Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Опыт показывает, что лица, обладающие недостаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии - не только значительно дольше других, но и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, а также, работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»....…………...……………………………………………………...6
1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности….....6
1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе ………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2 «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»………………………..…………………………….…24
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов ..…………………………………………………………………...24
2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………….......34
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……..……………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..…………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Методика констатирует лишь выраженность уровня способ­ностей в данный период развития личности; при положитель­ной мотивации, целеустремленности и надлежащих условиях деятельности эти способности могут развиваться. Методика разработана В. В. Синявским и Б. А. Федорищиным .

Опросник ВСК разработан А. Г. Зверковым и Е. В. Эйдманом (МГУ, 1990 г.), содержит 30 утверждений и направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития воле­вой регуляции, т. е. меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Особенности личностной саморегуляции во многом определя­ют индивидуальный стиль и конкретные проявления активно­сти человека.

Опросник ориентирован на индивидуальное психологиче­ское консультирование и коррекцию, позволяет получить ин­формацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.

 

Оценка психофизиологических качеств

 

Высокий уровень профессионального мастерства, работа без аварий находятся в прямой зависимости от того, насколько выбранная профессия соответствует уровню психофизиологических возможностей и особенностей индивидуума. Отсюда и ряд высоких специфи­ческих требований к вниманию, координации движений, объ­ему памяти и т. д. При выборе методов психофизиологических исследований необходимо учитывать характер производствен­ной деятельности, с тем чтобы оценить важные для данного рода работ психофизиологические качества человека, которые определяют успешность его трудовой деятельности.

Для исследования психофизиологических качеств с оцен­кой памяти, внимания, скорости переработки информации и др. рекомендуется использовать тесты на простую сенсомоторную реакцию (ПСМР), сложную сенсомоторную реакцию (ССМР), тесты "Корректурная проба", "Количественные от­ношения", "Теппинг-тест" и методику Мюнстенберга.

Тест на ПСМР оценивает время простой двигательной ре­акции. На экране появляется изображение белого прямоуголь­ника. Тестируемый должен его погасить нажатием на опреде­ленную клавишу. После паузы, которая меняется по псевдо­случайному равновероятностному закону, появляется следую­щее изображение. Исследование заканчивается после показа определенного числа изображений.

Тест на ССМР позволяет оценить время реакции при пос­ледовательном показе разных цветных изображений, причем цвета меняются по случайному равновероятностному закону.

Тест "Корректурная проба" (кольца Ландольта) дает возмож­ность исследовать быстроту переключения внимания, концент­рацию внимания. На экране появляются светящиеся кольца Ландольта, различающиеся между собой одним признаком - углом между вертикальной осью и разрывом соответственно 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315°. Последовательность показа ко­лец определяется псевдослучайным равновероятностным зако­ном, и для каждого обследования она разная.

В тесте "Количественные отношения" обследуемому пред­лагается ряд однотипных логических задач. Исходными сужде­ниями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количеству. Необходимо определить отношение "больше - меньше". Оценка в баллах зависит от числа пра­вильных ответов. Тест представлен в трех вариантах.

"Теппинг-тест" - методика исследования скорости мотор­ной реакции и силы нервных процессов (т. е. работоспособно­сти человека). Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в це­лом. Сильная нервная система выдерживает большую по вели­чине и длительности нагрузку, чем слабая. Применение "Теппинг-теста" для определения силы нервной системы основа­но на динамике максимального темпа движения рук и позво­ляет получить информацию об утомляемости испытуемого при подобной деятельности. Высокие показатели выполне­ния "Теппинг-теста" могут свидетельствовать о высокой ра­ботоспособности профессионала (специалиста), а также о способности к выполнению работ, требующих тонких мотор­ных движений (профессии типа оператора, машинистки и др.). Средний диапазон скорости выполнения "Теппинг-теста" - 0,35 - 0,4 с.

Методика Мюнстенберга определяет избирательность внимания, которая относится к числу основных характери­стик внимания. Количественным параметром избирательно­сти внимания можно считать в данном случае скорость вы­бора стимула из множества других, а качественным — точ­ность, т. е. степень соответствия результатов выбора исход­ному стимульному материалу.

По этой методике испытуемому на экране показывают сплошной текст (без пропусков), состоящий из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке. Не­обходимо, последовательно просматривая буквенные строки, обнаружить скрытые в них слова. На выполнение задания да­ется 6 мин (машинный вариант) и 4 мин (бланковый вариант). Методика рекомендуется при профессиональном отборе на специальности, требующие хорошей избирательности и кон­центрации внимания, а также высокой помехоустойчивости (диспетчеры, операторы и т. д.). Ниже представлен перечень методов, тестов, опросников, используемых для оценки качеств работников.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАКЕТА (НАБОРА) ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК

 

 

Наименование методик, тестов, опросников

 

Категория работников

 

Руково­дители

 

 

Специалис­ты общего профиля

 

 

Специалисты-производственники

Опросник отношений

оп

 

оп

 

оп

 

Опросник "Уровень притязаний"

оп

 

оп*

 

вп

 

2-й тест Айзенка

 

оп

 

д

 

вп

 

4-й тест Айзенка

 

д*

 

оп*

 

вп

 

Словесный тест Айзенка

вп

 

вп

 

д

 

КОТ

вп*

 

д*

 

вп*

 

Методика "Выявление общих понятий"

вп

 

д

 

вп

 

Опросник Айзенка (форма А)

 

оп*

 

д*

 

вп*

 

Опросник Айзенка (форма В)

 

д

 

д

 

д

 

Опросник Басса — Дарки

 

вп*

 

д*

 

д*

 

Опросник Стреляу

д

 

нп*

 

д*

 

ОСТ

д

 

вп

 

оп

 

Опросник Спилбергера

оп

 

вп

 

вп

 

Опросник Томаса

оп*

 

оп*

 

оп*

 

Опросник УСК

оп

 

нп

 

оп

 

Опросник Леонгарда

оп*

 

вп

нп

Опросник Климова (ДДО)

 

нп*

 

нп*

 

вп*

 

Тест "Уровень пригодности к руководящей работе"

оп

 

вп

 

вп

 

 

Методика "Прогноз"

 

оп*

 

 

вп

 

 

оп*

Тест Шуберта

оп

 

нп

 

вп

 

Методика оценки КОС

 

оп

 

д

 

оп

 

Тест "Порог активности"

 

оп

 

нп

 

вп

 

Опросник ВСК

 

оп*

 

вп

 

оп*

Тест на ПСМР

д*

 

нп

 

оп*

 

Тест на ССМР

д*

 

нп

 

оп*

 

Тест "Корректурная проба"

вп*

 

оп*

 

оп*

 

Тест"Количественные отношения"

вп*

 

д

 

нп*

 

"Теппинг-тест"

вп* (д)

 

вп* (д)

 

вп*

 

Методика Мюнстенберга

вп

 

нп

 

нп

 

Примечание.

* — обязательное применение при приеме на работу, работе с резервом;

оп — обязательное применение методики;

вп — возможное применение методики;

нп — методика может быть использована по решению руководителя тестирования;

д — возможно дополнительное использование методики для уточнения какого-ли­бо показателя.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического тестирования (примерная форма; описание психологических характеристик составляется исходя из требований конкретной должности (ра­бочего места), на которую принимается кандидат)

Ф.И.О. кандидата:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мотивационная направленность (ведущий мотив, наличие разнонаправленных конфликтующих мотивов):-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Интеллектуальная сфера (уровень интеллектуального разви­тия, стиль мышления, способность к обучению): -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Когнитивная сфера (особенности внимания, памяти, мыш­ления):--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эмоциональная сфера (эмоциональная и нервно-психиче­ская устойчивость, поведение в стрессовой ситуации, контроль поведения, преобладающее настроение): ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Психофизиологические качества (выносливость, работоспо­собность, скорость и точность реакции, острота зрения и слуха и т.д.):-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Взаимоотношения с людьми (стиль межличностного поведе­ния, гибкость в контактах, поведение в конфликтной ситуации, организаторские способности и т.д.):--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отношение к работе (ответственность, инициативность, тру­долюбие и др.):---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВЫВОДЫ (определить соответствие кандидата требованиям предполагаемой должности, отметить основные сильные и сла­бые его стороны, оптимальные условия адаптации):-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Подпись:-----------------------------------------------------------Дата:-------------------------------------------------------

1

 



Информация о работе Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов