Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Опыт показывает, что лица, обладающие недостаточными способностями к данной деятельности, не имеющие «предназначения» к данной профессии - не только значительно дольше других, но и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, а также, работают хуже других: чаще допускают ошибки и просчёты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надёжностью в работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»....…………...……………………………………………………...6
1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности….....6
1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе ………………………………………………………………………14
РАЗДЕЛ 2 «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ»………………………..…………………………….…24
2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов ..…………………………………………………………………...24
2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………….......34
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……..……………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….…..…………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Каждый человек может овладеть почти любой профессией, но дело в том, сколько на это понадобится сил и какова будет успешность и профессиональный рост в будущем. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье, но она отражается, в конечном счете, на всем обществе. Поэтому прогнозирование профпригодности и путей ее формирования не утрачивает своего актуального значения в настоящее время.

Известны многочисленные факты, когда человек, искренне желающий трудиться в определенной облас­ти и получивший нужную подготовку, тем не менее, терпит провал, не добивается ни малейшего успеха. Чем же это можно объяснить? Легче всего предполо­жить, что каждый человек имеет нечто вроде профессионального предназначения. Не в том ли причина неудачи, что человек пошел «не своей дорогой в жизни»?  [4. С. 158]

Однако профессиональная предназначенность - идея непродуктивная и ненаучная. Профессии и их требования к психофизиологической организации че­ловека чрезвычайно изменчивы, в то время как сама эта организация, в своей природной основе, с присущи­ми ей индивидуальными вариантами и особенностями, осталось на протяжении всей человеческой истории - практически неизменной.

На базе одних и тех же природных данных или задатков происходило и происходит успешное овладение самыми разнообразными видами деятельности. Люди не рождаются потенциальными врачами, менедже­рами, юристами, не всегда от них зависит, какие профессии им приходит­ся выбирать.

Природные особенности человека обладают громад­ной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим про­фессиям и притом с полным удовлетворением. Но есть и такие профессии, которыми человеку трудно овладеть, которые к психологической организации личности предъявляют повышенные требования (художник, водитель скоростного транспорта и др.)

Требования, предъявляемые профессией к человеку, - это требования объективные, на их основе можно разделить профессии на два типа.

Профессии первого типа предъявляют такие требования, которым могут удовлетворить люди, обладаю­щие специальными индивидуальными чертами.

Требования профессий второго типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый. Различие между двумя типами профессий можно свести к единому признаку и назвать «обучаемостью». К одним профессиям активно приспосабливается любой человек, к другим - лишь некоторые индивиды.

Все люди отличаются один от другого по своим личным ка­чествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Но так же следует отметить то, что любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а в другом - будет противодей­ствовать успешной работе. Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности «в одиночку», и в конце концов, меняет только что полученную специальность. Это - факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности. Вступив же на правильный путь, он «находит себя», работает не только с успехом, но и с удовлетворением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счёт разных сочетаний своих свойств личных качеств. Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода.

Таким образом, даже применительно к одной работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне професси­онально ценных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповтори­мый стиль, индивидуальный почерк в работе.

Значит ли сказанное выше, что в области профессионально ценных качеств и профпригодности существует не­одолимая неопределенность? При конкретном анализе профпригодности данного человека и при соответствующем воспитании, самовоспитании полезно помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядом расположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых:

1. Гражданские качества - идейный, моральный облик чело­века как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности, в отношении которых человек оказывается непри­годным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом.

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия такова, что требуется ответственная работа в одиночку, без частого внешнего контроля, за исполнителем (осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), начинает выступать в роли важного зве­на профпригодности. Недобросовестен - непригоден. Нет интереса к биологии, физиологии животных - не сможешь успешно работать оператором животноводческого ком­плекса.

3. Дееспособность (общая, не только физическая, но и умст­венная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как ши­рота ума, его глубина, гибкость, не повредят, по-видимому, ни в одной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, ини­циативность, активность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состояни­ем здоровья, физической выносливостью, силой.

4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух важен для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкаль­ных инструментов.

5. Навыки, выучка, знания, опыт.

Изложенную выше струк­туру очень легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов: ГОДЕН

Г - гражданские качества;

О - отношение к тру­ду;

Д - дееспособность общая;

Е - единичные, частные, специ­альные способности;

Н - навыки [5. С. 124].

