Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:24, контрольная работа
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения.
1. Охарактеризуйте понятия «эмоции» и «чувства» ………………………….2
2. Проанализируйте понятие «эмоциональные состояния»……….……..…..7
3. Соотнесите понятия и их определения.…………………………………......11
4. Литература…………………………………………………………………….13
Аффект возникает резко, внезапно
в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться
с этим состоянием очень трудно. Любое
чувство может переживаться в аффективной
форме.
Аффекты отрицательно сказываются
на деятельности человека, резко снижая
уровень ее организованности. В аффекте человек
как бы теряет голову, его поступки неразумны,
совершаются без учета обстановки. Если
в сферу действий человека попадают предметы,
не имеющие отношения к причине аффекта,
он может в ярости отшвырнуть попавшуюся
вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу.
Теряя власть над собой, человек весь отдается
переживанию.
Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.
Стресс (от англ. stress – «давление»,
«напряжение») – это эмоциональное состояние,
возникающее в ответ на всевозможные экстремальные
воздействия. Ни одному человеку не удается
жить и работать, не испытывая стрессов.
Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания,
конфликты, напряжение при выполнении
тяжелой или ответственной работы время
от времени переживает каждый. Одни люди
справляются со стрессами легче, чем другие,
т.е. являются стрессоустойчивыми.
Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром «эмоционального выгорания». Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.
Фрустрация (от лат. Frustration - обман, расстройство,
разрушение планов) - состояние человека,
вызываемое объективно непреодолимыми
(ли субъективно так воспринимаемыми)
трудностями, возникающими на пути к достижению
цели.
Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.
Например, при выполнении
какой-либо деятельности
Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.
3. Соотнесение понятий и их определений:
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.
Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
Аффект - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
Эмпатия - способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
а) – 4;
б) – 3;
в) – 2;
г) – 1.
Примеры проявления эмоциональных состояний:
Стресс: работник совершил какую-либо ошибку, выполняя свою привычную работу (неправильно составлен еженедельный отчёт). Начальник вызвал его, делает выговор. Разумеется, работник расстроился, а дальше весь рабочий день не ладится. Налицо рабочий стресс.
Фрустрация: примерами фрустрации могут быть: смерть близкого человека; потеря дома, в котором долго жили и т.д.
Аффект: в состоянии аффекта человек
может совершить как убийство, так и причинение
тяжких телесных повреждений). В состоянии аффекта сознание,
способность представлять и мыслить суживаются,
подавляются. При этом сильное эмоциональное
возбуждение проявляется в бурных движениях,
в беспорядочной речи, часто в выкриках.
Действия человека при аффектах проявляются в
Эмпатия: примером эмпатии может быть поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.
Литература:
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. – М.: ПровсещениеВладос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: академия, 1998.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.