Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа
Опыт показывает, что лица, обладающие недостаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии - не только значительно дольше других, но и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, а также, работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»....…………...……………………………………………………...6
1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности….....6
1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе ………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2 «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»………………………..…………………………….…24
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов ..…………………………………………………………………...24
2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………….......34
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……..……………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..…………………………36
Методика констатирует лишь выраженность уровня способностей в данный период развития личности; при положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условиях деятельности эти способности могут развиваться. Методика разработана В. В. Синявским и Б. А. Федорищиным .
Опросник ВСК разработан А. Г. Зверковым и Е. В. Эйдманом (МГУ, 1990 г.), содержит 30 утверждений и направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, т. е. меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Особенности личностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.
Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.
Оценка психофизиологических качеств
Высокий уровень профессионального мастерства, работа без аварий находятся в прямой зависимости от того, насколько выбранная профессия соответствует уровню психофизиологических возможностей и особенностей индивидуума. Отсюда и ряд высоких специфических требований к вниманию, координации движений, объему памяти и т. д. При выборе методов психофизиологических исследований необходимо учитывать характер производственной деятельности, с тем чтобы оценить важные для данного рода работ психофизиологические качества человека, которые определяют успешность его трудовой деятельности.
Для исследования психофизиологических качеств с оценкой памяти, внимания, скорости переработки информации и др. рекомендуется использовать тесты на простую сенсомоторную реакцию (ПСМР), сложную сенсомоторную реакцию (ССМР), тесты "Корректурная проба", "Количественные отношения", "Теппинг-тест" и методику Мюнстенберга.
Тест на ПСМР оценивает время простой двигательной реакции. На экране появляется изображение белого прямоугольника. Тестируемый должен его погасить нажатием на определенную клавишу. После паузы, которая меняется по псевдослучайному равновероятностному закону, появляется следующее изображение. Исследование заканчивается после показа определенного числа изображений.
Тест на ССМР позволяет оценить время реакции при последовательном показе разных цветных изображений, причем цвета меняются по случайному равновероятностному закону.
Тест "Корректурная проба" (кольца Ландольта) дает возможность исследовать быстроту переключения внимания, концентрацию внимания. На экране появляются светящиеся кольца Ландольта, различающиеся между собой одним признаком - углом между вертикальной осью и разрывом соответственно 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315°. Последовательность показа колец определяется псевдослучайным равновероятностным законом, и для каждого обследования она разная.
В тесте "Количественные отношения" обследуемому предлагается ряд однотипных логических задач. Исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количеству. Необходимо определить отношение "больше - меньше". Оценка в баллах зависит от числа правильных ответов. Тест представлен в трех вариантах.
"Теппинг-тест" - методика исследования скорости моторной реакции и силы нервных процессов (т. е. работоспособности человека). Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Применение "Теппинг-теста" для определения силы нервной системы основано на динамике максимального темпа движения рук и позволяет получить информацию об утомляемости испытуемого при подобной деятельности. Высокие показатели выполнения "Теппинг-теста" могут свидетельствовать о высокой работоспособности профессионала (специалиста), а также о способности к выполнению работ, требующих тонких моторных движений (профессии типа оператора, машинистки и др.). Средний диапазон скорости выполнения "Теппинг-теста" - 0,35 - 0,4 с.
Методика Мюнстенберга определяет избирательность внимания, которая относится к числу основных характеристик внимания. Количественным параметром избирательности внимания можно считать в данном случае скорость выбора стимула из множества других, а качественным — точность, т. е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу.
По этой методике испытуемому на экране показывают сплошной текст (без пропусков), состоящий из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Необходимо, последовательно просматривая буквенные строки, обнаружить скрытые в них слова. На выполнение задания дается 6 мин (машинный вариант) и 4 мин (бланковый вариант). Методика рекомендуется при профессиональном отборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости (диспетчеры, операторы и т. д.). Ниже представлен перечень методов, тестов, опросников, используемых для оценки качеств работников.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАКЕТА (НАБОРА) ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Наименование методик, тестов, опросников |
Категория работников | ||
Руководители
|
Специалисты общего профиля
|
Специалисты-производственники | |
Опросник отношений | оп
| оп
| оп
|
Опросник "Уровень притязаний" | оп
| оп*
| вп
|
2-й тест Айзенка
| оп
| д
| вп
|
4-й тест Айзенка
| д*
| оп*
| вп
|
Словесный тест Айзенка | вп
| вп
| д
|
КОТ | вп*
| д*
| вп*
|
Методика "Выявление общих понятий" | вп
| д
| вп
|
Опросник Айзенка (форма А)
| оп*
| д*
| вп*
|
Опросник Айзенка (форма В)
| д
| д
| д
|
Опросник Басса — Дарки
| вп*
| д*
| д*
|
Опросник Стреляу | д
| нп*
| д*
|
ОСТ | д
| вп
| оп
|
Опросник Спилбергера | оп
| вп
| вп
|
Опросник Томаса | оп*
| оп*
| оп*
|
Опросник УСК | оп
| нп
| оп
|
Опросник Леонгарда | оп*
| вп | нп |
Опросник Климова (ДДО)
| нп*
| нп*
| вп*
|
Тест "Уровень пригодности к руководящей работе" | оп
| вп
| вп
|
Методика "Прогноз" |
оп*
|
вп
|
оп* |
Тест Шуберта | оп
| нп
| вп
|
Методика оценки КОС
| оп
| д
| оп
|
Тест "Порог активности"
| оп
| нп
| вп
|
Опросник ВСК
| оп*
| вп
| оп* |
Тест на ПСМР | д*
| нп
| оп*
|
Тест на ССМР | д*
| нп
| оп*
|
Тест "Корректурная проба" | вп*
| оп*
| оп*
|
Тест"Количественные отношения" | вп*
| д
| нп*
|
"Теппинг-тест" | вп* (д)
| вп* (д)
| вп*
|
Методика Мюнстенберга | вп
| нп
| нп |
Примечание.
* — обязательное применение при приеме на работу, работе с резервом;
оп — обязательное применение методики;
вп — возможное применение методики;
нп — методика может быть использована по решению руководителя тестирования;
д — возможно дополнительное использование методики для уточнения какого-либо показателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического тестирования (примерная форма; описание психологических характеристик составляется исходя из требований конкретной должности (рабочего места), на которую принимается кандидат)
Ф.И.О. кандидата:--------------------
Мотивационная направленность (ведущий мотив, наличие разнонаправленных конфликтующих мотивов):---------------------
Интеллектуальная сфера (уровень интеллектуального развития, стиль мышления, способность к обучению): ------------------------------
Когнитивная сфера (особенности внимания, памяти, мышления):-------------------
Эмоциональная сфера (эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, поведение в стрессовой ситуации, контроль поведения, преобладающее настроение): ------------------------------
Психофизиологические качества (выносливость, работоспособность, скорость и точность реакции, острота зрения и слуха и т.д.):------------------------
Взаимоотношения с людьми (стиль межличностного поведения, гибкость в контактах, поведение в конфликтной ситуации, организаторские способности и т.д.):------------------------
Отношение к работе (ответственность, инициативность, трудолюбие и др.):-------------------------
ВЫВОДЫ (определить соответствие кандидата требованиям предполагаемой должности, отметить основные сильные и слабые его стороны, оптимальные условия адаптации):-------------------
Подпись:----------------------
1
Информация о работе Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов