Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа
Опыт показывает, что лица, обладающие недостаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии - не только значительно дольше других, но и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, а также, работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»....…………...……………………………………………………...6
1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности….....6
1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе ………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2 «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»………………………..…………………………….…24
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов ..…………………………………………………………………...24
2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………….......34
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……..……………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..…………………………36
- основные степени профпригодности: непригодность, соответствие, годность, призвание;
Огромное значение уделялось изучению основным этапам в процессе отбора. Были выявлены следующие этапы:
- психологическое изучение профессии с целью выявления требований
к человеку, завершающееся, подробной характеристикой профессии - профессиограммой и психограммой;
- выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность;
- психодиагностика - психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение данной профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией; психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных.
Были выявлены и изучены основные критерии профессиональной пригодности в отборе. После выяснения основных критериев психологической и профессиональной пригодности были изучены и рассмотрены основных этапов профпригодности в отборе, на примере научно – обоснованной системе ПОНАП.
Во второй главе особое внимание, уделялось изучению основных методов диагностики профпригодности, основным принципам оценки и особенностям эффективности диагностических методов, рассмотрены и изучены основные методики - использующиеся в ходе определения профпригодности.
Были выявлены четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности и представлены общие данные по приведенному списку и рекомендуемым методикам их оценки.
Для оценки ПВК качеств были рекомендованы следующие методы: экзамен, экспертные оценки, ситуативные методы, психологическое тестирование, инструментальные измерения.
Были подробно изучены методики психологического тестирования, включающие в себя следующие тесты: мотивы труда (деятельности), оценки интеллектуального развития, эмоциональной сферы, индивидуально-психологических и темпераментных качеств, качеств руководителя и психофизиологических качеств и др.
Так как, в работе были подняты такие вопросы как: «проблема личного и профессиональное самоопределение в профессии», следует дать некоторые рекомендации и пути их разрешения.
Этот вопрос является одним из значимых для понятия «профессиональной пригодности» т.к. если мы упустим становление молодой личности, то мы вряд ли сможем получить высокий показатель профпригодности личности - которая трудится не на своём месте, которая, потеряв много времени, а порой и многие годы - поймет своё предназначение, свою пригодность.
Что бы этого избежать - нужно не упустить становление личности в начале. Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.
Для этого необходимо в каждом учебном заведении, психологу – педагогу работать с учащимися по данной проблеме, используя при этом развивающие технологии: психологические практикумы, профессиональное консультирование, психологическая диагностика, психотренинги обращены к личностным механизмам, регулирующим активность субъекта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность видеть альтернативы, принятие на себя ответственности, ориентацию на свободный выбор и изменение в направлении будущего.
Таким образом, психолого-педагогическая работа с учащимися призвана развить у учащихся интегральные характеристики личности, создать возможность продуктивного решения центральных задач возраста, психологически грамотно ввести их в смысл, назначение, ценности, содержание разных типов профессиональной деятельности и обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта общего и профессионального образования, а значит, обеспечить условия развития конкурентоспособной личности, которая изначально будет знать и представлять свои способности, своё предназначении, свою пригодность.
Список литературы
1. Аверченко Л.К., Удальцова М.В. и др. «Психология управления»: Курс лекций. М.: ИНФРА, 1997. 150 с.
2. Беляцкий Н.П. «Менеджмент. Основы лидерства»: Учеб. пособие. М.: Новое знание, 2002. 250 с.
3. Беляцкий Н.П. и др. «Управление персоналом»: Учеб. пособие. Мн.: ИП «Экорерспектива», 2000. 320 с.
4. Винокуров Л.В. «Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов». СПб.: Питер, 2001. 512 с.
5. Винокуров Л.В., Скрипюк И.И. «Организационная психология». СПб.: Питер, 2001. 512 с.
6. Кабинова А.Я. «Управление персоналом организации»: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.
7. Казаринова Н.В., Погольши В.М. «Межличностное общение». СПб.: Питер, 2001. 512 с.
8. Карданская Н.Л. «Основы принятия управленческих решений»: Учеб. пособие М.: Русская Деловая Литература, 1998. 288 с.
9. Климов Е.А. «Как выбирать профессию»: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. 2-е изд. доп. и дораб. М.: Посвящение, 1990. 159 с.
10. Климов Е.А. «Психология профессионала: Избранные психологические труды». М.: Воронеж, 1996. 348 с.
11. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения»: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/д, 1996. 512 с.
12. Климов Е.А. «Основы психологии» Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
13. Маничев С.А. «Психология менеджмента» / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 460 с.
14. 32Мэт Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 326 с.
15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1999. 272 с.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Профпригодность – профессиональная пригодность;
Профотбор – профессиональный отбор;
ППО – профессионально – психологический отбор;
ПОНАП – поиск, отбор, наем, адаптация персонала;
ПВК – профессионально важные качества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Профессионально важные качества и методы их оценки
Оценивание качеств 1 | Методы оценки 2 | Показатели 3 |
а) Профессиональные знания: - общие профессиональные знания; - знания, умения, навыки безопасного выполнения работ; - знания и умения, выявлять, предупреждать и ликвидировать опасные ситуации. |
Экзамены по тест-вопросам, тест-заданиям |
Оценка в баллах по пятибалльной шкале |
б) Деловые качества: - дисциплинированность, - ответственность; - честность, добросовестность; - компетентность; - инициативность; - целеустремленность, настойчивость; - самостоятельность, решительность. |
Экспертные оценки по специально разработанным анкетам, изучения деловых качеств |
Усредненная экспертная оценка по пятибалльной шкале |
в) Индивидуально-психологические и личностные качества: - мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервнопсихическая устойчивость;
- внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);
- память (долговременная, оперативная);
- мышление - стиль межличностного поведения;
|
Краткий ориентировочный тест, сложные аналоги, выявление общих понятий, тест Р. Кеттела; Опросник Г. Айзенка, тест Люшера, Р. Кеттела;
Корректурная проба, методика Мюнстенберга, чёрно-красная таблица (ЧКТ); Память на числа, зрительная память, слуховая память, ЧКТ; Количественные отношения, сложные аналоги; Оценка КОС, Опросник К. Томаса, тест Р. Кеттела; |
Время выполнения тестов, число правильных ответов; Знание соответствующих шкал;
Время выполнения тестов, число правильных ответов;
То же;
То же; Значение соответствующих шкал; |
г) Психофизиологические качества: - выносливость, работоспособность;
- глазомер (точность динамического лазомера);
- острота зрения;
- цветовосприятие острота слуха; - дифференциация звука; - дифференциация запаха;
|
Опросник Г. АЙзенкв, Опросник Я. Стреляу, инструментальные методы измерения
Реакция на движущийся объект, инструментальные методы измерения
Инструментальные методы измерения
То же
|
Значения соответствующих шкал Степень отклонения от нормативных значений
Число точных реакций
Степень отклонения от нормативных значений
Тоже |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры процедур создания диагностических ситуаций
1. «Почтовая корзина»: по отрывкам из документов (корреспонденция в почтовой корзине) необходимо сделать письменное заключение о характере проблемы, которая в них отражена, принять решение по проблеме, наложить резолюции на документы. Предлагается от 15 до 40 документов. Продолжительность процедуры - от 1 до 4 час.
Область оценки: концептуальная подготовка, организаторский потенциал, устойчивость к стрессу, креативность, инициативность, планирование, делегирование, организация контроля, устойчивость к нагрузкам.
2. «Презентация», «доклад»: доклады (устные) на избранную тему либо презентация себя как руководителя подразделения (организации), презентация организации, услуг, продукции. Продолжительность подготовки: отдельная тема - от 5 до 10 мин; глобальная тема - от 15 до 30 мин. Длительность доклада или презентации - от 10 до 30 мин.
Область оценки: концептуальная подготовка, устная коммуникация, устойчивость к стрессу, самовосприятие, гибкость, уверенность, независимость, устойчивость к нагрузкам, дивергентное мышление, эмоциональная стабильность, профессиональная мотивация, кооперация, контактность.
3. Групповая дискуссия: группе оцениваемых кандидатов предлагается свободно, без специально назначенного руководителя обсудить какую-либо дискуссионную тему, связанную с профессиональной деятельностью или проблемами организации. Продолжительность дискуссии обычно не более часа. После завершения дискуссии участники поочередно излагают свое впечатление о ходе и результатах дискуссии.
Область оценки: концептуальные качества (систематическое мышление, мышление при плохо структуризированной проблеме, открытость будущему и изменениям, чувствительность к слабым сигналам), стиль руководства (активность, особенности позиции и роль в групповой работе, способность быть экспертом или использовать экспертов, ценности и ответственность), коммуникативные качества (стиль коммуникации, разрешение конфликтов, кооперация).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Характеристика тестов оценки качеств
В перечне даны описание и характеристика 30 тестовых методик, которые объединены в следующие группы: мотивы труда (деятельности), оценки интеллектуального развития, эмоциональной сферы, индивидуально-психологических и темпераментных качеств, качеств руководителя и психофизиологических качеств.
Мотивы труда (деятельности)
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из понятий, которые используются для объяснения поведения, деятельности. Для исследования структуры мотивационно-установочной сферы профессиональной деятельности, определения уровня активности и развитости ее компонентов рекомендуется использовать методики "Опросник отношений" и "Опросник уровней притязаний".
"Опросник отношений" (авторы разработки - В. Н. Абрамова, О. А. Лосова с участием Е. Г. Бельской; лаборатория "Прогноз", г. Обнинск) состоит из 40 утверждений, которые сформированы по принадлежности к виду установки. Блоки утверждений объединены по виду мотивов. В свою очередь, блоки состоят из подгрупп, отражающих формы выражений мотивов: познавательную, избежания конфликтов, достижения, престижа, утилитарную. Испытуемый фиксирует отношение к конкретным ситуациям, фактам, событиям и определяет, насколько каждое утверждение верно по отношению к нему. Результаты, полученные с помощью "Опросника отношений", можно использовать для определения профессиональной пригодности и уточнения прогноза надежности конкретного работника в аварийных ситуациях.
Опросник "Уровень притязаний" разработан В. К. Горбачевским (факультет психологии ЛГУ, 1990 г.). Под уровнем притязаний человека понимают его потребности, мотивы или тенденции, проявляющиеся в степени трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Опросник состоит из 42 утверждений, каждое из которых следует оценивать в соответствии со своими представлениями. Подсчет баллов идет по каждому из 15 компонентов мотивационной структуры. При анализе результатов следует учитывать, что ситуация, возникающая при предъявлении задания испытуемому, является сложнопроблемной.
Среда порождает у человека многокомпонентный мотивационный отклик, а проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых находятся познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня, в частности потребность сохранения и повышения самоуважения. Руководитель тестирования не дает качественное определение мотива, а может лишь дать заключение о том, насколько ведущий мотив деятельности соответствует требованиям данного рабочего места.
Оценка интеллектуального развития
Пакет психологических тестовых методик, направленных на оценку интеллектуального развития тестируемых по результатам решения предъявленных задач, состоит из 2-го и 4-го интеллектуальных тестов Айзенка, словесного теста Айзенка, методики "Выявление общих понятий".
Информация о работе Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов