Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Опыт показывает, что лица, обладающие недостаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии - не только значительно дольше других, но и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, а также, работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»....…………...……………………………………………………...6
1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности….....6
1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе ………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2 «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»………………………..…………………………….…24
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов ..…………………………………………………………………...24
2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………….......34
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……..……………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..…………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

С помощью интеллектуальных тестов Г. Айзенка оценива­ется обобщенный показатель быстроты решения задач (быст­роты соображения), собранности и упорства, т. е. желания ре­шить задачи. Этот обобщенный показатель назван коэффици­ентом интеллектуальности. При этом под интеллектом (в пе­реводе — разумение, понимание, постижение) понимается от­носительно устойчивая структура умственных способностей человека.

Тесты Айзенка предназначены для определения общего уровня способностей. В них используется словесный, цифро­вой и графический материал в сочетании с различными спо­собами формулировки и предъявления заданий.

При работе над интеллектуальным тестом определенную роль играют также и неинтеллектуальные свойства личности, такие, например, как несобранность и отсутствие настойчиво­сти. В результате использования трех тестов Айзенка выявля­ется уровень интеллектуального развития — от высокого ин­теллекта до умственного дефекта.

КОТ (коммуникативные и организаторские способности) относится к категории тестов для определения общих умствен­ных способностей. Это вариант теста Вандерлика, который в 1989 г. адаптирован на кафедре психофизиологии МГУ. Инди­виду предъявляется серия (50) заданий, подобранных так, что­бы были изучены важнейшие интеллектуальные функции для проникновения в следующие "критические" точки интеллекта: 1) способность обобщения и анализа материалов; 2) гибкость мышления; 3) инертность мышления (переключаемость); 4) эмоциональные компоненты мышления (отвлекаемость); 5) скорость и точность восприятия, распределение и кон­центрация внимания; 6) грамотность; 7) выбор оптимальной стратегии, ориентировка; 8) пространственное воображение.

КОТ используется для быстрой и недифференцированной оценки общего уровня обучаемости обследуемых, что является отражением общих способностей, которые выражают познава­тельную активность субъекта и его возможности к усвоению но­вых знаний, действий, сложных форм деятельности. Существует тесная связь интеллекта с другими компонентами личности, ее эмоциональной сферой, потребностями и интересами.

Время решения задач интеллектуальных тестов Айзенка ог­раничено 30 мин, КОТ - 15 мин.

Одновременно (т. е. при одном тестировании) не рекомен­дуется использование более двух интеллектуальных тестов, на­пример:

2-й или 4-й тесты Айзенка и КОТ;

2-й или 4-й и словесный тесты Айзенка;

КОТ и словесный тест или методику "Выявление общих понятий".

Последняя заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобща­ющим словом. Оценка дается в баллах, соответствующих чис­лу правильных ответов. Методика рекомендуется для профес­сионального отбора, в процессе обучения для индивидуально­го подхода к обучаемому.

Оценка интеллектуального развития работника может быть использована для характеристики способности к обучению в системе непрерывного образования, способности специалиста к управленческой деятельности и т. д.

 

Оценка эмоциональной сферы

 

Эмоции - субъективная форма выражения потребностей. Они предшествуют деятель­ности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражают отноше­ние к условиям, которые способствуют или препятствуют осу­ществлению деятельности, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

Для исследования и оценки эмоциональной сферы могут быть использованы личностные опросники Айзенка (формы А и В) и опросник Басса - Дарки. В опросниках Айзенка иссле­дованию подлежат такие качества, как эмоциональная устой­чивость, общительность, импульсивность, оптимистичность, особенности контроля над чувствами и эмоциями, и т. п.

Г. Айзенк связывает экстраверсию и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нерв­ной системе, рассматривая ее как результат баланса процессов возбуждения и торможения. Основная ценность личностных опросников Айзенка состоит в возможности выявления людей с невротическими тенденциями.

Каждый опросник содержит 57 вопросов, на которые испы­туемый отвечает только "да" или "нет". Опросник позволяет оценивать три показателя: экстраверсию, интроверсию, нейротизм. Регистрационный бланк для опросника Айзенка формы А и В один.

Опросник Басса - Дарки -одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии, которая является одним из распространенных способов реше­ния проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызываю­щих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия.

А. Басе и А. Дарки рассмотрели агрессию как комп­лексный феномен. Ими был предложен опросник, 8 субшкал, которого определяют физическую агрессию, косвенную, раздра­жение, негативизм, обиду, подозрительность, вербальную агрес­сию, чувство вины. Опросник состоит из 75 утверждений, на ко­торые испытуемый дает ответ "да" или "нет". По числу совпа­дений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Опрос­ник защищен от мотивационных искажений (по типу социаль­ной желательности), так как имеется контрольная шкала.

Оценка индивидуально-психологических и темпераментных качеств

 

Для их оценки рекомендуется использовать опросник темперамента Стреляу, структуры темперамента Томаса, Кли­мова, Леонгарда, тест "Порог активности".

Темперамент - это характеристика человека, определяю­щая его динамические особенности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.

Выделяют (в определенной степени условно) четыре типа темперамента: сангвиник - с сильным, уравновешенным, подвижным ти­пом высшей нервной деятельности; флегматик - с сильным, уравновешенным, инертным типом высшей нервной деятель­ности; холерик - с сильным, неуравновешенным типом выс­шей нервной деятельности; меланхолик - со слабым типом высшей нервной деятельности. Указанные типы темперамен­та как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

Темперамент относительно ус­тойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе (развитии). Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации и т. д.). Однако свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.

Тест-опросник Стреляу разработан видным польским пси­хологом Я. Стреляу (1982 г.) на основе дифференциально-пси­хологической концепции Павлова - Теплова. Тест направлен на измерение основных характеристик типа нервной деятель­ности: уровня процессов возбуждения и торможения и др. Тест содержит 134 вопроса, предполагающих один из трех воз­можных вариантов ответа: "да", "нет", "не знаю". Он приме­ним при оценке индивидуально-психологических различий между людьми в сфере темперамента и основан на современ­ном функционально-системном подходе в нейро и психофи­зиологии.

Опросник содержит 105 вопросов, требующих отве­та "да" или "нет", и позволяет получить характеристики по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых может быть определен темпераментальный профиль и вычис­лены темпераментальные индексы и типы, уровень социаль­ной желательности, особенности взаимодействия со средой (легкость - напряженность), характер изменяемости поведе­ния, чувствительность к неадекватности результата деятельно­сти и предполагаемой его оценке и т. д. В опроснике имеется также контрольная шкала.

Тест может применяться для индивидуального и группового обследования. Методика разработана В. М. Русаловым в 1990 г.

Шкала самооценки (опросник) Ч. Спилбергера предназна­чена для определения реактивной личностной тревожности. Как черта личности личностная тревожность характеризует в той или иной степени склонность испытывать в большинстве ситуаций опасение, страх, воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на эти ситуации состоянием тревожности различного уровня. Личностная шка­ла самооценки Спилбергера включает 20 вопросов. Состояние тревожности как эмоциональная реакция на стрессовую ситу­ацию может быть различной интенсивности и изменчиво во времени.

Опросник К. Томаса позволяет выявить формы социально­го поведения, наиболее предпочитаемые испытуемым в ситуа­ции конфликта, тенденции его взаимоотношений с людьми в сложных ситуациях.

Определяются пять основных способов регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление; им соответствуют пять шкал опросника. Число баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у испыту­емого тенденции к проявлению соответствующих форм пове­дения в конфликтных ситуациях. Опросник содержит 30 пар утверждений, в каждой из которых испытуемый выбирает то, которое соответствует его стилю поведения.

Опросник Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утвержде­ний. Интересы и склонности человека - важные факторы, ко­торые необходимо учитывать при выборе профессии.

Склон­ность отражает положительное внутренне мотивированное от­ношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые в ней результаты, но и содержание деятельности, в том числе и ее предмет.

Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к ка­кой — менее, но не насколько. Полученные баллы указывают только направление, а не величину оцениваемого признака. Мир профессий делится на пять больших групп в соответст­вии с ведущим, главным предметом труда.

Опросник немецкого психолога Леонгарда, профессора клиники Шарите Университета Гумбольдта (Берлин), предназначен для выявления акцентуаций ха­рактера. Все черты личности могут быть разделены на основ­ные и дополнительные. Основные черты - стержень лично­сти, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психи­ческое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом акцен­туированными. Оценка выраженности акцентуации личности позволяет прогнозировать степень успешности деятельности. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера, и применяется для профессионального отбора, профессиональной ориентации и психологической консультации.

Тест "Порог активности" определяет степень трудности (легкости) совершения поступков, решительность в действиях либо пассивность, что важно для совершенствования отбора руководящих кадров, профориентации, профес­сионального отбора и профессиональной аттестации. Методи­ка является однофакторным тест-опросником и состоит из 18 утверждений.

 

 

 

Оценка качеств руководителя

 

Для эффективного анализа качественного состава кадров управления и правильной орга­низации работы с различными его группами первостепенное значение имеют регулярная оценка уровня пригодности к ру­ководящей работе, стиля управления, использование методи­ки "Прогноз", теста Шуберта, оценки коммуникативных и ор­ганизаторских способностей (КОС), опросника волевого само­контроля (ВСК).

Тест "Уровень пригодности к руководящей работе" включа­ет 25 утверждений и имеет следующие шкалы: долг и ответст­венность, умение руководить людьми, самообладание и уравно­вешенность, желание работать с людьми, самостоятельность мышления, совместимость, коллективизм. В тесте используют­ся относительные баллы, которые позволяют оценивать как уровни каждой группы качеств, так и уровни психологической пригодности испытуемого к руководящей работе в целом.

Методика «Прогноз» предназначена для первоначального ориентировоч­ного выявления лиц с признаками нервно-психической неус­тойчивости. Она позволяет выявить отдельные признаки лич­ностных нарушений, а также оценить вероятность их разви­тия и проявлений в поведении и деятельности человека, осо­бенно при усложнении внешней ситуации. Анкета для мето­дики "Прогноз" состоит из 84 вопросов, на которые испыту­емому надлежит дать ответ "да" или "нет". Результаты выра­жаются количественным показателем, на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устой­чивости.

Тест американского психолога Р. Шуберта предназначен для определения склонности к риску при объективной физи­ческой опасности. Методика содержит 24 вопроса, на каждый из которых испытуемый дает один из пяти возможных ответов. Сумма баллов определяет индивидуальный коэффициент склонности к риску. Методика Р. Шуберта широко применя­ется в настоящее время в РФ и за рубежом в отраслях, где де­ятельность может быть сопряжена с возникновением экстре­мальных условий.

Методика оценки КОС предназначена для выявления ком­муникативных и организаторских способностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и Дружеские контакты с людьми, стремление к расширению контактов, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.). Оценка строится на основании ответов (отрицательных либо положительных) испытуемых на 40 вопросов.

Оценочный коэффициент коммуникативных и организа­торских способностей выражается отношением числа совпада­ющих ответов по каждому виду способностей к максимально возможному числу совпадений. Для количественной стандар­тизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показа­телей (К) соответствует определенная оценка (Q).

Информация о работе Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов