Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:27, реферат
Управление - особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную и производительную группу.
Экономическая психология управления изучает психологические основания управленческих действий в определенной экономической среде. Следует выделить компоненты управленческого действия:
восприятие, анализ и оценка ситуации;
прогнозирование поведения и результатов;
принятие решения (формирование или активация программы);
реализация;
контроль и коррекция.
Управленческая деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется понятиями мотивов, целей предметов, структуры, средств.
Кац и Кан (Katz&Kahn, 1978) считают, что имеется пять причин, обуславливающих потребность организации в лидерстве. Чем больше потребность в каждой из этих областей, тем вероятнее, что найдется человек, который возьмет на себя роль лидера.
Однако, бывают ситуации, которые нейтрализуют лидерское поведение или служат ему заменой. Например, сотрудники , обладающие способностями, опытом, высокой степенью профессионализма и самостоятельности не нуждаются в лидерах. Отсутствие гибкости, жесткие фиксированные правила или процедуры в организации, формализация деятельности не создают предпосылок для появления лидера. В исследованиях организационных психологов последних лет есть подтверждение тому, что при определенных условиях лидерство становится излишним или даже приводит к обратным результатам. В исследовании , проводимом в 1996 году среди 1539 работников разных производственных уровней, отраслей промышленности и организаций ( Podsakoff, MacKenzie&Bommer), заменители лидерства обусловливали значительно большую дисперсию в установках и трудовых показателях работников ( 20,2%) , чем лидерство (7,2%).
Теории лидерства
Теория "выдающегося человека".( 70-е годы 20 века)
Характерологический подход к исследованию лидерства, в котором полагали, что, определив характеристики оптимальных лидеров и подобрав людей с такими характеристиками на руководящие должности, можно улучшить функционирование организации. Общая методология исследований сводилась к поиску существенных различий между личностными характеристиками удачливых и неудачливых лидеров.
По наблюдениям Стогдилла, "лидера характеризует сильное стремление принять на себя ответственность выполнить задачу, решимость и упорство в достижении целей, смелость и оригинальность в разрешении проблем, стремление проявлять инициативу в социальных ситуациях, уверенность в себе и целостность личности, готовность отвечать за последствия своих решений и действий, умение снимать межличностное напряжение, толерантность к фрустрации и различным проволочкам, способность влиять на поведение других людей и умение структурировать системы социальных интеракций, подчиняя их выполнения данной задачи".
Недостатками данной теории является то, что данный перечень состоит из характеристик, которые можно оценить лишь наблюдая за чьими-то действиями в течении определенного времени, поэтому идентифицировать эффективного лидера заранее ( до выполнения им определенной деятельности) по этим характеристикам невозможно.
Тем не менее, теория черт, отвергнутая в рамках менеджметна, является вполне адекватной в рамках предмета экономической психологии. Личностные тесты часто выявляют у эффективных лидеров незаурядность, энергичность, добросовестность, эмоциональную устойчивость и уверенность в себе, готовность экспериментировать.
Поведенческие подходы
Наиболее распространенным среди поведенческих подходов является типология Курта Левина и его коллег, выделивших три стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.
Основные различия между этими тремя стилями связаны с тем, кто принимает решения, связанные с действиями группы. Авторитарный лидер сам принимает все решения и передают их для исполнения, демократичный побуждает членов группы участвовать в принятии решений и помогает им в этом. Либеральный лидер занимает позицию стороннего наблюдателя и не принимает участие в выработке решений, если его об этом специально не попросят.. Проводились исследования, связанные с влиянием этих моделей поведения на удовлетворенность работой.
Вероятностные подходы к исследованию лидерства (ситуативные теории).
Теория Фидлера. Фидлер попытался разработать схему, которая позволила бы установить связь между лидерами и ситуациями, в которых их ждет успех. Эффективность лидера по Фидлеру зависит от трех переменных.
Первая - это структура потребностей лидера, в частности, стремится ли он прежде всего к выполнению задачи или хочет удовлетворить межличностные потребности (ориентация на задачу -на людей). Вторая переменная - это способность лидера контролировать ситуацию или его уверенность в том, что задача будет выполнена. Ситуативный контроль зависит от 1) отношений лидера с членами группы; 2) структуры задачи (ясности и конкретности работы) и 3) властных полномочий лидера. Третья переменная - взаимосвязь между структурой потребности лидера и стуативным контролем.
Нормативная модель Вроома, Йеттона и Яго.
Модель рассматривает процесс принятия лидером решений. В основе модели лежат три критерия эффективности: рационализм (решение должно быть хорошим с объективной точки зрения), одобрение ( если решение должно быть внедрено в жизнь с помощью подчиненных, лидеру следует приложить усилия к тому, чтобы его одобрили) и время. Исходя из комбинации этих критериев, нормативная модель предлагает пять возможных стилей лидерства.
Авторитарный - лидер принимает решения, ни с кем не советуясь - на одном полюсе. На противоположном - стратегия группового принятия решений. Между ними различные консультативные стили: принимает решение лидер, но только после того, как познакомятся с идеями подчиненных.
При выработке решения, руководителю следует оценить следующие параметры ситуации:
Теория путей и целей Хауса
В этой теории "мотивационные функции лидера состоят в увеличении числа и разновидностей персональных вознаграждений подчиненным за достижения в работе и облегчении путей к получению этих вознаграждений за счет разъяснения маршрутов движения, уменьшения числа преград и ухабов на дороге и увеличения возможности получения личного удовлетворения в пути" . ( House&Mitchell, 1974)
Таким образом , основная задача лидера состоит в том, чтобы понять, что является вознаграждением для конкретного подчиненного, выяснить его производственные способности, связать достижение производственной цели с получением желаемой награды и помочь подчиненному достичь производственной цели. Выделяют 4 основных типа поведения лидера, соответствующих основным комбинациям релевантных переменных.
Обширное фундаментальное исследование по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проводившееся в институте прикладных исслдований (США) в течение 18 лет и охватившее 1500 человек показало, что наибольшую важность имеют следующие 10 качеств.
Гарольд Дж. Смит, проводя подробную классификацию умений менеджеров , выделяет из них 20 решающих и располагает их в следующем порядке по "шкале важности".
Шкала важности | Колонка умений |
Сверхрешающие |
|
| |
| |
| |
Решающие в высокой степени |
|
| |
| |
| |
| |
| |
Решающие |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|