Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:52, курс лекций
Тема 1. Объект и предмет курса "Психология управления"
...
Тема 4. Организация и социальная группа как объекты управления
Тема 5. Механизмы групповой динамики
Тема 6. Управленческое общение
Тема 7. Психология конфликта и способы его разрешения
В отечественной и зарубежной
литературе много внимания уделено
взаимодействию формальных и неформальных
структур в коллективе. В любой
организации, учреждении, фирме сами
собой возникают неформальные организации,
группы. Неформальная организация —
это спонтанно возникающая
человек, который более других способен в какой-то небольшой промежуток времени повести за собой коллектив.
Как руководитель должен относиться к неформальным организациям,' группам? Как управлять ими? Вот, что рекомендуется, например, в теории американского менеджмента (5, с. 447 — 448):
1) признать существование
неформальной организации и ни
в коем случае не
2) стремиться выслушивать
мнения членов и лидеров
3) перед тем как предпринять
какие-либо действия, следует просчитать
их возможные отрицательные
4) чтобы ослабить сопротивление
переменам со стороны
5) быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.
Для нормальной, эффективной
организации труда, для управления
совместной координированной деятельностью
большое, значение имеет все, связанное
с приемом, передачей и переработкой
информации. Здесь необходима синхронизированность,
правильное и точное понимание передаваемого,
чтобы последующие действия были
также целенаправленны и
Коммуникативная структура организации, социальных групп— довольно сложное явление, ц оно до сих пор является предметом; исследований.
Коммуникативная структура может быть представлена как сеть каналов или путей, по которым в группе происходит обмен информацией и мнениями.
Выделяются формальные и
неформальные каналы связи, Неформальные
— эта те, которые выходят за
пределы организации и не совпадают
с официально установленными. Формальные
каналы установлены административно
в соответствии с должностной
организационной структурой и связывают
людей по вертикали и горизонтали
внутри трудового коллектива. Ясно,
что формальные потоки никогда не
удовлетворяют потребности
Существует еще одно разделение коммуникаций — нисходящая и восходящая информация. Нисходящая информация — это та, которая направлена "сверху вниз", т.е. от руководства к подчиненным, с верхних эшелонов управления на нижние. Восходящая же направлена "снизу вверх", от непосредственных участников трудового процесса к руководителям, менеджерам среднего и высшего уровней.
Дефицит информации — традиционная болезнь наших российских организаций. Нередко руководство не дает полной информации, засекречивает ее, хотя в этом нет никакой необходимости. Психологически работники, не получающие сверху достаточной информации, чувствуют себя неуверенно и даже униженно. В государственных организациях- это проблема власти, в новых коммерческих организациях — это еще не отрегулированная часть отношений, хотя и не обязательно утаивание чего-либо с безнравственной целью. Необходимо стремиться к тому, чтобы два потока, нисходящий и восходящий, были уравновешены, чтобы они не создавали напряжения в отношениях, а способствовали успеху решения общих задач.
Внутрикоммуникативные сети подразделяют на централизованные и децентрализованные (рис. 1, 2).
На этих рисунках видно, что
в одних моделях вся
Установлено, что централизованные сети в большей мере, чем децентрализованные, способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, а также уменьшают .удовлетворенность работой у членов группы, снижают групповую сплоченность, хотя и способствуют развитию лидерства.
Известно множество других
вариантов коммуникативных
1. "Сторож" — работник,
который контролирует
2. "Лидер мнений" —
человек, оказывающий влияние
на установки и поведение
3. "Связной" — тот,
кто служит связующим звеном
между двумя и более
4. "Пограничник" —
человек, который имеет
Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.
В своей книге "В поисках
эффективного управления" Т. Питерс
и Р. Уотермен, изучив большое количество
образцовых мировых компаний, установили
следующее. Если количество людей в
компании растет в арифметической прогрессии,
то число возможных взаимодействий
между ними растет в геометрической
прогрессии. Если у нас 10 человек, то
мы все можем поговорить один на
один в 45 встречах. Но если на предприятии
1000 человек, то число возможных взаимодействий
один на один возрастает почти до 500
тыс. И чтобы удовлетворить все
коммуникационные потребности, потребуется
система соответствующей
Кроме коммуникативной структуры в каждом коллективе выделяют также структуры влияния, ожидания и симпатий.
"Структура влияния"
формируется на основе
"Структура ожидания"
возникает благодаря
"Структура симпатий"
отмечена тем, что члены
Таким образом, мы коснулись
ряда проблем организации, малой
группы как целостного объекта управления.'
В понятии "коллектив" интегрируются
основные характеристики трудовой организации
и малой социальной группы. Социально-психологическая
структура организации
Тема 5. Механизмы групповой динамики
1. Понятие групповой динамики
Тема групповой динамики
— одна из самых актуальных в
психологии управления, поскольку всякая
организация неизбежно имеет
в своем составе самые
Групповая динамика — это
процесс взаимодействия членов группы
на основе взаимозависимости и
Жизнь группы не является неподвижной, и под влиянием как внешних, так и внутренних причин в группе возникают изменения, которые сами по себе могут быть либо небольшими, неспособными поставить под угрозу существование группы в целом, либо значительными, ведущими к нарушению равновесия и в конечном счете к распаду группы. Последнее имеет место тогда, когда группе не удается реорганизоваться ("перестроиться") и обрести новое состояние равновесия.
В целом жизнь группы с
динамической точки зрения представляет
собой чередование состояний
равновесия и его нарушения. Практически
в любой группе можно обнаружить
как силы сплочения, оказывающие
сопротивление деформациям
Характер групповой динамики
существеннейшим образом
Работа группы зависит
от качества и объема взаимовлияний,
взаимоотношений членов группы. Дело
в том, что и из нормальных, людей
может составиться
Группа — это одно целое, от структуры которого зависит поведение его членов. Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы особое оказывают влияние следующие факторы:
— мотивации (то, чего ждут члены группы);
— структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы и ее подгрупп);
— сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым);
— ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе;
— представление о цели (четкое или нечеткое) группы;
— ответственность за результаты работы;
— свобода деятельности (как условие успеха группы).
Моральная атмосфера в группе и способ управления ею должны способствовать успеху деятельности группы. Управленческая практика
свидетельствует, что групповые решения лучше, чем единоличные, ибо хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии одного человека.
2. Механизмы групповой динамики
Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Одну из таких моделей предложили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему.