Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа
Опыт показывает, что лица, обладающие недостаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии - не только значительно дольше других, но и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, а также, работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»....…………...……………………………………………………...6
1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности….....6
1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе ………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2 «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»………………………..…………………………….…24
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов ..…………………………………………………………………...24
2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………….......34
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……..……………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..…………………………36
С помощью интеллектуальных тестов Г. Айзенка оценивается обобщенный показатель быстроты решения задач (быстроты соображения), собранности и упорства, т. е. желания решить задачи. Этот обобщенный показатель назван коэффициентом интеллектуальности. При этом под интеллектом (в переводе — разумение, понимание, постижение) понимается относительно устойчивая структура умственных способностей человека.
Тесты Айзенка предназначены для определения общего уровня способностей. В них используется словесный, цифровой и графический материал в сочетании с различными способами формулировки и предъявления заданий.
При работе над интеллектуальным тестом определенную роль играют также и неинтеллектуальные свойства личности, такие, например, как несобранность и отсутствие настойчивости. В результате использования трех тестов Айзенка выявляется уровень интеллектуального развития — от высокого интеллекта до умственного дефекта.
КОТ (коммуникативные и организаторские способности) относится к категории тестов для определения общих умственных способностей. Это вариант теста Вандерлика, который в 1989 г. адаптирован на кафедре психофизиологии МГУ. Индивиду предъявляется серия (50) заданий, подобранных так, чтобы были изучены важнейшие интеллектуальные функции для проникновения в следующие "критические" точки интеллекта: 1) способность обобщения и анализа материалов; 2) гибкость мышления; 3) инертность мышления (переключаемость); 4) эмоциональные компоненты мышления (отвлекаемость); 5) скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания; 6) грамотность; 7) выбор оптимальной стратегии, ориентировка; 8) пространственное воображение.
КОТ используется для быстрой и недифференцированной оценки общего уровня обучаемости обследуемых, что является отражением общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Существует тесная связь интеллекта с другими компонентами личности, ее эмоциональной сферой, потребностями и интересами.
Время решения задач интеллектуальных тестов Айзенка ограничено 30 мин, КОТ - 15 мин.
Одновременно (т. е. при одном тестировании) не рекомендуется использование более двух интеллектуальных тестов, например:
2-й или 4-й тесты Айзенка и КОТ;
2-й или 4-й и словесный тесты Айзенка;
КОТ и словесный тест или методику "Выявление общих понятий".
Последняя заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Оценка дается в баллах, соответствующих числу правильных ответов. Методика рекомендуется для профессионального отбора, в процессе обучения для индивидуального подхода к обучаемому.
Оценка интеллектуального развития работника может быть использована для характеристики способности к обучению в системе непрерывного образования, способности специалиста к управленческой деятельности и т. д.
Оценка эмоциональной сферы
Эмоции - субъективная форма выражения потребностей. Они предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражают отношение к условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.
Для исследования и оценки эмоциональной сферы могут быть использованы личностные опросники Айзенка (формы А и В) и опросник Басса - Дарки. В опросниках Айзенка исследованию подлежат такие качества, как эмоциональная устойчивость, общительность, импульсивность, оптимистичность, особенности контроля над чувствами и эмоциями, и т. п.
Г. Айзенк связывает экстраверсию и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая ее как результат баланса процессов возбуждения и торможения. Основная ценность личностных опросников Айзенка состоит в возможности выявления людей с невротическими тенденциями.
Каждый опросник содержит 57 вопросов, на которые испытуемый отвечает только "да" или "нет". Опросник позволяет оценивать три показателя: экстраверсию, интроверсию, нейротизм. Регистрационный бланк для опросника Айзенка формы А и В один.
Опросник Басса - Дарки -одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии, которая является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия.
А. Басе и А. Дарки рассмотрели агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, 8 субшкал, которого определяют физическую агрессию, косвенную, раздражение, негативизм, обиду, подозрительность, вербальную агрессию, чувство вины. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый дает ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Опросник защищен от мотивационных искажений (по типу социальной желательности), так как имеется контрольная шкала.
Оценка индивидуально-психологических и темпераментных качеств
Для их оценки рекомендуется использовать опросник темперамента Стреляу, структуры темперамента Томаса, Климова, Леонгарда, тест "Порог активности".
Темперамент - это характеристика человека, определяющая его динамические особенности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.
