Контрольная работа По дисциплине: «Возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Экспектации – (от англ. expectation – ожидание) система ожиданий, требований, относительно норм исполнения индивидом внутригрупповых ролей. Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличии от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе экспектации носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны экспектации- право ожид

Оглавление

Дать определение понятий
Экспектация ……………………………………………..…….. 3 стр.
Эгоцентрическая эмпатия ……………………………………. 4 стр.
Физиологические потребности …...……………………….…. 5 стр.
Стадия конкретных операций …………..……………………. 6 стр.
Атрибуция …………………………. …………....................... ..7 стр.
Реферативная работа: «Кризис как переход от одного этапа развития на другой»……………… ……………………………………. 8 стр.
Дать ответ на ситуативную задачу……………………

Файлы: 1 файл

контрольная по возр. псих..doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    Зрелость  считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

             Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

        Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

    Итог.  Кризис – это один их аспектов процесса развития, который отличается тем, что при таком его течении (критическом) нарушается определенная стабильность, разрывается равномерное поступательное движение и создается конфликтная ситуация во внутреннем мире личности («разрешимое противоречие»; «конструктивный конфликт»).

    Внешние проявления психологического возрастного  кризиса, т.е. поведение личности в эти периоды развития не могут быть преодолены изменениями педагогических, «управляющих» систем. Здесь, с помощью той или иной системы отношений, возможно только снижение интенсивности протекающего кризиса, достижение его большей продуктивности. Отсутствие в этой ситуации конфликта лишает человека возможности превратить приобретенные в процессе развития способности в «работающие», не дает возможность приобрести опыт, останавливает непосредственные действия, не дает осуществиться практике построения собственного поведения.

      «Кризис» не катастрофа, а переломный  момент, «критическая точка развития»,  период, в котором обостряется чувствительность человека к миру, к сложившейся системе его отношений к себе и другим. К этому моменту существенно повышаются внутренние ресурсы личности, которые могут быть использованы для принятия тех или иных решений. В любом случае, в результате прохождения этой критической точки личность изменяется в ту или иную сторону. «Критическая точка развития» – обязательный элемент, момент процесса развития человека, дающий возможность перехода личности к новому опыту, реализации сформированных в предыдущем опыте способностей и потребностей. Психологическая готовность к переходу на следующий этап определяется всем предыдущим ходом развития и условиями, позволяющими личности совершить этот переход, разрешить возникшие в ее внутреннем мире противоречия.

    Прохождение кризиса - это преодоление сложившейся  на предыдущем этапе системы отношений  человека с миром. При определенных, специально организованных условиях (например, созданных с помощью превентивных программ), это преодоление может протекать относительно «плавно», «равномерно», «конструктивно» и психологически безопасно для личности

    Кризис  позволяет перейти личности к  новому опыту и реализовать сформированные в предыдущем опыте способности  и потребности.

 

                                          Литература

  1. Аверин  В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и  доп.- М., 2001.
  2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., М., 1999.
  3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М., 1999.
  4. Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. Введение в психологию. 1998.
  5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М„ 1993.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. М., 1994.
  7. Гамезо В.М. Домашенко И.А. Атлас по психологии: М.:,1999.
  8. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.:1994.
  9. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка М., 2001
  10. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 1999.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  12. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 38–50.
  13. Перри Дж.У. Духовный кризис и обновление // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
  14. Баканова А.А. Личностный кризис // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов /Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 167-181.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    3. Ситуационная задача. 

1.  Как соотносится возраст человека с его акме ? 

    Акмеология - от древн. греч. акме - «вершина, цветущая сила». Предметом изучения науки Акмеологии является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Акме -физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением вершин в жизнедеятельности и творчестве. Данный период в жизни человека приходится на возраст от 35 до 55 лет. Именно к этому времени человек обретал необходимый опыт, тонкость и мастерство для полнейшего своего человеческого, профессионального и личностного раскрытия и расцвета. Именно к этому моменту для человека прояснялась его миссия, смысл его воплощения на земле. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. 

    2. В подростковый период воображение интеллектуализируется, сближается с теоретическим мышлением.

    Вопрос:    Охарактеризуйте особенности  воображения  подростка.

    В подростковом возрасте воображение  может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

    Реальность  воображаемого мира субъективна - это  только его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира.

    Мир воображения подростка - особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности. Свободное построение сюжетной линии и свободный выбор желаемого места, где развертываются события воображаемой жизни, позволяют не только планировать и проживать замыслы, повторяя их снова и снова, перестраивая сюжеты и чувства по своему хотению, но и дают возможность пережить напряжение действительных социальных отношений и испытать чувство релаксации.

    Воображение подростков может оказывать, таким образом влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

    Воображение может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства, лишить подростка полета фантазии и творчества.

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: «Возрастная психология»