования, связанные с влиянием этих моделей поведения на удовлетворенность работой.

Вероятностные подходы к исследованию лидерства (ситуативные теории).

Теория Фидлера. Фидлер попытался разработать схему, которая позволила бы установить связь между лидерами и ситуациями, в которых их ждет успех. Эффективность лидера по Фидлеру зависит от трех переменных.

Первая - это структура потребностей лидера, в частности,  стремится ли он прежде всего к выполнению задачи или хочет удовлетворить межличностные потребности (ориентация на задачу -на людей).  Вторая переменная - это способность лидера контролировать ситуацию или его уверенность в том, что задача будет выполнена. Ситуативный контроль зависит от 1) отношений лидера с членами группы;  2) структуры задачи (ясности и конкретности работы) и 3) властных полномочий лидера. Третья переменная  - взаимосвязь между структурой потребности лидера и стуативным контролем.

Нормативная модель Вроома, Йеттона и Яго.

Модель рассматривает процесс принятия лидером решений. В основе модели лежат три критерия эффективности: рационализм (решение должно быть хорошим с объективной точки зрения), одобрение ( если решение должно быть внедрено  в жизнь с помощью подчиненных, лидеру следует приложить усилия к тому, чтобы его одобрили)  и время. Исходя из комбинации этих критериев, нормативная модель предлагает пять возможных стилей лидерства.

Авторитарный - лидер принимает решения, ни с кем не советуясь - на одном полюсе. На противоположном - стратегия группового принятия решений. Между ними различные консультативные стили: принимает решение лидер, но только после того, как познакомятся с идеями подчиненных.

При выработке решения, руководителю следует оценить следующие параметры ситуации:

  1. наличие или отсутствие явно предпочтительного решения;
  2. наличие или отсутствие опыта в решении подобных задач и необходимой информации;
  3. степень структурированности проблемы (когда удается выяснить факторы, влияющие на его решение);
  4. отношение подчиненных к внедрению решения (многое ли от него зависит);
  5. прогноз поведения подчиненных в случае единоличного принятия решений руководителем;
  6. степень разделения подчиненными целей организации (мотивируют ли их эти цели);
  7. возможность развития конфликтной ситуации в связи с обсуждением, принятием того или иного варианта решения.

Теория путей и целей Хауса

В этой теории "мотивационные функции лидера состоят в увеличении числа и разновидностей персональных вознаграждений подчиненным за достижения в работе и облегчении путей к получению этих вознаграждений за счет разъяснения маршрутов движения, уменьшения числа преград и ухабов на дороге и увеличения возможности получения личного удовлетворения  в пути" . ( House&Mitchell, 1974)

Таким образом , основная задача лидера состоит в том, чтобы понять, что является вознаграждением для конкретного подчиненного, выяснить его производственные способности, связать достижение производственной цели с получением желаемой награды и помочь подчиненному достичь производственной цели.  Выделяют 4 основных типа поведения лидера, соответствующих основным комбинациям релевантных переменных.

  1. Директивное лидерство характеризуется уведомлением подчиненных о том, что им ждать, и обеспечением конкретного руководства в отношении того, что должно быть сделано и как. Директивное лидерство позволяет подчиненным лучше понять выполняемое задание.
  2. Поддерживающее лидерство характеризуется дружеским отношением, доступностью лидера и повышенной заботой о статусе , благополучии и потребностях подчиненных.
  3. Лидерство совместного участия характеризуется стремлением повысить вклад подчиненных в общее дело и внимательным рассмотрением предложений.
  4. Лидерство, ориентированное на результат Включает в себя постановку стимулирующих целей, ожидания от подчиненных выполнения работы на самом высоком уровне и демонстрацию уверенности в том, что подчиненные достигнут целей.

4. Психологический портрет успешного руководителя.

Обширное фундаментальное исследование по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проводившееся в институте прикладных исслдований (США) в течение 18 лет и охватившее 1500 человек показало, что наибольшую важность имеют следующие 10 качеств.

  1. Ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию
  2. Принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов.
  3. Стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня.
  4. Незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного нахождения в "зоне комфорта".
  5. Исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы.
  6. Стремление иметь значительные права и , следовательно, нести большую ответственность.
  7. Большие склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических  ситуаций.
  8. Понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством внутренней оценки своих действий, которые не всегда согласовываются с окружающими.
  9. Концентрация внимания на решении проблемы, а не выявлении виновников. Желание работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения.
  10. Собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

Гарольд Дж. Смит, проводя подробную классификацию умений менеджеров , выделяет из них 20 решающих и располагает их в следующем порядке по "шкале важности".

Шкала важности Колонка умений
Сверхрешающие
  1. Активное слушание
  1. Способность отдавать ясные, эффективные указания
  1. Принятие своей доли ответственности за проблему
  1. Точное отражение реальной проблемы
Решающие в высокой степени
  1. Четкое распределение времени, распределение приоритетов
  1. Умение хвалить подчиненных за превосходное выполнение
  1. Умение передавать решения слушающим
  1. Эффективное устное общение
  1. Умение при необходимости изменять приоритеты
  1. Умение достигать продуктивной обратной связи.
Решающие
  1. Умение объяснять работу
  1. Писать, составлять документы
  1. Готовить рабочий план
  1. Прекрасно  разбираться в специфике работы
  1. Проводить оргперемены
  1. Разъяснять, использовать методы понижения себестоимости
  1. Подготавливать бюджет и работать с ним.
  1. Корректировать поставленную цель
  1. Беречь имущество и оборудование
  1. Участвовать в семинарах и читать специальную литературу

Информация о работе Психология управления