Выделяют (в определенной степени условно) четыре типа темперамента: сангвиник - с сильным, уравновешенным, подвижным типом высшей нервной деятельности; флегматик - с сильным, уравновешенным, инертным типом высшей нервной деятельности; холерик - с сильным, неуравновешенным типом высшей нервной деятельности; меланхолик - со слабым типом высшей нервной деятельности. Указанные типы темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе (развитии). Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации и т. д.). Однако свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.
Тест-опросник Стреляу разработан видным польским психологом Я. Стреляу (1982 г.) на основе дифференциально-психологическ
Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа "да" или "нет", и позволяет получить характеристики по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых может быть определен темпераментальный профиль и вычислены темпераментальные индексы и типы, уровень социальной желательности, особенности взаимодействия со средой (легкость - напряженность), характер изменяемости поведения, чувствительность к неадекватности результата деятельности и предполагаемой его оценке и т. д. В опроснике имеется также контрольная шкала.
Тест может применяться для индивидуального и группового обследования. Методика разработана В. М. Русаловым в 1990 г.
Шкала самооценки (опросник) Ч. Спилбергера предназначена для определения реактивной личностной тревожности. Как черта личности личностная тревожность характеризует в той или иной степени склонность испытывать в большинстве ситуаций опасение, страх, воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на эти ситуации состоянием тревожности различного уровня. Личностная шкала самооценки Спилбергера включает 20 вопросов. Состояние тревожности как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и изменчиво во времени.
Опросник К. Томаса позволяет выявить формы социального поведения, наиболее предпочитаемые испытуемым в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений с людьми в сложных ситуациях.
Определяются пять основных способов регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление; им соответствуют пять шкал опросника. Число баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у испытуемого тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Опросник содержит 30 пар утверждений, в каждой из которых испытуемый выбирает то, которое соответствует его стилю поведения.
Опросник Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии.
Склонность отражает положительное внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые в ней результаты, но и содержание деятельности, в том числе и ее предмет.
Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой — менее, но не насколько. Полученные баллы указывают только направление, а не величину оцениваемого признака. Мир профессий делится на пять больших групп в соответствии с ведущим, главным предметом труда.
Опросник немецкого психолога Леонгарда, профессора клиники Шарите Университета Гумбольдта (Берлин), предназначен для выявления акцентуаций характера. Все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом акцентуированными. Оценка выраженности акцентуации личности позволяет прогнозировать степень успешности деятельности. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера, и применяется для профессионального отбора, профессиональной ориентации и психологической консультации.
Тест "Порог активности" определяет степень трудности (легкости) совершения поступков, решительность в действиях либо пассивность, что важно для совершенствования отбора руководящих кадров, профориентации, профессионального отбора и профессиональной аттестации. Методика является однофакторным тест-опросником и состоит из 18 утверждений.
Оценка качеств руководителя
Для эффективного анализа качественного состава кадров управления и правильной организации работы с различными его группами первостепенное значение имеют регулярная оценка уровня пригодности к руководящей работе, стиля управления, использование методики "Прогноз", теста Шуберта, оценки коммуникативных и организаторских способностей (КОС), опросника волевого самоконтроля (ВСК).
Тест "Уровень пригодности к руководящей работе" включает 25 утверждений и имеет следующие шкалы: долг и ответственность, умение руководить людьми, самообладание и уравновешенность, желание работать с людьми, самостоятельность мышления, совместимость, коллективизм. В тесте используются относительные баллы, которые позволяют оценивать как уровни каждой группы качеств, так и уровни психологической пригодности испытуемого к руководящей работе в целом.
Методика «Прогноз» предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека, особенно при усложнении внешней ситуации. Анкета для методики "Прогноз" состоит из 84 вопросов, на которые испытуемому надлежит дать ответ "да" или "нет". Результаты выражаются количественным показателем, на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости.
Тест американского психолога Р. Шуберта предназначен для определения склонности к риску при объективной физической опасности. Методика содержит 24 вопроса, на каждый из которых испытуемый дает один из пяти возможных ответов. Сумма баллов определяет индивидуальный коэффициент склонности к риску. Методика Р. Шуберта широко применяется в настоящее время в РФ и за рубежом в отраслях, где деятельность может быть сопряжена с возникновением экстремальных условий.
Методика оценки КОС предназначена для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и Дружеские контакты с людьми, стремление к расширению контактов, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Оценка строится на основании ответов (отрицательных либо положительных) испытуемых на 40 вопросов.
Оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей выражается отношением числа совпадающих ответов по каждому виду способностей к максимально возможному числу совпадений. Для количественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей (К) соответствует определенная оценка (Q).
Информация о работе Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов