Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:24, контрольная работа
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения.
1. Охарактеризуйте понятия «эмоции» и «чувства» ………………………….2
2. Проанализируйте понятие «эмоциональные состояния»……….……..…..7
3. Соотнесите понятия и их определения.…………………………………......11
4. Литература…………………………………………………………………….13
Содержание.
1. Охарактеризуйте понятия «эмоции» и «чувства» ………………………….2
2. Проанализируйте понятие «эмоциональные состояния»……….……..…..7
3. Соотнесите понятия и их определения.………………………………….....
4. Литература……………………………………………
Характеристика понятий «эмоции» и «чувства».
Эмоции — это субъективные реакции
человека на воздействия внешних и внутренних
раздражителей, отражающие в форме переживаний
их личную значимость для субъекта и проявляющиеся
в виде удовольствия или неудовольствия.
За эмоциями была
признана важная положительная
роль в жизни людей, и с
ними стали связывать
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная
функция выражается в том, что, возникая
как моментальная, быстрая реакция организма,
может защитить человека от опасностей.
Виды эмоций:
К. Изард выделил следующие основные эмоции:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние,
выражающееся в осознании несоответствия
собственных помыслом, поступков и внешности
не только ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.
Чувства — эмоциональные переживания
человека, в которых отражается устойчивое
отношение индивида к определенным предметам
или процессам окружающего мира.
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические (увлечения), интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства – это чувства, которые испытывает человек по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Праксическими чувства (увлечения) - это чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.
Интеллектуальные чувства – это разновидность высших чувств человека. Они проявляются в процессе познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. К ним относятся: чувство нового, любознательность, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение. Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности.
Эстетические чувства – это чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве. Они воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.
Функции чувств:
Выделяют две основные функции чувств: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная
функция чувств выражается в том, что переживания
возникают и изменяются в связи с происходящими
изменениями в окружающей среде или в
организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Основные качества эмоций и чувств:
Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации.
Физиологические основы чувств и эмоций:
Специальные исследования
показывают, что эмоциональные переживания
обусловлены нервным
Ведущую роль в эмоциях и
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами.
2. Анализ понятия «эмоциональное состояние».
Эмоциональные состояния - пси
Наиболее общее эмоциональное
По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:
- Стенические;
- Астенические.
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность
организма; а астенические эмоции,
наоборот, угнетают и подавляют все жизненные
процессы в организме.
Примером стенических
У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали.
В состоянии печали, благодаря
деятельности вазомоторного аппарата,
кровеносные сосуды сокращаются, и возникает
известная анемия кожи, внутренних органов
и, главное, мозга. Лицо становится бледным,
удлиняется, вытягивается, теряет свою
полноту, приобретает резко выраженные
заостренные черты, снижается температура
кожи, появляется ощущение холода и даже
озноба. В связи с замедлением кровообращения
возникает затрудненное дыхание, одышка.
Пониженное питание мозга вызывает снижение
деятельности произвольного двигательного
аппарата: движения становятся медленными,
вялыми, совершаются с трудом и неохотно,
вследствие чего уменьшается продуктивность
работы; походка становится медленной,
человек не идет, а как бы «плетется».
Эмоциональные состояния: аффект, стресс, фрустрация.
Аффект (от лат. affectuctus – «душевное
волнение») - сильное и относительно кратковременное
эмоциональное состояние, связанное с
резким изменением важных для субъекта
жизненных обстоятельств и сопровождаемое
резко выраженными двигательными проявлениями
и изменением в функциях внутренних органов.
Аффект полностью захватывает
психику человека. Это влечет за собой
сужение, а порой и отключение сознания,
изменения в мышлении и, как следствие
неадекватное поведение. Например, при
сильном гневе многие люди теряют способность
к конструктивному разрешению конфликтов.
Гнев у них переходит в агрессию. Человек
кричит, краснеет, размахивает руками,
может ударить противника.