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически не включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к про­фессии могут быть сформированы именно заблаговременно (та­кие, как гражданские качества, соотношение к труду и общая дее­способность).

Полезно различать некоторые степени профпригод­ности, хотя бы приблизительно. Выделим здесь четыре таких сте­пени:

а) непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в сос­тоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с рабо­той в той или иной области. При этом дело обстоит не обяза­тельно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может усугублять, усиливать имеющиеся (по­ка, может быть, небольшие) отклонения в состоянии здоровья.

б) годность (к той или иной профессии или группе их). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противо­показаний в отношении той или иной области труда, но нет, и показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что неизвестно ничего о противопоказаниях, а так: извест­но, что их нет.

в) соответствие (данного человека данной области деятель­ности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, которые яв­но указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий.

г) призвание (данного человека к данной профессии, об­ласти деятельности) - это высший уровень профпригодности на данном этапе развития человека как труженика. Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми чело­век выделяется среди сверстников, находящихся в примерно рав­ных условиях обучения и развития [13. С. 189].

1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в                              отборе

Профотбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессио­нального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвя­занных этапов:

1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто пере­чень психических и психомоторных процессов, находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их вза­имосвязи и воплощения в профессиональной эффектив­ности.

Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой и психограммой.

2. Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих те пси­хические процессы и профессиональные действия, в отно­шении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.

3. Психодиагностика - психологическое изучение претен­дентов на овладение профессией, оценка их общего разви­тия, направленности на овладение данной профессией, сте­пени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполне­ния ими элементов целостной деятельности в различных условиях.

4. Психологический прогноз успешности обучения и после­дующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психо­диагностических данных, с акцентом на оценку личност­ных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значи­мых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появле­ния экстремальных воздействий.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой - либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; поданным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессио­нальной адаптации и др.

Среди медицинских критериев профпригод­ности особое внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределять снижение надежности в рабо­те и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

К ним относятся про­тивопоказания в отношении:

- психического здоровья;

- состояния нервной системы;

- по основным анализаторным системам (слух, зрение);

- сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- по состоянию опорно-двигательного ап­парата и др.

              В опре­деленных профессиях могут предъявляться особые требования к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, и многим другим медицинским показате­лям.

Отбор по данным образовательного ценза проводится в целом ряде видов профессионального труда. Оценка профпригодности при этом определяется осо­бенностями учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, а также наличием соответствующе­го конкурса претендентов.

Социальный отбор предусматривает изучение автобиогра­фии, характеристик с места работы или учебы и др. Соответствующее внимание при этом может быть уделено бе­седе по определенной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которой претендент спо­собен показать свою социальную зрелость и соответствующие познания. При необходимости жесткого отбора возможно так­же изучение претендента в процессе выполнения им специаль­ных трудовых и общественных поручений.

Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для ис­следования профпригодности является профессиограмма, и в частности психологическая ее часть - психограмма.

В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосно­вывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии. Перечень таких требований кладется в основу пси­хологического обследования при отборе.

Так же, следует отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с бо­лее длительным прогнозом последующей трудовой деятельно­сти. В связи с этим личностный подход и оценка обществен­ного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность является не менее важным компонентом психологического отбора. Тот факт, что при определении профпригодности оценивается уровень наличной подготовки, не снижает в ряде случаев возможности вероятностного прогно­за успехов в обучении и деятельности. Особенно эффектив­ный прогноз может быть проведен в профотборе к професси­ям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах. Дело в том, что, начи­ная обучение с более высокого уровня развития тех или иных психических, психомоторных или физических качеств и нали­чия соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными.

Критерии профпригодности в психологиче­ском отборе могут охватывать такие черты личности, как чест­ность, справедливость, принципиальность, чувство коллекти­визма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент и др. В ряде профессий особое значение имеют организаторские способно­сти, умение планировать работу, руководить, требовать. Во всех случаях особое значение имеет степень осознанности и прочности мотивации к избранной профессии. В большом количестве профессий операторского профиля особую роль играют также эмоциональная устойчивость и некоторые, психические и психомоторные качества.

Информация о работе Критерии проффесиональной пригодности и методики отбора специалистов